Стратегия интернационализации компании ‘Statoil’

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной курсовой работы является компания «STATOIL». Statoil - международная энергетическая компания, ведущая свою деятельность в 40 странах мира

Содержание работы

1. Резюме компании «STATOIL»
2. Бизнес-идея компании «STATOIL»
3. Выбор страновых рынков
4. Выбор способа выхода на страновые рынки
5. Определение целей и стратегий маркетинга
6. Продуктовый микс
7. Контрактно- ценовой микс
8. Сбыто- распределительный микс
9. Коммуникационный микс
10. Организация и бюджет международного маркетинга
11. Стратегический план международного маркетинга
12. Список литературы и информационных источников
13. Приложения

Файлы: 1 файл

изучение STATOIL.Верпатов иван.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

инженерно-экономический университет»

 

Кафедра мировой экономики и  международного менеджмента

 

 

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

На тему: Стратегия интернационализации компании ‘Statoil’

по дисциплине «Международный маркетинг и стратегический менеджмент».

 

 

 

 

Выполнил (а):

студент гр. № 1393

Ф.И.О. Верпатов И. О.

 

Руководитель:

должность, Ф.И.О._________

_________________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

 

 

Содержание

 

  1. Резюме компании «STATOIL»
  2. Бизнес-идея компании «STATOIL»
  3. Выбор страновых рынков
  4. Выбор способа выхода на страновые рынки
  5. Определение целей и стратегий  маркетинга
  6. Продуктовый микс
  7. Контрактно- ценовой микс
  8. Сбыто- распределительный микс
  9. Коммуникационный микс
  10. Организация и бюджет международного маркетинга
  11. Стратегический  план международного маркетинга
  12. Список литературы и информационных источников
  13. Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резюме  компании «STATOIL»

 

Объектом исследования данной курсовой работы является компания «STATOIL». Statoil - международная энергетическая компания, ведущая свою деятельность в 40 странах мира. Опираясь на более чем 35-летний опыт добычи нефти и газа на норвежском континентальном шельфе, компания «STATOIL» ставит своей целью обеспечение мировых потребностей в энергоресурсах с помощью применения новых технологий и инновационных бизнес решений. Центральный офис компании «STATOIL» находится в Норвегии; количество сотрудников по всему миру составляет 30000 человек. Компания зарегистрирована на фондовых биржах Нью-Йорка и Осло.

Структурная схема управления компании представлена на рис. (См. Приложение №4)

 

В 2009 г. собственная добыча компании составила 1,95 млн. баррелей нефтяного эквивалента в сутки.

Компания «STATOIL» на мировой арене:

  • Рыночная капитализация – около 80 млрд. долларов США.
  • Доказанные запасы – около 22 млрд. баррелей нефтяного эквивалента (5,6 млрд. баррелей – запасы, поставленные на баланс).
  • Оператор 39 эксплуатируемых нефтяных и газовых месторождений.
  • Один из крупнейших в мире поставщиков сырой нефти.
  • Второй по значению поставщик газа в Европу.
  • Крупнейший в мире оператор морских месторождений на глубинах более 100 м.
  • Мировой лидер в применении глубоководных технологий.
  • Мировой лидер в сфере улавливания и хранения углекислого газа
  • Владелец крупнейшей в Скандинавии розничной сети продажи нефтепродуктов и один из лидеров их продаж в странах Балтии
  • 2500 АЗС в восьми странах.
  • 1 миллион клиентов ежедневно.

Интересы компании «STATOIL» в области розничной торговли сосредоточены в северо-западном регионе России.

Дочерняя компания «STATOIL» - Statoil Energy & Retail Russia -  управляет и развивает сеть АЗС Statoil на Северо-Западе России. Центральный офис компании расположен в Санкт-Петербурге.

Таким образом, компания «STATOIL» в России:

  • Расширяющаяся сеть автозаправочных станций на Северо-Западе России.
  • Самое высокое качество топлива, продуктов и услуг.
  • Гибкая система скидок по картам.
  • Смазочные материалы компании «STATOIL» - это торговая марка, которая является эталоном качества в Скандинавии.
  • Развитая дилерская сеть по продажам смазочных материалов «STATOIL».

