Совершенствование управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия на основе процессного подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:56, автореферат

Описание работы

Актуальность темы. Любое производственное предприятие всегда сталкивается с проблемами и поиском ответа на вопрос: что и сколько производить, кто является потенциальным потребителем продукции, какой уровень цен необходимо установить, как конкурировать на рынке, удовлетворяя запросы потребителей, и т.д. Сегодня уже не найти предприятия, в котором, как минимум, не была бы декларирована деятельность в сфере маркетинга. В тоже время на большинстве российских предприятий маркетинг так и не стал рассматриваться как ключевой бизнес-процесс всей деятельности предприятия. По-прежнему основной задачей служб маркетинга, с точки зрения руководителей предприятия, остается продвижение продукции на рынок и реклама.

Файлы: 1 файл

Совершенствование управления маркетинговой деятельностью промышл.doc

— 2.97 Мб (Скачать файл)


На правах рукописи

 

 

 

Шадрова Юлия Владимировна

 

 

 

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

 

Специальность 08.00.05 – Экономика  и управление народным хозяйством (маркетинг)

 

 

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2010



Диссертационная работа выполнена в ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия»

 

Научный консультант:    доктор экономических наук, профессор  
Темный Юрий Владимирович (Россия), директор Волжско-камского филиала Российской международной академии туризма, г. Набережные Челны

Научный руководитель: кандидат физико-математических наук, доцент  
Смирнов Юрий Николаевич (Россия), декан экономического факультета ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия»,  
г. Набережные Челны

Официальные оппоненты:  доктор экономических наук, профессор  
Пичурин Игорь Ильич (Россия),  
профессор кафедры «Экономика и управление качеством продукции» Уральского федерального университета им. первого президента России Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург

кандидат экономических  наук, доцент  
Габидинова Гульназ Сабирзяновна (Россия), доцент кафедры «Маркетинг и менеджмент» Камской государственной инженерно-экономической академии, г. Набережные Челны

Ведущая организация:     ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа

 

Защита состоится «29»  декабря 2010 года в 12 ч. 00 мин. на заседании  диссертационного совета Д 004.002.02 при Учреждении Российской академии наук Институт экономики Уральского отделения РАН по адресу: 620015, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.

С диссертацией можно  ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Институт экономики  Уральского отделения РАН.

 

Автореферат разослан «27»  ноября 2010 года.

 

 

 

 

 

 

 

Ученый секретарь диссертационного совета,


доктор экономических наук,

доцент                                                                                          Ю.Г. Лаврикова

 
I. Общая характеристика работы

Актуальность  темы. Любое производственное предприятие всегда сталкивается с проблемами и поиском ответа на вопрос: что и сколько производить, кто является потенциальным потребителем продукции, какой уровень цен необходимо установить, как конкурировать на рынке, удовлетворяя запросы потребителей, и т.д.

Сегодня уже не найти предприятия, в котором, как минимум, не была бы декларирована деятельность в сфере  маркетинга. В тоже время на большинстве российских предприятий маркетинг так и не стал рассматриваться как ключевой бизнес-процесс всей деятельности предприятия. По-прежнему основной задачей служб маркетинга, с точки зрения руководителей предприятия, остается продвижение продукции на рынок и реклама. Но вопреки сложившемуся у них мнению, маркетинг не начинается там, где заканчивается производство. Напротив, в его задачи входит определение характера и масштабов производства, а также путей рентабельного использования производственных мощностей предприятия и инженерно-технических возможностей с учетом перспектив сбыта. Следовательно, современный маркетинг тесно связан с производственной деятельностью предприятия, направленной на изготовление продукции, пользующейся спросом или же приведение всех ресурсов предприятия в соответствии с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли.

Разработка и управление системой маркетинга являются сложным процессом, требующим соответствующих трудовых, материальных и финансовых затрат. Маркетинг отличается своей системностью, и отказ хотя бы от одного из его элементов сделает его неэффективным, а порой и просто убыточным занятием. Исключение составных элементов комплекса маркетинга – самая большая ошибка при управлении маркетинговой деятельностью на промышленном предприятии.

