Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 11:37, курсовая работа
Туризм сегодня – развитый бизнес, который стал весомым фактором национальных экономик современных стран и приобрел значение социального явления. Если ещё лет 50-60 назад туризм считался элитным видом услуг, то сегодня он перешел в категорию продукта, доступного широкому потребителю. На начальном этапе своего развития туризм рассматривался как элемент социально-культурно-образовательного влияния, а сегодня он является экономическим и массовым социальным явлением.
введение………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть
«Стратегическое маркетинговое планирование на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства»……………………………………………………………5
Маркетинговый план, как один из важнейших разделов бизнес плана.…………………………………………………………………………….5
Стратегическое планирование: Понятие, сущность, содержание…………...9
Основные виды стратегий предприятий индустрии туризма и гостеприимства………………………………………………………………...14
Практическая часть
«Отдых в «Бастионе»»…………………………………………………………….19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………............28
прив
введение…………………………………………………………
«Стратегическое маркетинговое планирование
на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства»………………………………………
«Отдых в «Бастионе»»…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Туризм сегодня – развитый бизнес, который
стал весомым фактором национальных экономик
современных стран и приобрел значение
социального явления. Если ещё лет 50-60
назад туризм считался элитным видом услуг,
то сегодня он перешел в категорию продукта,
доступного широкому потребителю.
На начальном этапе своего развития туризм
рассматривался как элемент социально-культурно-
Туризм в настоящее время превратился в форму международных экономических отношений и оказывает существенное влияние на политические, экономические и культурные связи между странами. Доходы от туристической деятельности составляют значительную часть национального дохода таких стран как Франция, Испания, Кипр, Австрия, Мальта, Австралия и многие другие. Туризм признается доходной отраслью хозяйства даже во многих высокоразвитых государствах и, соответственно, находит всемерную поддержку государства.
Согласно данным ВТО (Всемирной туристической организации), в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста иностранного туризма составили 5,1%, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма -14%; в 2007 году международных туристских прибытий было 576 млн. чел., а поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долл. США. К 2012 году количество международных поездок предположительно возрастет до 937 млн.
В России туристический бизнес пока не воспринимается полноправным сегментом экономики и предметом научного анализа. Российская туристская индустрия в настоящее время переживает период своего становления как самостоятельный сектор хозяйствования. Здесь играет роль и растущее благосостояние общества, и развитие международных связей, и изменение массовых привычек. В связи с этим ежегодно увеличивается потребность в квалифицированных кадрах в области туризма, появляются многочисленные высшие учебные заведения и курсы повышения квалификации, готовящие кадры для туристического бизнеса. И конечно, в условиях быстроразвивающегося российского рынка туризма повышается ценность маркетинговых мероприятий: исследований, стратегии и планирования.
Индустрия гостеприимства это высокодоходная и динамично развивающаяся отрасль, которая оказывает большое влияние на платежный баланс страны.
Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
Между тем Россия, располагая огромным туристическим потенциалом, занимает лишь незначительную долю в мировом обороте туристического бизнеса. Источниками повышенной сложности управления туристическим бизнесом являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристические услуги, ужесточение конкуренции в туристском бизнесе, нехватка финансовых ресурсов, отсутствие должной ориентации на клиента, невысокое качество туристического продукта и т.д.
В таких условиях туристическая компания не может ограничиваться только текущим планированием и оперативным управлением своей деятельностью, а активно должна разрабатывать стратегии своей конкурентоспособности.
В данной работе рассмотрены теоретические аспекты стратегического маркетингового планирования предприятия (фирмы), а также представлена практическая часть.
Стратегическое маркетинговое планирование на предприятиях индустрии туризма и гостеприимства
1.1 Маркетинговый план, как один из важнейших разделов бизнес плана.
Маркетинг- это целостная система организации и управления деятельностью фирмы, направленная на обеспечение максимального сбыта продукции, достижение высокой эффективности торговых операций и расширения рыночной доли.
Маркетинг – это
особая управленческая
Маркетинг – это средство повышения жизненного уровня общества.
Центральным звеном, делающим маркетинг единой управленческой концепцией фирмы, является работа по освоению маркетингового плана и его последующей реализации.
В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:
производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;
полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;
присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной реализации продукции;
постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;
единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос.
Маркетинговый план – это документ, регламентирующий основные направления маркетинговой работы фирмы в планируемом периоде.
