Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:56, автореферат
Актуальность темы. Любое производственное предприятие всегда сталкивается с проблемами и поиском ответа на вопрос: что и сколько производить, кто является потенциальным потребителем продукции, какой уровень цен необходимо установить, как конкурировать на рынке, удовлетворяя запросы потребителей, и т.д. Сегодня уже не найти предприятия, в котором, как минимум, не была бы декларирована деятельность в сфере маркетинга. В тоже время на большинстве российских предприятий маркетинг так и не стал рассматриваться как ключевой бизнес-процесс всей деятельности предприятия. По-прежнему основной задачей служб маркетинга, с точки зрения руководителей предприятия, остается продвижение продукции на рынок и реклама.
На правах рукописи
Шадрова Юлия Владимировна
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ
МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (маркетинг)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Екатеринбург, 2010
Диссертационная работа выполнена в ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия»
Научный консультант:
доктор экономических наук, профессор
Темный Юрий Владимирович (Россия),
директор Волжско-камского филиала Российской
международной академии туризма, г. Набережные
Челны
Научный руководитель:
кандидат физико-математических наук,
доцент
Смирнов Юрий Николаевич (Россия),
декан экономического факультета ГОУ
ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая
академия»,
г. Набережные Челны
Официальные
оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Пичурин Игорь Ильич (Россия),
профессор кафедры «Экономика и управление
качеством продукции» Уральского федерального
университета им. первого президента России
Б.Н. Ельцина, г. Екатеринбург
кандидат экономических
наук, доцент
Габидинова Гульназ Сабирзяновна (Россия), доцент кафедры «Маркетинг
и менеджмент» Камской государственной
инженерно-экономической академии, г.
Набережные Челны
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа
Защита состоится «29» декабря 2010 года в 12 ч. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 004.002.02 при Учреждении Российской академии наук Институт экономики Уральского отделения РАН по адресу: 620015, г. Екатеринбург, ул. Московская, д. 29.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Институт экономики Уральского отделения РАН.
Автореферат разослан «27» ноября 2010 года.
Ученый секретарь
доктор экономических наук,
доцент
Актуальность темы. Любое производственное предприятие всегда сталкивается с проблемами и поиском ответа на вопрос: что и сколько производить, кто является потенциальным потребителем продукции, какой уровень цен необходимо установить, как конкурировать на рынке, удовлетворяя запросы потребителей, и т.д.
Сегодня уже не найти предприятия, в котором, как минимум, не была бы декларирована деятельность в сфере маркетинга. В тоже время на большинстве российских предприятий маркетинг так и не стал рассматриваться как ключевой бизнес-процесс всей деятельности предприятия. По-прежнему основной задачей служб маркетинга, с точки зрения руководителей предприятия, остается продвижение продукции на рынок и реклама. Но вопреки сложившемуся у них мнению, маркетинг не начинается там, где заканчивается производство. Напротив, в его задачи входит определение характера и масштабов производства, а также путей рентабельного использования производственных мощностей предприятия и инженерно-технических возможностей с учетом перспектив сбыта. Следовательно, современный маркетинг тесно связан с производственной деятельностью предприятия, направленной на изготовление продукции, пользующейся спросом или же приведение всех ресурсов предприятия в соответствии с требованиями и возможностями рынка для получения прибыли.
Разработка и управление системой
маркетинга являются сложным процессом,
требующим соответствующих
Рассмотрение маркетинга как одного из взаимосвязанных бизнес-процессов предприятия с использованием процессно-задачного подхода и применение методики управления сбалансированной системой показателей эффективности выполнения задач бизнес-процесса позволит осуществлять маркетинговую деятельность более эффективно.
Таким образом, управление и прогнозирование маркетинговой деятельности промышленного предприятия являются актуальными задачами, которые имеют не только научное, но и важное практическое значение.
Аспектам маркетинговой деятельности посвящено большое число исследований и публикации российских и зарубежных ученых и специалистов. Основы маркетинга разработаны такими учеными, как Ф. Котлер, И. Ансофф, Д. Эванс, Ж.-Ж. Ламбен, Л. Гэлловэй, Э. Сандей и другими. Развитию теории и практики маркетинга посвящены работы российских и зарубежных ученых Ф. Вебстера, Г.Л. Багиева, О.Ю. Юлдашевой, Е.П. Голубкова, Е.В. Попова, Е.С. Шустермана, Н.В. Маслова, В.С. Исмагиловой, А.М. Степанова, А.П. Пинкова, А.В. Гусева, И.С. Важениной и других.
Внутренние и внешние проблемы функционирования маркетинга на российских предприятиях проанализированы в работах Е.П. Голубкова, А.С. Грузинова, О.И. Гусевой, В.В. Кеворкова, А.И. Татаркина, Е.В. Попова, В.В. Кузьмина, С.В. Леонтьева, А.П. Мурзалиева, Ю.Ф. Поповой, В.В. Репина, О.Ю. Соренсена, А.А. Старостиной. Проблемы взаимодействия организации с окружающей средой маркетинга глубоко разработаны западными экономистами М. Альбертом, Е. Дихтлем, Ф. Котлером, М.Х. Месконом, Дж. Ф. Хедоури, Х. Хершгеном, а также российскими: Р.Б. Ноздревой, Г.Н. Чубаковым и др.
Вопросы управления маркетинговой
деятельностью промышленного
Не смотря на
степень разработанности
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в развитии методологических основ технологии управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий с использованием процессного подхода.
Достижение данной цели потребовало решения следующих задач:
Объектом исследования являются промышленные предприятия на примере отрасли автомобилестроения в сегменте производства большегрузных автомобилей и комплектующих к ним.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе управления маркетинговой деятельностью промышленного предприятия.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования стали труды отечественных и зарубежных ученых в вопросах совершенствования методов управления маркетинговой деятельностью промышленных предприятий. В диссертационной работе использовались методы сравнительного, финансового и статистико-математического анализа, а также имитационного и математического моделирования изучаемых процессов.
Информационную базу исследования составили материалы органов государственной власти и управления, законодательные и нормативные акты РФ и ее субъектов по вопросам финансов предприятий, данные Госкомстата, материалы и данные периодической печати, монографическая и другая научная литература по теме диссертации. Эмпирической базой являются аналитические данные, опубликованные в научной литературе и периодической печати, экспертные разработки и оценки российских и зарубежных ученых-экономистов, а также аналитические и собственные расчетные материалы автора.
Научная новизна работы:
Практическая ценность работы. Положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы: руководителями и менеджерами маркетинговых служб промышленных предприятий в повседневной практике, при построении либо реструктуризации организационной структуры службы маркетинга, внедрении процессного подхода управления; сотрудниками научно-исследовательских институтов при проведении исследований и разработок в сфере управления маркетингом промышленного предприятия; высшими учебными заведениями Минобразования и науки РФ при разработке курсов: «Управление маркетингом на предприятии», «Маркетинг в отраслях и сферах деятельности», «Организация маркетинговой деятельности на предприятии», «Маркетинговое планирование».
Апробация и
внедрение результатов
Разработанные в диссертационном исследовании положения использованы:
Публикации. Основные результаты исследования отражены в 10 публикациях автора общим объемом 3,11 п.л. Вклад автора составляет 2,78 п.л. В изданиях, рекомендованных ВАК РФ, опубликованы 3 статьи в журналах «Интеграл» и «Экономический анализ. Теория и практика».