Рассмотрение маркетинга как одного из взаимосвязанных бизнес-процессов предприятия с использованием процессно-задачного подхода и применение методики управления сбалансированной системой показателей эффективности выполнения задач бизнес-процесса позволит осуществлять маркетинговую деятельность более эффективно.

Таким образом, управление и прогнозирование  маркетинговой деятельности промышленного  предприятия являются актуальными  задачами, которые имеют не только научное, но и важное практическое значение.

Аспектам маркетинговой деятельности посвящено большое число исследований и публикации российских и зарубежных ученых и специалистов. Основы маркетинга разработаны такими учеными, как Ф. Котлер, И. Ансофф, Д. Эванс, Ж.-Ж. Ламбен, Л. Гэлловэй, Э. Сандей и другими. Развитию теории и практики маркетинга посвящены работы российских и зарубежных ученых Ф. Вебстера, Г.Л. Багиева, О.Ю. Юлдашевой, Е.П. Голубкова, Е.В. Попова, Е.С. Шустермана, Н.В. Маслова, В.С. Исмагиловой, А.М. Степанова, А.П. Пинкова, А.В. Гусева, И.С. Важениной и других.

Внутренние и внешние проблемы функционирования маркетинга на российских предприятиях проанализированы в работах  Е.П. Голубкова, А.С. Грузинова, О.И. Гусевой, В.В. Кеворкова, А.И. Татаркина, Е.В. Попова, В.В. Кузьмина, С.В. Леонтьева, А.П. Мурзалиева, Ю.Ф. Поповой, В.В. Репина, О.Ю. Соренсена, А.А. Старостиной.  Проблемы взаимодействия организации с окружающей средой маркетинга глубоко разработаны западными экономистами М. Альбертом, Е. Дихтлем, Ф. Котлером, М.Х. Месконом, Дж. Ф. Хедоури, Х. Хершгеном, а также российскими: Р.Б. Ноздревой, Г.Н. Чубаковым и др.

Вопросы управления маркетинговой  деятельностью промышленного предприятия  освещены в работах Ф. Котлера, Ф. Уебстера, В.А. Алексунина, Т.А. Бурцевой, М.Е. Кунявского, М.М. Максимцова, В.А. Мислаева, Б.А. Соловьева и других авторов.

Не смотря на степень разработанности вопросов управления маркетингом, тем не менее, ряд проблем теоретического и практического характера остается не решенным и требует дальнейшего исследования. Актуальность темы диссертационной работы обусловлена необходимостью:

  • формирования четкого круга задач маркетинга и закрепления за каждой задачей конкретного исполнителя с целью исключения дублирования с другими направлениями деятельности промышленного предприятия;
  • создания системы показателей эффективности, позволяющих оценивать результаты маркетинговой деятельности;
  • обоснования затрат на организацию, ведение и управление маркетинговой деятельностью промышленного предприятия;
  • определения взаимосвязей между задачами маркетинговой службы и задачами других подразделений предприятия;
  • разработки технологии управления маркетинговой деятельностью предприятия, ориентированной на результаты маркетинга.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в развитии методологических основ технологии управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий с использованием процессного подхода.

Достижение данной цели потребовало решения следующих  задач:

  1. Разработать методологические принципы технологии управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия;
  2. Обосновать модель нахождения оптимальных параметров маркетинговой деятельности, на основе которых принимаются управленческие решения;
  3. Разработать алгоритм составления календарной программы маркетинга и обоснования затрат на ее реализацию промышленного предприятия.

Объектом  исследования являются промышленные предприятия на примере отрасли автомобилестроения в сегменте производства большегрузных автомобилей и комплектующих к ним.

Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в вопросах совершенствования методов управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий. В диссертационной работе использовались методы сравнительного, финансового и статистико-математического анализа, а также имитационного и математического моделирования изучаемых процессов.