Маркетинговый план - это совокупность целей, стратегий маркетинговой деятельности, а также мероприятий по их реализации на определенный интервал времени. Он разрабатывается на основе программ маркетинга.
В основе разработки маркетингового плана лежит:
- анализ выполнения
- анализ текущей рыночной
- анализ состояния факторов деловой стабильности фирмы и факторов рыночной
привлекательности выпускаемых фирмой товаров.
В маркетинговом плане в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда, и какие для этого требуются средства. Он разрабатывается один раз в год, как правило, по состоянию на первое сентября. Работу над ним возглавляет обычно менеджер по маркетингу.
Основными пунктами плана маркетинга являются:
- программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается
осуществлять в ходе
- общий объем и ассортимент
реализуемой продукции с
- направление совершенствования продукции с учетом прохождения этапов ее жизненного цикла, ответных действий конкурентов, реакции потребителей;
- требования к упаковке, ее внешнему виду;
- обоснование ценовой политики
(уровни цен по отдельным
- планирование сбыта (общая величина);
- планирование товародвижения (организация транспортировки и хранения, расположение складов, затраты на организацию);
- планирование рекламной
- организация других элементов системы ФОССТИС;
- система маркетингового
Основными элементами маркетингового плана являются:
- четкое определение целевых рынков;
- проработка и взаимоувязка
всех элементов комплекса
- сопоставимость долго-, средне-, и краткосрочных разделов плана;
- формулировка стратегической, поддерживающих и промежуточных целевых установок в деятельности фирмы;
- определение фирменных
Ход выполнения маркетингового плана в течение года подлежит систематическому контролю с возможной корректировкой самого документа вплоть до перехода к альтернативной стратегии управления фирмой в условиях неблагоприятно складывающейся конъюнктуры рынка.
В традиционном планировании планы обычно подразделяются в зависимости от того, на какой период времени они рассчитаны, например:
долгосрочные планы;
среднесрочные планы;
краткосрочные планы.
В маркетинговый план входит шесть элементов: анализ ситуации, цели, стратегия, тактика, бюджет и контроль.
Анализ ситуации. В ходе анализа компания исследует действующие на макроуровне внешние факторы (экономические, политико-юридические, социально-культурные, технологические), а также игроков, или участников ситуации (компанию, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков). Компания производит анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Здесь следует двигаться от внешних факторов к внутренним.
Цели. После того, как в ходе анализа ситуации были выявлены наилучшие возможности для компании, эти возможности ранжируются, после чего формулируются цели компании и определяются сроки их достижения. Цели должны устанавливаться с учётом интересов всех участников бизнеса, репутации компании и других существенных факторов.
Стратегия. Выбор наилучшего курса для достижения цели — задача стратегии.
Тактика. Стратегию следует развить, подробно представив детали, относящиеся к инструментарию маркетинга и конкретным мероприятиям. Для мероприятий выбираются ответственные и сроки выполнения.
Бюджет. Запланированные мероприятия и работы связаны с затратами, которые приплюсовываются к бюджету, необходимому для достижения целей компании.
Контроль. Компания должна установить периодичность пересмотра плана и контрольные показатели, позволяющие определить, как продвигается работа по достижению цели. Если показатели отстают от плановых, компания должна пересмотреть цели, стратегию или список мероприятий, чтоб исправить положение.
Маркетинговая деятельность фирмы начинается с изучения рынка.
Рынок – механизм, который сводит вместе покупателей- предъявителей спроса и продавцов- поставщиков товара или услуги.
Цель исследования рынка – это поиск ответов на вопросы: кто является покупателем продукции фирмы? Каковы запросы покупателей? Кто оказывает влияние при выборе покупателем того или иного товара? Когда потребители делают покупки? Каковы мотивы потребителей “покупать – не покупать” Что думают потребители о фирме и ее товаре
Общая цель рыночных исследований состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции.
Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения экономических, научно-технических, демографических, законодательных и других факторов. Исследуются также структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры рынка, состояние конкуренции, сложившаяся конъюнктура, возможности и риски.
Определяются наиболее эффективные способы ведения конкурентной политики на рынке и возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.
В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения между спросом и предложением на данную продукцию, а также уровнем и соотношение цен, т.е. конъюнктуры рынка.
Основная цель изучения конъюнктуры товарного рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности. Результаты изучения конъюнктуры предназначенной для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.