Современные типы магазинов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы является исследование организационно – правовой формы и экономической характеристики ООО «Вектор», его техническое оснащение и т.д. Исходя из этой цели, можно выделить основные задачи:
- изучить понятия розничной торговли;
- определить сущность и функции розничной торговли;
- проанализировать состояние розничной торговли в г. Пензе;
- исследовать классификацию современных типов магазинов;
- изучить организационно- правовую и экономическую характеристику ООО «Вектор»;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные аспекты розничной торговли
1.1. Понятия розничной торговли………………………………………………5
1.2. Сущность и функции розничной торговли..................................................7
1.3. Квалификация современных типов магазинов…………………………..10
Глава 2. Состояние и классификация розничных торговых предприятий
2.1. Состояние розничной торговли в г. Пензе………………………………..18
2.2. Организационно-правовая и экономическая характеристика ООО «Вектор»………………………………………………………………………….20
2.3. Техническое оснащение ООО «Вектор»…………………………………..25
Заключение………………………………………………………………………28
Литература……………………………………………………………….………29
Приложение……………………………………………………………..………30

Файлы: 1 файл

типы современных магазинов в России.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от вида ассортимента различают следующие виды магазинов:

- универсальные;

- специализированные;

- магазины с комбинированным ассортиментом;

- магазины со смешанным ассортиментом  товаров.

Классификация по форме торгового обслуживания.

       Форма  торгового обслуживания включает  особенности торгово-технологического  процесса. К ним относятся:

- методы продажи товаров;

- дополнительные услуги;

- персональные методы продажи.

В магазине различают следующие  методы продажи товаров:

- индивидуальное обслуживание  покупателей или продажа товаров  через прилавок (традиционный метод  продажи);

- открытая выкладка товаров;

- продажа товаров по образцам или каталогам;

- продажа товаров по предварительным  заказам;

- продажа методом самообслуживания.

        Персональные методы продажи распространяются на внемагазинную торговлю и связаны с индивидуальным обслуживанием покупателей на дому.

Включает в себя следующие  методы продажи товара:

- прямая продажа; 

-прямой маркетинг; 

-электронный маркетинг.

 Электронный маркетинг  в свою очередь включает в  себя:

- продажу товаров по  телефону;

- продажу товаров по  электронным каналам;

- продажу в электронном магазине и др. 

     Характеристика магазинов  по уровню розничных цен. 

- дискаунтер; 

- дисконтные магазины;

- магазины «Кэш энд кэрри»; 

- комиссионные магазины;

- магазины «Секонд хэнд»;

- магазины «Бутики». 

    Характеристика розничных  торговых предприятий по типам. 

Типизация — это процесс унификации магазинов. Типизация магазинов  заключается в отборе существующих и разработке новых рациональных, технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, подлежащих массовому распространению.

Сегодня разработан ГОСТ Р.51773-2001 «Розничная торговля. Классификация предприятий», предусматривающий следующие типы магазинов:

- универмаг;

- универмаг «Детский мир»;

- гипермаркет;

- универсам (супермаркет);

- гастроном;

- продукты (мини - маркет);

- товары повседневного спроса;

- промтовары;

- специализированные магазины.

Универмаг является магазином с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. Универмаг имеет важные преимущества по сравнению с другими магазинами: представляет покупателям максимальный ассортимент непродовольственных товаров, покупатель имеет возможность приобрести товары в одном месте, предоставляются дополнительные услуги.

Универсам — предприятие торговли с торговой площадью не менее 400 кв. м., торгующее по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса.

Супермаркет — крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. В крупных супермаркетах ассортимент товаров насчитывает 4—6 тыс. наименований: 1,5—2,5 тыс. продовольственных и 2—3,5 тыс. непродовольственных товаров.

Гипермаркет отличается от супермаркета большими размерами, дальнейшим развитием методов самообслуживания и тенденцией установления прямой связи между изготовителем и потребителем. Гипермаркеты представляют собой магазины с торговой площадью от 6 до 20 тыс. кв. м, торгующие как предметами роскоши, так и товарами широкого потребления, с акцентом на основные потребительские товары и продукты питания. Гипермаркеты с величиной общей площади 10—50 тыс. кв. м представляют собой крупные рационально организованные предприятия. Номенклатура товаров — 25—35 тыс. наименований.

Гастроном — это универсальный продовольственный магазин небольшой площади (250—300 кв. м) при работе традиционным методом. Как правило, включает несколько необходимых секций: молочную, мясную, гастрономию, напитки, бакалею, хлебобулочные изделия (если хватает места), сопутствующие товары.

Мини - маркеты имеют небольшую площадь (60—80 кв. м). В них — традиционный метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Поставки товаров — от дистрибьюторов или от оптовых магазинов.

Специализированные  магазины работают с одной товарной группой или ее частью. Товарооборот от товаров основного ассортимента составляет в них 80%. Основная отличительная особенность специализированных магазинов от супермаркетов — насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара. [2]

      Розничная  торговая сеть России сегодня  широко представлена мелкорозничной сетью, к которой относятся павильоны, киоски, палатки и торговые автоматы.

