Современное состояние мирового рынка виноградных вин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:21, автореферат

Описание работы

Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена кардинальными структурными сдвигами на мировом рынке натуральных виноградных вин. Практические вопросы выхода национального винодельческого бизнеса на мировой рынок требуют анализа фундаментальных и текущих тенденций в мировом производстве и потреблении вин, особенно в условиях кризисных явлений в экономике в период 2007–2009 годов. Подобный анализ необходим при разработке рекомендаций относительно перспектив развития виноградарства и виноделия в России, корректировки текущих рыночных стратегий с целью расширения ее позиций на мировом рынке продовольственных товаров.

Файлы: 1 файл

Современное состояние мирового рынка виноградных вин.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Отмечается рост экспорта калифорнийских виноматериалов в страны ЕС. Подобные тенденции в экспорте вин и виноматериалов связаны с трансформированием в первую очередь американских винных компаний в международные. Так, например, Constellation Brands представляет на рынке США вина из стран ЕС, E&J Gallo — австралийские и французские вина, австралийская компания Foster Wine Estate, ставшая в 2003 г. владельцем винарни Beringer, — калифорнийские вина. В то же время четко прослеживаются конкурентные стратегии крупнейших  американских производителей вин в ЕС.

В диссертационной работе отмечается, что в нынешних после кризисных условиях европейским винодельческим компаниям необходимо менять свои конкурентные стратегии. Это обусловлено еще и тем, что на рынке виноградных вин появляются новые игроки: это компании Болгарии, Румынии, Грузии, Турции, Индии, Китая. Виноделы этих стран сегодня могут использовать технологический опыт  стран традиционного виноделия и внедрить инновации производителей вина из Калифорнии, Чили, Австралии, Аргентины и ЮАР.

Сегодня европейские  страны, основные производители виноградных  вин,  пытаются закрепиться на емких  развивающихся рынках. Так, например, компании Франции, Германии и Италии инвестируют средства в развитие китайской виноградовинодельческой отрасли (поставляют современное оборудование, направляют на работу опытных консультантов-виноделов). Винодельня China Great Wall Wine Company Ltd. является совместным предприятием.

Анализ показал, что перед винодельческим сектором мирового аграрного комплекса стоят разноплановые проблемы. Одна из которых - недостоверная информация о росте потребления вина, которая обрабатывается рекламными и другими службами, несмотря на существующий стабильный уровень потребления вина. В  мире не происходит роста потребления вина, а идет процесс перераспределение потребления между странами и регионами. В целом, возникновение новых тенденций в среде потребителей невозможно без взаимного влияния винодельческого бизнеса и социально-экономической политики государства.

Проведенное диссертационное  исследование позволило сделать вывод о том, что существуют кардинальные различия в стратегиях поведения винодельческих компаний разных стран. Конкурентные стратегии компаний Нового Света проявляются в яркой и четкой концепция вина: на этикетку выносятся устоявшиеся в сознании стереотипные изображения, при этом не уточняются многие нюансы происхождения вина. Одновременно компании диверсифицируют портфель своих активов путем покупки виноградников или целых хозяйств в других винодельческих странах, покупки или отчуждения отдельного бренда. Конкурентные стратегии европейских производителей в меньшей мере нацелены на расширении своего портфолио и применении маркетинговых тактик, а в большей – на сохранении высокого качества вина и самобытной культуры в производстве и потреблении, а также в отношении категорий качества виноградных вин. Общей тенденцией конкурентных стратегий мировых производителей вина является продвижение вин и размещение капитала на территориях густонаселенных стран Азии и в России, где имеется потенциал роста в потреблении и производстве виноградных вин.

В третьей главе «Основные направления развития российского рынка виноградных вин и условия повышения его конкурентоспособности» рассмотрен комплекс проблем, раскрывающих позиции России на внутреннем и мировом рынках натуральных виноградных вин и возможные меры по повышению конкурентоспособности ее винодельческого хозяйства.

Виноградарство и виноделие  в СССР было высокоразвитой отраслью АПК и считалось одной из самых рентабельных отраслей сельского хозяйства, приносившей значительный доход в бюджет страны. Между тем, начиная с 1970-х годов, происходило постепенное ухудшение сырьевой базы виноделия. Уничтожались наиболее ценные сорта винограда, и вместе с тем росли насаждения малоценных, но высокоурожайных сортов. В результате катастрофически падало качество выпускаемой внутри страны винодельческой продукции. Вместе с тем, виноградовинодельческая отрасль занимала и занимает особое место среди других отраслей экономики России. Производимая продукция обладает большим потребительским спросом, обеспечивает поступления в федеральный и местный бюджеты страны. Ни одна сельскохозяйственная культура не обеспечивает на единицу земельной площади столько рабочих мест и валовой продукции по стоимости, как виноград. Виноградник площадью 100 га создает не менее 40 рабочих мест и обеспечивает поступление в бюджет и внебюджетные фонды более 2,5 млн. рублей в год. В то же время виноградарство является и самой капиталоемкой отраслью сельскохозяйственного производства. Финансовые средства, вложенные в закладку виноградников, до 4 лет не приносят дохода и, более того, в течение этого времени требуются дополнительные финансовые ресурсы - на уход за молодыми насаждениями.

