Способы и методы планирования и организации проведения маркетинговых исследований по новому продукту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.
Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….3
Глава 1.Способы и методы планирования и организации проведения маркетинговых исследований по новому продукту……4
1.1Сущность, определение и функции маркетинга инноваций...4
1.2Классификация новых продуктов…………………………..5
1.3 Особенности создания новых продуктов в России…………6
1.4 Причины неудач новых продуктов на рынке………………...7
1.5 Этапы инновационного маркетинга для продвижения нового продукта на рынок………………………………………………………...9
Глава 2. Практическая часть……………………………………..17
Заключение………………………………………………………..21
Список литературы………………………………………………22

Файлы: 1 файл

курсовая б.docx

— 57.31 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию РФ

Санкт-Петербургский Государственный университет сервиса и экономики

Псковский филиал

Кафедра менеджмента

 

 

Курсовая работа

 

по курсу «Инновационный менеджмент»

Тема: «Способы и методы планирования и организации проведения маркетинговых исследований по новому продукту»

 

Выполнил студент

Специальности 080507

Группа ОМ-93

 Беловодский А.В.

Руководитель проекта

Иванов Е.С.

 

Псков

2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3

Глава 1. Способы и методы планирования и организации проведения маркетинговых исследований по новому продукту……4

1.1 Сущность, определение и функции маркетинга инноваций...4

1.2 Классификация новых продуктов…………………………..5

1.3 Особенности создания новых продуктов в России…………6

1.4 Причины неудач новых продуктов на рынке………………...7

1.5 Этапы инновационного маркетинга для продвижения нового продукта на рынок………………………………………………………...9

Глава 2. Практическая часть……………………………………..17

Заключение………………………………………………………..21

Список литературы………………………………………………22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Инновационный менеджмент — взаимосвязанный комплекс действий, нацеленный на достижение или поддержание необходимого уровня жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия с помощью механизмов управления инновационными процессами.

Объектами инновационного менеджмента являются инновация и инновационный процесс.

Инновационный процесс — это процесс создания, освоения, распространения и использования инновации. Также инновационный процесс применительно к продукту (товару) может быть определен как процесс последовательного превращения идеи в товар через этапы фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, сбыта.

Укрупненно инновации могут быть разделены на продуктовые, технологические и организационно-распорядительные. Последние в большинстве случаев неизбежны при внедрении как продуктовых, так и технологических инноваций. Известны классификации инноваций по следующим признакам: распространенность, место в производственном цикле, преемственность, охват рынка, степень новизны и инновационный потенциал.

 

 

 

 

 

Глава 1. Способы и методы планирования и организации проведения маркетинговых исследований по новому продукту

1.1 Сущность, определение и функции маркетинга инноваций

Базовой целью маркетинга является формирование и реализация эффективных стратегий, направленных на определение, создание и поддержку конкурентного преимущества предприятия. Маркетинг инноваций в современной системе маркетинга следует выделять в качестве самостоятельной подсистемы.

Маркетинг инноваций представляет собой инструмент управления, объединяющий и координирующий все функциональные подразделения на основе выработанной стратегии, и направлен на реализацию следующих функций:  

  1. определение потребительских запросов и предпочтений в инновационном продукте; проведение комплексного исследования рынка и анализ сложившийся экономической конъюнктуры;  
  2. прогноз и планирование потребительских свойств инновационного продукта;  
  3. оценка инновации с точки зрения производственных и финансовых возможностей предприятия;  
  4. разработка маркетингового плана коммерциализации инновации; 
  5. проведение мероприятий по внедрению разработанного плана;  
  6. анализ эффективности проведенных мероприятий;  
  7. выявление узких мест и коррекция маркетингового плана по мере необходимости.

