Современный рынок автомобилей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 06:07, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является характеристика текущего состояния автомобилестроения в мире. Основные задачи работы:
- выявить лидеров по производству автомобилей,
- осветить вопросы, связанные с рынком автомобилестроения как целостной системы,
- рассмотреть проблемы и перспективы развития автомобилестроения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..
3
Глава 1. История и современное состояние мирового автомобильного рынка………………………………………………………………………………

5
Глава 2. Крупнейшие мировые производители автомобилей и их влияние на мировой автомобильный рынок……..............................................

10
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка автомобилей..........
15
Заключение………………………………………………………………...
21
Список использованных источников………………………..…………...
22

Файлы: 1 файл

маркетинг2.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

 

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра Мировой экономики

  

 

 

      Допускаю к защите

           Руководитель к.э.н., доц.

  

                   ________________________________________________

 

 

 

 

 

 

Современный рынок автомобилей

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Маркетинг»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы  ЭУбзс - 13 - 1           ________              

                                                                                            

 

Руководитель                                                             __________           

                                                                                             

Контрольная работа защищена с оценкой ________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2014 г.

 

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………..

3

Глава 1. История и современное состояние мирового автомобильного рынка………………………………………………………………………………

 

5

Глава 2. Крупнейшие мировые производители автомобилей и их влияние на мировой автомобильный рынок……..............................................

 

10

Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка автомобилей..........

15

Заключение………………………………………………………………...

21

Список использованных источников………………………..…………...

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значение автомобильной промышленности нельзя преувеличить. Она, являясь, не только крупным потребителем трудовых, материальных и финансовых ресурсов, но и одним из основных производителей промышленной продукции, играет важную роль в развитии общественного производства, мировой экономики в целом и отдельной страны в частности.

Мировой автомобильный рынок включает региональные автомобильные рынки и автомобильные рынки отдельных стран, на которых действуют основные транснациональные корпорации автопроизводителей. Среди основных современных рынков можно выделить рынки промышленно развитых стран (Северная Америка, Европа и Япония), развивающихся стран (страны Юго-Восточной Азии, в том числе Индия и Китай) и стран с переходной экономикой, в первую очередь России.

Исследование проблем развития мирового автомобильного рынка в условиях глобализации мировой экономики представляет значительный научный и практический интерес, учитывая возрастающее значение автомобилестроительного сектора для экономики России и усиление конкуренции на мировом автомобильном рынке. В условиях жесткой конкуренции некоторые государства принимают ряд мер, ограничивающих влияние крупных зарубежных компаний на внутренний автомобильный рынок.

По сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства автомобилестроение не имеет аналогов среди других отраслей современного машиностроения.

Значительный интерес представляет изучение особенностей развития автомобильных рынков развивающихся стран, таких, как Республика Корея, Индия и Китай. Это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие автомобильного рынка России, оценивать возможность и степень его допустимой либерализации для достижения максимального эффекта от интеграции компаний России в мировой автомобильный рынок.

Актуальность данной работы определена проблематикой изучения вопросов развития и функционирования мирового автомобильного рынка, ввиду его значимости на современном этапе развития мировой автомобильной промышленности.

Целью данной работы является характеристика текущего состояния автомобилестроения в мире. Основные задачи работы:

- выявить лидеров по производству автомобилей,

- осветить вопросы, связанные с рынком автомобилестроения как целостной системы,

- рассмотреть проблемы и перспективы развития автомобилестроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История и современное состояние мирового автомобильного рынка

 

Автомобилестроение, появившись впервые в Германии и Франции, полностью созрело только в США благодаря введению Генри Фордом конвейера. Долгое время автомобилестроение опережало другие отрасли по степени организации производственного процесса. Эта отрасль первой столкнулась с массовым недовольством покупателей (в 60-е годы, когда американские покупатели сочли американские автомобили недостаточно безопасными), взлетом цен на нефть вследствие энергетического кризиса 70-х. Первой эта отрасль попала и под жесткий контроль со стороны государства: начиная от экологичности производства и заканчивая вопросами антимонопольной политики [15].