Регионы виноделия в России делятся по принципу административных единиц: Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольская область и республика Дагестан. До 60% винограда, собираемого в России, выращивается на виноградных плантациях Кубани. Следует отметить крайне низкую урожайность винограда в России по сравнению с другими странами, которая не превышает 40 ц/га. Объясняется это - нарушением технологии возделывания, низким уровнем агрокультуры в виноградарстве. Для сравнения, урожайность винограда в Венгрии в среднем составляла 62 ц/га, во Франции - 81, Германии - 120, в США - 145.

Начавшиеся  с 90-х годов рыночные преобразования, с одной стороны, предоставили предприятиям возможности для развития собственного производства, расширения ассортимента продукции, конкуренции с импортными товарами на российском рынке. С другой стороны, государство практически сразу утратило влияние в данной отрасли, что спровоцировало рост выпуска фальсифицированной продукции, изменение структуры производства в пользу мало затратных, но при этом экономически выгодных алкогольных напитков, при утрате контроля за качеством.

Начиная с 1995 года происходит медленный рост производства виноградных вин в России (1,52 млн. гл.) и в 2008 году оно достигло 5,03 млн. гл.6 Однако следует учитывать, что значительное увеличение выпуска вин обеспечивается не за счет собственного сырья, а закупкой виноматериалов по импорту для последующего розлива.

Одной из острейших проблем виноградовинодельческой отрасли нашей страны остается раздробление крупных виноградарских хозяйств в период перестройки на мелкие хозяйствующие субъекты, т.е. крестьянские (фермерские) хозяйства, сельхозкооперативы с незначительной площадью виноградников от 1 до 5-10 га.

Обладая огромными ресурсами  для производства сельскохозяйственной продукции, Россия слабо использует свои конкурентные преимущества в международном обмене. Собственные виноградные вина в настоящее время страна не экспортирует. Причина – нехватка отечественного виноматериала и низкая конкурентоспособность виноградных вин на внутреннем и мировом рынках. Российские производители вина сегодня обеспечены отечественным сырьем примерно на 25% и в большей степени зависят от импортного виноматериала.

Краснодарский край является одним из ведущих российских регионов промышленного виноградарства и виноделия, который с 2008 года развивается весьма успешно. Во многом этому способствует реализация целевой программы развития виноградарства и виноделия на 2008–2010 годы. Главная задача программы — увеличить объемы производства виноградного вина в 2010 году до 8 млн. гл. 7

В настоящее время  в нашей стране активно формируется  виноделие «Новой волны». Важно отметить, что будущее российского виноделия  за премиальными винами, т.е. такими, которые в своих вкусовых качествах несут отпечаток местности и микроклимата, где «родился» виноград. Это отрасль кубанской экономики, получила поддержку правительства в 2010 году в размере более 200 млн. рублей. В 2009 году на Кубани собрано 160 тыс. тонн винограда – это в 2 раза больше, чем в 2006 году, и произведено 2,2 млн. гл вина8.

Отмечается, что с недавнего времени на российском винодельческом рынке начался процесс концентрации производства, который в первую очередь характеризуется увеличение количества сделок M&A (слияний и поглощений) — как состоявшихся, так и потенциальных. Возможно, в отрасли начался  процесс консолидации активов участников алкогольного рынка. Несколько лет существуют холдинги компаний Ариант (Челябинск) и Gerrus Group (Москва); в 2005 году появился новый холдинг «Торговый дом «Межреспубликанский Винзавод», который стал лидером внутреннего рынка. «ТД «МВЗ» специализируется на комплексном управлении и развитии крупных производственных мощностей по производству алкогольной продукции, в частности виноградных вин, активно занимается расширением бизнеса и увеличением ассортиментного ряда. Компания «ТД «МВЗ» управляет четырьмя заводами по производству вина: двумя в России, одним в Болгарии и одним в Молдавии.

Для подъема российского виноделия до уровня конкурентоспособной отрасли на мировом рынке, выпускающей высококачественную продукцию в работе предлагается следующее:

  • обновление виноградников и увеличение площади под его посадку;
  • проведение сбора винограда по достижению им достаточного уровня технологической  зрелости, пусть даже с большими рисками, связанными с погодными условиями;
  • обеспечение современной техникой и оборудованием виноградников и винодельческих заводов;
  • осуществление управления виноградарством и виноделием как единым технологическим процессом в каждом хозяйстве с ориентацией на получение высококачественного вина;
  • продвижение качественных российских вин на мировой рынок с использованием организационной поддержки государства.