Следует различать понятия инновационного маркетинга и маркетинга инноваций. Классическим определением инновационного маркетинга считается innovative marketing по принципу просвещенного маркетинга, в соответствии с которым компания должна постоянно вносить реальные улучшения в свою продукцию и маркетинг. Современное представление инновационного маркетинга рассматривается в концепции инновационного менеджмента. Так, Л.Н. Оголева считает, что понятие "инновационный маркетинг" шире, чем "маркетинг инноваций". Инновационный маркетинг включает в себя миссию организации, философию мышления, область научных исследований, стиль управления и поведения. Также в понятие инновационного маркетинга она включает стратегическую и оперативную составляющую. Стратегическая составляющая маркетинга объединяет в себе стратегические маркетинговые исследования с целью анализа конъюнктуры рынка с последующей сегментацией, организацией и формированием спроса, моделированием поведения покупателя. Оперативный инновационный маркетинг основывается на вариантном анализе, включает сбор информации о рыночной среде, спросе, конкурентах, клиентах, определяет цели и области продаж.[2.c24]

В других работах маркетинг инноваций выделяется только с точки зрения технологии как формирование позиции конкурентного успеха нового продукта, а также исследования инновационных проектов предприятия, отмечается, что инновация в маркетинге – это вывод новых продуктов на рынок, но самостоятельное понятие "маркетинг инноваций" не выделяется.

Маркетинг инноваций, по моему мнению, представляет собой комплексную систему организации, управления и анализа нововведений на основе маркетинговой информации и с помощью средств маркетинга.

1.2 Классификация  новых продуктов

В мировой практике существует следующая классификация «новых продуктов».

1. Революционно новый  продукт. Это продукт, не имевший ранее существовавших аналогов. Примеры революционно новых товаров: первый компьютер, первый факс, первый компакт-диск-проигрыватель и т.д.

2. Продукт, новый для производителя (New for us product). Как правило, такой продукт является реакцией организации на товар конкурентов. Одна из компаний выпустила новый продукт, который стал успешным, и конкуренты начали производить такой же продукт, но предлагают потребителям свои отличительные преимущества (за меньшую цену, более удобная упаковка и т.д.). Обычно данная категория наименее прибыльна среди всех категорий «новых продуктов». Компания-последователь не может получить сверхприбыль, которую получает первая компания, и вынуждена тратить больше средств на рекламу для завоевания определенной доли рынка. Типичным примером New for us product является пиво «Невское особо крепкое», которое стало производиться конкурирующим производителем после успеха «Балтики № 9».

3. Продукт следующего  поколения, улучшенный продукт. У нового продукта появляется характеристика, выгодно отличающая его от предшественника: быстрее действующий, менее калорийный, обладающий более стойким запахом, более надежный в эксплуатации и т.д. Примеры: процессоры Pentium II по сравнению с Pentium; новые подгузники, которые не только впитывают влагу, но и ухаживают за кожей, и т. д.

4. Расширение товарной  группы (Line extension). Данная стратегия внедрения нового продукта на рынок наиболее проста и распространена, тем не менее, она обычно прибыльна. В рамках одной товарной группы (пиво, сигареты, стиральные порошки и т.д.) появляется:  

  1. продукт в уменьшенной либо в большой экономичной упаковке. Например, «Лоск-А» весом 1350 г, по цене 62 рубля, с лозунгом на упаковке «Дешевле на 10%».  
  2. усовершенствованный или упрощенный вариант продукта. Например, некоторые автомобильные концерны предлагают наряду с базовыми моделями автомобилей более дорогие и технически усовершенствованные автомобили, а также дешевые «упрощенные» автомобили с ограниченным набором возможностей,  
  3. у продукта появляется новая упаковка наряду со старой. Например, производитель майонеза начинает выпускать свой продукт не только в стеклянной, но и пластиковой упаковке.

5. Перепозиционирование продукта, новая упаковка. Перепозиционирование приводит к восприятию покупателями старого продукта как нового: уже существующий продукт позиционируется по-новому. К перепозиционированию прибегают фирмы, целью которых является переориентация на новый сегмент рынка и удовлетворение возникающих новых потребностей. Например, водка производства завода «Кристалл» после изменения упаковки стала позиционироваться как продукт высшего качества по высокой цене. Продукт, который появляется в новой упаковке, может подаваться как новый продукт. Как правило, с помощью новой упаковки производитель рассчитывает вызвать интерес к продукту и привлечь внимание потенциальных потребителей. Наиболее яркие примеры можно наблюдать среди производителей продуктов питания. Так, «Петмол» выпустил молоко в «пятнистой» упаковке. В новой упаковке, например, появились сигареты Blend и «Союз-Аполлон», стиральный порошок «Лоск».

1.3 Особенности  создания новых продуктов в  России

В России процесс создания и вывода новых продуктов на рынок имеет ряд особенностей.