В 1980-1990-е годы началось интенсивное развитие автомобилестроения в Республике Корея, а также в других странах азиатского региона, прежде всего в КНР. С 2000 годов наиболее бурными темпами развивается именно автомобилестроение континентального Китая, лидирующее также по объемам привлечения иностранного капитала [1].

При этом лидирующие позиции в мировом автомобилестроении уже на протяжении столетия сохраняет американский автопром, представленный Большой тройкой, а с 1980-х и японский автопром, представленный компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д. Суммарный объем производства автомобилей в мире за 2013 год составил 85,1 млн (+6,5 % к 2012 году).

В США и Франции доля автомобильной промышленности в ВНП составляет 7%, в Японии и Германии – 11 %. Россия пока сильно отстает даже от небольших стран-производителей автомобилей. Например, объемы выпуска легковых автомобилей у нас меньше, чем даже таких стран, как Испания, Италия, Великобритания. Почти в 4 раза меньше, чем в Германии или Франции, и в 10 раз меньше, чем в США или Японии. Доля автомобильной промышленности ВНП отражается и косвенное воздействие автомобильной промышленности через смежные отрасли, которым она обеспечивает заказы, тем самым, повышая удельный вес этих отраслей в показателе ВНП.

Важным фактором является и то, что автомобильная промышленность обеспечивает высокий процент занятости трудоспособного населения каждой страны, где производятся и (или) продаются автомобили. Страны производители автомобильной техники обеспечивают рабочими местами также страны, с которыми у них заключены соглашения о сотрудничестве. Кроме того, еще большой процент трудоспособного населения занят в смежных отраслях, обеспечивающих автомобильную промышленность. В США, например, в сфере производства автомобилей, а также в смежных отраслях, на автотранспорте и в дорожном хозяйстве заняты 13,5 млн. человек, т.е. каждый шестой работающий в промышленности. В России в автомобильной промышленности, несмотря на спад, занято примерно 1,9 млн. человек из 70 млн. трудоспособного населения.

В условиях же глобализации и жесткой конкурентной борьбы, роста расходов на научно-исследовательские разработки и замедления темпов роста продаж на традиционных рынках развитых стран большинству автопроизводителей остаться совершенно независимыми стало невозможным. На первый план выходят развивающиеся страны, в первую очередь Китай, Корея, Индия и Мексика. Прогнозируется умеренный прирост глобального производства мирового автопрома именно за счет развивающихся рынков [11].

С ростом требований потребителя и необходимостью сохранения за отечественными автопредприятиями традиционной доли внутреннего и зарубежного рынка, а также обеспечения роста эффективности производства современной конкурентоспособной автомобильной техники, становится необходимым интегрирование отечественных автопредприятий в мировую систему автопроизводства. В решении этой проблемы особое место занимает формирование условий для эффективного использования прямых иностранных инвестиций в качестве импульса для развития собственного конкурентоспособного автомобильного производства.

Ежегодно в мире производится 60 миллионов легковых и грузовых автомобилей, отрасль обеспечивает работой миллионы. На долю продукции отрасли приходится половина мирового потребления нефти, половина мирового объема производства резины, 25% выпуска стекла и 15% стали. Неудивительно, что автомобильная промышленность обеспечивает 10 % ВВП в развитых странах [13].

К новому веку автомобильная промышленность вышла с тремя ясно выраженными районами концентрации: рынок Северной Америки, Европейская зона и Азия, включающая в себя, прежде всего, Японию и Корею. Исследование, проведенное в 2011-12 гг. Deutsche Bank, показало, что на долю автомобильной промышленности приходится всего 2,6% капитализации фондового рынка в Европе и 1,6% в США. В 1989 г. показатель находился на уровне 3,6% и 4% соответственно. И хотя такие компании, как «Ford», доминируют на рынке корпоративных ценных бумаг, их задолженность растет чрезвычайно быстро. Ценные бумаги компаний отрасли практически не имеют хождения на фондовом рынке. В целом, автомобилестроение входит в период упадка, несмотря на ее высокое социальное значение и политическое влияние.