Через павильоны, палатки, киоски осуществляется продажа товаров  массового, повседневного спроса (кондитерские изделия, сигареты, пиво и др.). Мелкорозничная сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Развитие мелкорозничной торговой сети не требует больших капиталовложений, позволяет использовать на ее строительство дешевые материалы. Многие из таких объектов работают 24 часа в сутки. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей в выборе товаров и надлежащие условия труда для продавцов.

Павильон — это закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск — это закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Палатка — легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.[4]

           Характеристика по формам и видам интеграции.

Торговые предприятия  могут существовать в виде самостоятельных единиц и в виде различных объединений.

С переходом экономики  в России на рыночный путь развития большую роль сыграли именно торговые объединения.

Обзор отечественной  и зарубежной литературы показывает, что торговые объединения могут называться сетями, цепями, кооперациями и т.п. Существует ли какая-то разница между этими понятиями?

Согласно ГОСТ Р «Розничная торговля. Классификация предприятий» (проект) различают две формы интеграции: торговое объединение и торговый комплекс.

Торговое объединение — добровольное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией. За рубежом эта форма существования предприятий не получила большого распространения.

Торговый комплекс — совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизовавших функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.).

Различают горизонтальную и вертикальную форму интеграции предприятий.

Горизонтальная (отраслевая) интеграция — это такая интеграция, когда сотрудничают предприятия, находящиеся на одной хозяйственной ступени, например, несколько предприятий оптовой или розничной торговли.

Горизонтальная интеграция может быть однотипной, т.е. состоять из предприятий одного типа, или комбинированной.

Если торговая фирма  имеет более 10 магазинов, она считается цепной.    

Цепные торговые фирмы  можно классифицировать на локальные и общенациональные.

Вертикальная (межотраслевая) интеграция имеет место, когда предприятия нескольких хозяйственных ступеней работают вместе.

В соответствии с этим различают интеграцию:

- розничных предприятий  с изготовителями;

- розничных и оптовых предприятий;

- смешанную.

В зависимости от участвующих  сторон вертикальная интеграция может  быть двух- и многоотраслевой. 

  Классификация по концентрации и месторасположению.  

В зависимости от уровня концентрации магазинов возможны следующие  варианты:

- изолированное размещение предприятия  торговли относительно других  торговых точек;

- групповое размещение торговых  точек одной специализации;

- групповое размещение торговых  точек разной специализации.

При изолированном размещении торговые предприятия географически удалены от других точек. Изолированная точка располагается таким образом, чтобы не делить поток потребителей с другими продавцами. При этом различают монопольную и операционную изоляцию.

Монопольная изоляция —  расположенная таким образом точка изолирована от конкурирующих точек, но очень удобна для транспортных сообщений, — например, книжный магазин на территории учебного заведения.

Операционная изоляция обеспечивает изоляцию в отдельных  «операциях» — например, в специализации ассортимента, использовании каких-либо форм продаж и т. п.

Групповое размещение предполагает близкое нахождение предприятий или даже их тесное соседство.

В России в зависимости  от месторасположения различают  торговые предприятий в центре города и в жилых районах (функциональная классификация).  

Знание представленной классификации позволяет розничным  торговым предприятиям определить свое место на рынке, выявить свои сильные  и слабые стороны и перейти  к поиску конкурентных преимуществ  для позиционирования в торговой инфраструктуре.

 

 

       

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состояние  и классификация розничных торговых предприятий

          2.1. Состояние розничной торговли  в г. Пензе.

        Анализ состояния розничной торговой сети в Сурском крае  показывает, что в настоящее время происходит процесс универсализации торговых предприятий, растет число смешанных магазинов. Это связано с комплексностью покупок, так как покупатели стремятся покупать товары «под одной крышей». [ 6 ]

Число специализированных магазинов в г. Пензы начиная с 1991 г., заметно сократилось. Специализированные магазины («Диеты», «Океаны», «Колбасы», «Овощи-фрукты», «Булочные» и др.) не выдержали конкуренции с другими магазинами и расширили свой ассортимент, что отрицательно сказалось на культуре торговли. Однако специализированные магазины имеют ряд преимуществ перед универсальными, комбинированными и смешанными. Они серьезно работают с одной товарной группой, что сокращает количество персонала и упрощает процесс оформления бумажной документации, тесно взаимодействуют с поставщиками, обеспечивая скидки на товары. В перспективе количество специализированных магазинов должно увеличиваться. Особенно это касается таких магазинов, в которых реализуются товары редкого спроса: дорогие парфюмерно-косметические товары, модная одежда, изысканные вина.

     Развитие розничной торговли города Пензы до сегодняшнего дня сделала огромный прогресс. Если раньше, выйдя на улицы города, увидишь только несколько прилавок и один магазин, который приходил на весь микрорайон, что существенно осложняло удовлетворению потребностей населения, то сейчас улицы искрятся всевозможными торговыми точками разных типизаций и специализаций, начиная с простого прилавка и заканчивая универмагом.

      Существует  понятие формата розничного магазина. Это набор характеристик, присущих какому-либо виду магазина, даёт некую информацию о магазинах города Пензы. Такими характеристиками являются:

• площадь торгового зала;

• количество товарных позиций;

• уровень обслуживания покупателей;

• технология размещения товара.

      Есть также следующие форматы розничной торговли:

• супермаркет;

• гипермаркет;

• универсам;

• универмаг;

• интернет-магазин;

• cash&carry;

• дискаунтер;

Информация о работе Современные типы магазинов в России