Первая особенность: сжатые сроки. Разработка и внедрение нового продукта часто происходят в более сжатые сроки, чем на Западе. Отчасти это объясняется нестабильной, слишком быстро меняющейся экономической ситуацией, отчасти слабым стратегическим планированием деятельности организации. Распространенная ситуация, когда производитель экономит средства и торопится, поэтому он «пропускает» некоторые этапы. Иногда на разработку и выведение нового продукта уходит от 2 до 3 месяцев! В случаях, когда принятое решение о быстром выпуске нового продукта отвечает запросам рынка и новый продукт появляется своевременно, подобная оперативность позволяет опередить конкурентов. Но в этом случае высок риск неудачного выведения продукта.

Вторая особенность: волюнтаризм. Для России характерен «волюнтаристский» стиль принятия решения о создании нового продукта, когда руководство организации приказывает: «Надо расширить ассортимент, и поэтому продукт «Х» должен быть выпущен на рынок к такому-то сроку». После этого значительная часть финансовых ресурсов уходит на создание продукта и его рекламу, в результате чего продукт выходит на рынок.

Третья особенность: приоритет продукта над потребителем. Сначала создается продукт, он не приносит ожидаемых результатов, после чего пытаются найти целевые группы его потребителей.

Четвертая особенность: ориентация на западные образцы. Большинство новых продуктов, появившихся на российском рынке за последние 5—7 лет, являются продуктами западного происхождения. Новые товары отечественных производителей создавались по западным образцам, на основе западных технологий, с использованием импортного сырья, упаковки, «их» товарной концепции. Например: йогурты, гели для волос, бальзамы-кондиционеры, шариковые дезодоранты, «легкое масло» и т.д.

Пятая особенность: «псевдоновые» продукты. Для современной рыночной ситуации в России характерно продвижение на рынок «псевдоновых» продуктов. Некоторые производители в кризисных условиях выпускают более дешевый продукт за счет снижения стоимости производства: уменьшая количество ингредиентов или заменяя их более дешевыми аналогами. Стоимость импортного сырья выросла, и многие переориентировались на отечественное сырье. Смысл данной стратегии заключается в том, что под уже известной маркой и по ее цене продается фактически новый продукт. Но есть одна проблема — потребитель может заметить произошедшие изменения и не принять их.

По западной статистике около 90% появляющихся новых продуктов исчезают с рынка в течение 2—3 лет. Большинство отечественных специалистов не располагают статистическими данными о ситуации на российском рынке, но подобная закономерность во многом характерна и для России. Рассмотрим основные причины неуспешного выведения новых продуктов.

1.4 Причины неудач  новых продуктов на рынке

1. «Неадекватная идея»  нового продукта у руководства  организации. Достаточно часто руководитель обладает неограниченным авторитетом в своей организации (особенно это характерно для предпринимательских компаний и компаний, которые стали успешными при данном руководителе). В этом случае возможна ситуация, когда руководитель считает, что он хорошо разбирается в рыночной ситуации и не обращает внимания на негативные факторы, а персонал организации не обращает его внимания на возможные проблемы. [3.c.199]

2. Новый продукт решает  технологическую проблему, но не  удовлетворяет нужды потребителей. Для технологически развитых компаний характерна ориентация на постоянное усовершенствование своих технологических возможностей и внедрение новых разработок. Технические специалисты, работающие над созданием новых продуктов, «увлекаются» самим процессом разработки и концентрируют все свои усилия на усовершенствовании новых технологий при создании продукта, а не на том, чьим потребностям будет отвечать будущий продукт.

3. Выход на рынок без  предварительных маркетинговых  исследований или осуществление  их на низком уровне. Когда фирма экономит на исследованиях и не проводит их или проводит их на недостаточно профессиональном уровне, результатом являются неадекватная информация о рынке и неверные управленческие решения.

4. Отстраненность высшего  руководства от процесса создания  нового продукта. Нежелание или неспособность руководителя направлять и контролировать процесс всей деятельности по созданию продукта может привести к тому, что цели и направления работы становятся расплывчатыми, непонятными для сотрудников. А сам процесс развития продукта и его внедрения очень сильно зависит от амбиций отдельных сотрудников, которые могут быть направлены на достижение личных целей и расходиться с целями организации.

Информация о работе Способы и методы планирования и организации проведения маркетинговых исследований по новому продукту