В автомобильной промышленности существует ряд тенденций, которые свидетельствуют о важности и значении её, а также смежных с ней отраслей в экономике промышленно развитых стран. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, организации и технологии его производства.

Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем. Тенденции в экономической сфере:

- снижение издержек производства и, соответственно, цены автомобиля и одновременно растущую в связи с ожесточающимися законодательством и запросами потребителей стоимость новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий;

- усиление конкурентной борьбы за создание автомобиля будущего с целью господства на рынке, а также интеграция авто производителей и поставщиков комплектующих;

- специализация исследований, разработок и производства на основе международного разделения труда (на головном предприятии сегодня производится лишь 35-50°% деталей, узлов и агрегатов, остальное поступает на сборочный завод по кооперации).

Кроме того, американский, европейский и японский рынки (80% мировой реализации автомобилей) уже утратили темпы роста. Американский рынок явно перенасыщен: туда поставляется продукция европейских, японских, южнокорейских и собственно американских автомобильных компаний. Более того, американские компании постоянно наращивают выпуск, чтобы успешно конкурировать с иностранными производителями. В Германии и Франции трудовое законодательство запрещает закрытие старых фабрик и заводов, хотя «Renault» смогла-таки обойти закон и закрыть завод. Теперь примеру этой компании пытаются последовать «Ford Europe» и «GM Europe».

Небольшие японские компании не могут добиться достаточной прибыльности на внутреннем рынке и поэтому стараются выйти на рынок Европы. Из крупных компаний в японских руках остаются только две - «Toyota» и «Honda». Азиатский финансовый кризис 1997 года нанес тяжелый удар южнокорейским автомобильным компаниям. После него независимость смогла сохранить только корпорация «Hyundai». В Китае ситуация также неоднозначна: экономический бум способствует развитию отрасли, но для этого он должен быть долговременным, а экономический рост - устойчивым.

За период 1992 – 2013 гг. общее производство автомобилей выросло на 44%, однако его географическое распределение (по странам) характеризовалось тем, что в 5 крупнейших странах-продуцентах - США, Японии, Германии, Франции и Италии – его объем остался в целом в том же размере, а их доля в мировом выпуске снизилась с 73 до 58%. В то же время расширилось производство в ряде «второстепенных» в прошлом продуцентов (Канаде, Испании, Бельгии) и резко возросло в крупнейших развивающихся странах (КНР, Южной Корее, Мексике, Бразилии, Индии), чему способствует географическое положение, дешевая рабочая сила, емкий внутренний рынок.

Автомобильная промышленность является наукоемкой и высокотехнологичной. Она «тянет» за собой многие другие отрасли, предприятия которых выполняют ее многочисленные заказы. Инновации, внедряемые в автомобильной промышленности, неминуемо заставляют эти отрасли совершенствовать и свои производства. В силу того, что таких отраслей достаточно много, то в итоге наблюдается подъем всей промышленности, а, следовательно, и экономики в целом. Развитие этой отрасли делает страну экономически сильной и потому более независимой [3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Крупнейшие мировые производители автомобилей и их влияние на мировой автомобильный рынок

 

Автомобильная промышленность мира - наиболее монополизированная отрасль мировой промышленности. Чуть больше 10 ведущих автомобильных компаний пяти стран обеспечивают около 80% мирового производства, что обусловило исключительно острую конкуренцию на мировом рынке. Кроме того, характерной тенденцией стало то, что деятельность автомобильных компаний все больше происходит вне государственных границ. Однако, несмотря на это, условно весь мировой рынок автомобилей можно разделить на три части: это американский, европейский и азиатский рынки.

Страны-лидеры по объемам производства автомобилей не меняются на протяжении длительного времени. Так, по итогам 2013 г. лидирует Китай, где было произведено 19,27 млн. ед. автомобильной техники. Вторую позицию занимают США – 10,32 млн. ед., третью – Япония – 9,94 млн. ед. В пятерке лидеров также Германия и Южная Корея.

Информация о работе Современный рынок автомобилей