 

 

Бизнес-идея компании «STATOIL»

 

Для определения эффективности  франчайзинговой схемы построения бизнеса необходимо ее сравнение  с альтернативными формами. В данном случае имеются в виду наиболее близкие к франчайзингу формы ведения бизнеса, а именно: представительства, филиалы и дочерние предприятия.

Под представительством понимается «совершение сделок и  иных юридических действий одним лицом (представителем) от имени и в интересах другого лица в соответствии с доверенностью или в силу закона». В Гражданском кодексе Российской Федерации1 в статье 55 «Представительства и филиалы» конкретизируется понятие – «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту». Райзберг Б.А.2 дает схожее определение, вводя помимо прочего комиссионное вознаграждение: «лицо, которому за комиссионное вознаграждение поручается совершать сделки, посредничать от имени торговой или производственной компании».

Филиал произошел  от позднелатинского «filialis» – «сыновний». В этом заключен весь смысл: он представляет собой «отделение или часть предприятия», он – как бы миниатюрная копия организации. «Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства»3. В ГК РФ введено два понятия: представительство и коммерческое представительство. Согласно статье 184 ГК РФ коммерческий представитель – лицо, которое самостоятельно представляет предпринимателя в сфере коммерческих (предпринимательских) сделок. Отличия между двумя понятиями в автономности коммерческого представителя и в «узости» последнего – сфера его влияния распространяется только на предпринимательскую деятельность, в то время как обычный представитель работает во всем «спектре» гражданских отношений.

Представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично. «Он не может также совершать сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства». Кроме того, говоря «представительство» чаще всего имеют в виду именно простое представительство.

Законодатель  признает дочерним предприятием «хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его  уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом». Борисов А.Б.4 рассматривает дочернее предприятие как «юридически самостоятельное предприятие, отделившееся от основного (материнского) предприятия и учрежденное им посредством передачи части своего имущества».

Главным отличием дочернего предприятия от представительства  и филиала является то, что оно  «имеет преобладающее участие в  уставном капитале учредителя»5. Другое различие – его юридический статус и, соответственно, вытекающие отсюда последствия. Кроме того «дочернее общество не отвечает по долгам основного общества, но основное общество отвечает солидарно с дочерним по его сделкам»6.

Общество с  ограниченной ответственностью7, акционерное общество8 и некоммерческая организация9 могут создавать филиалы и открывать представительства, а также дочерние предприятия за исключением некоммерческих организаций.

Согласно статье 5 Федерального закона «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  общество может «создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества». Их создание регламентируется вышеназванным законом и другими Федеральными законами, а в случае их организации за пределами России также и иностранным законодательством.

Филиалы и представительства  общества осуществляют свою деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства, равно как и дочернего предприятия, несет создавшее их общество.

Итак, проведем сравнение франчайзинговой схемы  ведения бизнеса с тремя вышеперечисленными. Выберем в качестве критериев для сравнения: степень самостоятельности, объем необходимых капиталовложений, степень корпоративной культуры и наличие статуса юридического лица. Сравнительная характеристика представлена в таблице (См. Приложение № 2)

Наименее самостоятельным  является представительство. Оно представляет лишь интересы компании и защищает при необходимости.

Средний по степени  независимости – филиал. Данная схема бизнеса не только представляет интересы компании, но также выполняет функции фирмы. Однако филиал экономически зависим от материнской компании.

Объем капитальных  вложений в филиал или представительство  невелик. Основную часть капитала, как  правило, вкладывает материнская компания. Дочернее предприятие имеет более  серьезный уровень производства по сравнению с вышеперечисленными, соответственно и капитала требуется больше. Наивысшие инвестиционные вложения у франчайзи: помимо покупки франшизы, которая состоит не только из непосредственно самого оборудования, но и покупки права на торговый знак, требуется выплата роялти.

Часто предприниматель  покупает франшизу из-за наличия известного бренда, поэтому корпоративная культура здесь высока. В остальных формах на ней, как правило, не акцентируют  внимание.

Итак, существуют различные схемы построения бизнеса, каждая из которых отвечает своим определенным целям.