Информационную  базу исследования составили материалы  органов государственной власти и управления, законодательные и  нормативные акты РФ и ее субъектов по вопросам финансов предприятий, данные Госкомстата, материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная литература по теме диссертации. Эмпирической базой являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также аналитические и собственные расчетные материалы автора.

Научная новизна работы:

  1. Предложены методологические принципы технологии управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия, включающие выделение бизнес-процесса «Маркетинг» как совокупности взаимосвязанных по времени и результатам задач; классификацию задач бизнес-процесса по типам и исполнителям; формирование организационно-логической схемы и алгоритма решения задач бизнес-процесса «Маркетинг» и рассмотрение задачи как элемента управления (пункт «Управление маркетинговой деятельностью, направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)»).
  2. Обоснована модель нахождения оптимальных параметров маркетинговой деятельности промышленного предприятия, в основу которой положены методы и модели решения задач маркетинга, а также организационно-логические связи и связи по результатам решения задач бизнес-процесса «Маркетинг» (пункт «Управление маркетинговой деятельностью, направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)»).
  3. Разработан алгоритм составления календарной программы маркетинговой деятельности и обоснования затрат на ее реализацию промышленного предприятия, базирующийся на организационно-логической схеме решения задач бизнес-процесса «Маркетинг»; управлении временными и стоимостными параметрами маркетинговой деятельности с использованием методов сетевого планирования и управления, и позволяющий относить маркетинговые затраты на задачи бизнес-процесса «Маркетинг» (пункт «Управление маркетинговой деятельностью, направления и формы организации маркетинга и их адаптация к изменяющимся рыночным условиям в экономике России и на глобальных рынках» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)»).

Практическая  ценность работы. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы: руководителями и менеджерами маркетинговых служб промышленных предприятий в повседневной практике, при построении либо реструктуризации организационной структуры службы маркетинга, внедрении процессного подхода управления; сотрудниками научно-исследовательских институтов при проведении исследований и разработок в сфере управления маркетингом промышленного предприятия; высшими учебными заведениями Минобразования и науки РФ при разработке курсов: «Управление маркетингом на предприятии», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Организация маркетинговой деятельности на предприятии», «Маркетинговое планирование».

Апробация и  внедрение результатов исследования. Основные положения работы опубликованы, докладывали и получили положительную оценку на международных, всероссийских и региональных конференциях в том числе: V Международной научно-технической конференции «Аналитические и численные методы моделирования естественнонаучных и социальных проблем» (22-25 октября 2010г.), Всероссийской научно-практической конференции «Товар, потребительский рынок и маркетинговые коммуникации» (2006г.), XVI Международной научно-технической конференции «Математические методы и информационные технологии в экономике, образовании и социологии» (2005г.), IV Международной научно-практической конференции «Инновационные процессы в управлении предприятиями и организациями» (2005г.), Межвузовской научно-практической конференции «Вузовская наука - России» (г. Набережные Челны, 2005г.), Межвузовской научно-практической конференции «Наука и практика. Диалоги нового века» (г. Набережные Челны, 2003г.), научных семинарах кафедры «Математическое моделирование и информационные технологии в экономике» Камской государственной инженерно-экономической академии.

Разработанные в диссертационном  исследовании положения использованы:

  • в практической деятельности Департамента маркетинга Открытого акционерного общества «КАМАЗ» (2009 г.);
  • в процессе обучения студентов 2 – 5 курсов специальностей «Маркетинг», «Менеджмент организации», «Финансы и кредит», «Прикладная информатика в экономике» и «Математические методы в экономике» ГОУ ВПО Камская государственная инженерно-экономическая академия (2007-2010 г.).

Публикации. Основные результаты исследования отражены в 10 публикациях автора общим объемом 3,11 п.л. Вклад автора составляет 2,78 п.л. В изданиях, рекомендованных ВАК РФ, опубликованы 3 статьи в журналах «Интеграл» и «Экономический анализ. Теория и практика».

Информация о работе Совершенствование управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия на основе процессного подхода