Консолидация рынка  виноградного вина в России представлена группой компаний, в которой выделяются: ТД «МВЗ» - 2 завода группы контролируют около 7,5% производства виноградного вина в России; «Gerrus Group» - 2 завода контролируют около 5% производства виноградного вина; Холдинг  «Аринат» - 2 завода контролируют около 3,5% производства вина в России. Три группы в целом контролируют около 16% производства вина в России. При этом отдельные заводы – лидеры рынка, не входящие в эти группы, контролируют от 4% до 8% каждый. В ближайшее время возможно создание собственной ассоциации (всероссийской или на базе Краснодарского края) группой компаний «Фанагория», «Мысхако», «Шато ле Гран Восток», «Кубань-Вино» и др. Именно эти производители создают привлекательный образ всего российского виноделия и стимулируют его поступательное развитие.

В настоящее время  происходит реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, рассчитанной на 2008-2012 годы.9 Реализация Программы будет способствовать увеличению производства винодельческой продукции и повышению её качества, обеспечению экономического стимулирования агротехнического прогресса отрасли.

Одним из условий повышения конкурентоспособности российской виноградовинодельческой отрасли является выполнение первоочередных мер государственной поддержки в рамках Федерального закона «О винограде и вине», определяющего общие принципы, гарантии, формы государственной поддержки и экономического стимулирования производства и оборота винодельческой продукции10.

Создания благоприятного инвестиционного климата в стране в целом и в отрасли в частности является очень важным условием повышения конкурентоспособности российского виноделия. Для этого необходимо активное государственное участие и четкая государственная политика по развитию национального виноградарства и виноделия, конкретно прописанные условия привлечения инвестиций, в которых предпочтение должно отдаваться инвесторам, успешно участвующим в винодельческом бизнесе. По нашему мнению Комплексные программы развития отрасли должны сопровождаться определенными требованиями. Например, побудительные мотивы должны оговариваться требованиями привнесения передовых технологий, создания рабочих мест или проведения обучающих программ для управленческого персонала и рабочих.

В заключении  диссертации приведены основные теоретические выводы и обобщены практические рекомендации, сделанные по главам в рамках данной исследовательской работы.

По теме диссертации автором опубликованы следующие работы:

  1. Алексеева О.М. Экономические аспекты мирового рынка виноградарства и виноделия // Вестник РЭА, 2010, № 1. – 0,4 п.л. (из списка изданий рекомендованных ВАК РФ).
  2. Алексеева О.М. Особенности развития европейского рынка виноградных вин в качественных категориях // «Современные аспекты экономики». - СПб, 2008, №2. – 0,5 п.л.
  3. Алексеева О.М. Последние тенденции развития рынка виноградных вин Нового Света  // «Современные аспекты экономики». - СПб, 2008, №2. – 0,6 п.л.
  4. Алексеева О.М. Инновации в экономике виноделия Старого и Нового Света // Международный сборник научных трудов «Проблемы мировой экономики и международных экономических отношений», 2008, выпуск №1. – 0,3 п.л.
  5. Елисеев М.Н., Емельянова Л.К., Кузичкина Т.И., Алексеева О.М. Перспективы развития товарного качества вин в Российской Федерации // Сборник трудов преподавателей, аспирантов и студентов кафедры «Товароведения и товарной экспертизы», 2009. – 0,3 п.л.
  6. Алексеева О.М. Пути развития российского рынка вина и повышение конкурентоспособности России на мировом рынке виноградарства и виноделия // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции ученых МАДИ (ГТУ), РГАУ-МСХА, ЛНАУ. 16-17 июн. 2009. Т.3. Мировая экономика. – Смоленск, 2009. – 0,4 п.л.
  7. Алексеева О.М. Особенности конкуренции мировых производителей вина в условиях глобализации // Сборник Материалы студенческой конференции на тему: «Международная конкурентоспособность: теория и практика», 26 фев. 2010 г., РЭА им. Г.В. Плеханова, М.: 2010. – 0,3 п.л.

1 Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./ Под ред. И с предисловием В.Д. Щетинина. – М.: Международные отношения, 1993, с. 95-101.

2 Источник: рассчитано автором на основании данных OIV [World Viticultural Statistics 2005, 2006; State of the vitiviniculture World Market Report in 2008, April 2009].

3 Источник: OIV [World Statistics for 7th General Assembly of the OIV, Zagreb, Croatia, 2009].

4 По данным http://alconews.ru/cifrra/document10438.php от 19.01.10 г.

5 Commission Regulation (EC) No 555/2008 of 27 June 2008.

6 Источник: Российский статистический ежегодник 2009, Федеральная Служба Государственной Статистики (Росстат), с. 392.

7 По материалам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, www.mcx.ru

8 http://www.alconews.ru/russia/2009/12/11401.php от 19.01.10

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, Приказ от 08 апреля 2008 г. №195 "Об утверждении целевой программы "Развитие виноградарства и виноделия Российской Федерации на 2008-2010 годы».

Информация о работе Современное состояние мирового рынка виноградных вин