 

 

 

 

Выбор страновых рынков

Statoil — крупнейшая компания в Норвегии, а также крупнейшая нефтяная компания на севере Европы. Компания является одним из крупнейших поставщиков сырой нефти на мировом рынке, а также самым крупным поставщиком природного газа на европейский рынок. Statoil обеспечивает около 60 % шельфовой добычи углеводородов Норвегии. Добыча ведётся на месторождениях Glitne, Гуллфакс, Хейдрун, Huldra, Кристин, Kvitebjørn, Mikkel, Норн, Ормен Ланге, Усеберг, Слейпнер, Снурре, Снёвит, Statfjord, Sygna, Tordis, Тролль, Veslefrikk, Vigdis, Visund, Volve и Åsgard. Также добыча сырья ведётся в таких странах как Алжир, Ангола, Азербайджан, Бразилия, Китай, Иран, Ливия, Нигерия, США и Венесуэла.

Норвежской компании принадлежит  ряд нефтеперерабатывающих мощностей, расположенных в Бельгии, Дании, Франции и Германии. Также Statoil является участником нескольких трубопроводных проектов, среди которых — нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан.

Один из офисов Statoil

Statoil ведёт активные операции  на розничном рынке. АЗС под норвежской маркой работают в Дании, Эстонии, Ирландии, Латвии, Литве, Норвегии, Польше, России и Швеции.

Общая численность персонала компании — 26,5 тыс. человек (2005 год). Выручка в 2008 году повысилась на 25 % до $94,8 млрд, чистая прибыль сократилась на 3 % до $6,3 млрд.

 

 

Выбор способа  выхода на страновые рынки

Statoil владеет сетью современных  автозаправочных станций в Мурманской, Псковской, Ленинградской областях и в Санкт-Петербурге. Планируется дальнейшее расширение сети АЗС компании на Северо-Западе России.

В сентябре 2005 года российская газовая монополия «Газпром» выбрала пять компаний — норвежские Statoil и Norsk Hydro, французский Total, американские Chevron и ConocoPhillips — в качестве кандидатов на партнёрство в освоении шельфового Штокмановского газоконденсатного месторождения. Однако 9 октября 2006 года «Газпром» объявил, что он сам будет недропользователем месторождения.

В начале мая 2012 года Statoil подписала  крупное соглашение о совместной разработке месторождений углеводородов  с российской компанией «Роснефть». Соглашение предусматривает совместную разработку Персеевского участка в Баренцевом море и трёх участков в Охотском море — Лисянского, Кашеваровского и Магадан-1, причём доля норвежцев в СП, как предполагалось, составит 33,33 %. Также предусматривается вхождение «Роснефти» в проекты у берегов Норвегии. Совокупный объём инвестиций в проекты оценивался в $35-40 млрд в Баренцевом море и $30-60 млрд в Охотском море

Statoil Poland Sp. ZО.О., единственным  акционером которой является  компания Statoil Fuel&Retail A.S.A., подписала  30 мая 2011 г. договор купли-продажи  сети АЗС St1 в Польше с компанией  St1 Poland Sp. ZО.О. Об этом сообщает  ИА INFOLine.

30 мая 2011 г. Statoil Poland Sp. ZО.О. подписали соглашение с St1 Poland Sp.ZО. О. о приобретении сети АЗС St1 в Польше, которая состоит из 16 АЗС и 10 участков. В результате приобретения сети St1 количество АЗС Statoil в Польше выросло до 326, в результате чего доля рынка Statoil F&R в Польше увеличиться на 5%. Предварительное соглашение о приобретении сети АЗС St1 в Польше было подписано в декабре 2010 г. и одобрено Управлением по конкуренции и защите прав потребителей.

«Приобретение сети АЗС St1 в Польше является еще одним шагом к достижению наших стратегических целей по активному развитию на польском рынке», –  говорит Йорн Мадсен, вице-президент кластера Центральной и Восточной Европы Statoil Fuel&Retail.

Приобретенные АЗС ST1 расположены  в центральной и южной частях Польши и представляют собой автоматические АЗС, работающие круглосуточно. Процесс ребрендинга станций St1 в Statoil 1-2-3 будет проводиться в ближайшие месяцы.

«В результате приобретения сеть St1 укрепились позиции Statoil на рынке автоматических АЗС в Польше. Эта сделка подтверждает намерение Statoil инвестировать в розничную  составляющую топливного сектора в  Польше», – сказал Анджей Магриш, исполнительный директор Statoil Poland Sp. ZО.О.

Информация о работе Стратегия интернационализации компании ‘Statoil’