Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 17:08, курсовая работа
Первый принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутренних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда, содействующих повышению его эффективности, развитию в каждом сотруднике партнерского и лояльного отношения к предприятию.
1. Сущность и принципы маркетинга персонала...........................................2
2. Информационная функция маркетинга персонала...................................3
2.1 Изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам..4
2.2 Исследование внешней и внутренней среды организации..........................5
2.3 Изучение рынка труда.....................................................................................7
2.4 Изучение имиджа организации как работодателя........................................8
3. Коммуникационная функция маркетинга персонала...............................9
3.1 Сегментирование рынка труда.......................................................................9
3.2 Источники и пути покрытия потребности в персонале.............................10
3.3 Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала........................12
4. Структура внутренних коммуникаций.......................................................13
4.1 Цели коммуникаций. Препятствия..............................................................13
4.2 Формальные и неформальные коммуникации...........................................15
5. Стандартные модели коммуникационных функций менеджмента организации..........................................................................................................17
5.1 Коммуникации руководителя в организации.............................................17
5.2 Письменные коммуникации.........................................................................19
5.3 Коммуникации в области трудовых отношений........................................20
6. Коммуникационный процесс........................................................................22
6.1 Элементы коммуникационного процесса...................................................22
6.2 Стадии коммуникационного процесса........................................................23
7. Коммуникационные сети и стили................................................................25
7.1 Коммуникационные сети..............................................................................26
7.2 Структура «информационного сектора».....................................................26
Вывод.....................................................................................................................27
Список литературы.............................................................................................29
Финансовые ресурсы
Точная оценка потребности и возможностей организации в финансировании мероприятий по управлению персоналом определяет выбор альтернативных или компромиссных вариантов в области планирования потребности в персонале, ее покрытие, использование кадров, их подготовки Кадровый потенциал организации
Данный фактор распространяется как на среду маркетинговой деятельности, так и на управление персоналом в целом. Он связан с оценкой возможностей специалистов кадровой службы, с правильным распределением обязанностей между ними, что во многом определяет успех реализации плана персонал-маркетинга
Источники покрытия кадровой потребности
Данный фактор можно рассматривать
как внутренний с точки зрения
возможности выбора организаций
тех источников покрытия кадровой потребности,
которые соответствуют
Полный и точный учет всех вышеперечисленных факторов определяет уровень и особенности реализации маркетинговой деятельности в области персонала. Анализ внешней и внутренней среды организации необходим для уточнения конкретных направлений исследования рынка труда.
2.3 Изучение рынка труда.
Предмет изучения рынка труда
– весь предназначенный к
Существенные направления анализа внешнего рынка труда представлены далее: структура рынка труда, в том числе секторная, региональная, возрастная, квалификационная, профессиональная; мобильность рабочей силы; источники покрытия потребности в персонале; пути покрытия потребности в персонале; поведение конкурентов на рынке труда: стоимость рабочей силы. Анализ указанных направлений позволяет установить количественное и качественное состояние таких параметров рынка труда, как спрос на персонал и предложение в области персонала.
Исследование внутреннего
рынка труда направлено на покрытие
потребности в персонале за счет
внутриорганизационных
Направления анализа.
Инструментарий. Структура персонала, в том числе: численность, квалификационная структура, возрастная структура, группы сотрудников по стажу работы в организации, группы сотрудников по потенциалу развития, группы сотрудников по ролевому статусу в организации и ее подразделениях
Постоянные и переменные данные учета и статистики персонала. Информация о результатах обучения персонала. Деловая оценка (аттестация) персонала
Структура развития персонала
Планирование потребности в персонале, планирование замещения вакансий, планирование мероприятий по развитию персонала
Организационная структура в том числе: формальная иерархия, неформальные структурные группы
Схемы организационных структур, органиграммы, диаграммы выполнения функций, диаграммы коммуникационных связей, опросы сотрудников и руководителей.
Организация труда, в том числе: расстановка персонала, рабочие места и их взаимосвязи.
План должностей и рабочих мест (штатное расписание), описание работ и должностей (должностные инструкции), диагностика рабочих мест, опросы сотрудников.
Культура управления, в том числе: стиль руководства, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом.
Методы имперических социальных исследований, работа с высвобождаемыми сотрудниками.
Мотивационные установки.
Опросы сотрудников, групповые дискуссии, анализ применения теорий мотивации.
Исследование рынка труда
формирует систему современных
и перспективных
2.4 Изучение
имиджа организации как
Предмет изучения имиджа организации – ее образ на внутреннем и внешнем рынке труда. Это изучение должно обеспечить отправные пункты для мероприятий по улучшению имиджа работодателя, чтобы он представлялся преимущественным перед конкурентами с точки зрения как потенциальных, так и работающих в организации сотрудников.
Имидж организации формируют внешние влияния со стороны предпринимательской среды, а также индивидуальные установки и предпочтения. В основном имидж существует как субъективная картина предпочтений и преимуществ организации, выступающей в качестве работодателя.
К инструментарию исследования имиджа можно отнести:
проведение опроса мнений работников организации, ее партнеров, потребителей и других групп людей;
анализ компаний найма, в
особенности неудачных
изучение претензий в высказываемых работниками в процессе деловой оценке, адаптации или в рамках специально организованной системы рассмотрения претензий;
целенаправленный анализ данных исследования рынка труда.
При помощи информационной функции персонал-маркетинга можно идентифицировать те области, которые могут затруднить долговременное обеспечение человеческими ресурсами. К этим областям можно отнести, например, напряженное состояние рынка труда, отсталую систематизацию профессий и должностей или негативный имидж организации.
3. Коммуникационная функция маркетинга персонала.
Цель всех коммуникационных мероприятий в рамках маркетинга персонала – установление и реализация путей покрытия потребности в персонале, а также представление преимуществ организации как работодателя.
Объектами коммуникационной функции являются:
сотрудники организации, которые выступают в качестве участников внутреннего рынка труда, а также служат носителями имиджа организации;
внешний рынок труда как комплексный источник потенциальных претендентов;
открытость системы управления (в частности, ее информационной составляющей) как основного фактора влияния на формирование суждений об организации.
3.1 Сегментирование рынка труда.
Предпосылкой эффективного выполнения коммуникационной функции является сегментирование рынка труда. Сегментирование представляет собой процесс разделения спроса на персонал и его предложения на отдельные элементы, отличающиеся сходной реакцией на определенный мотив занятости. Эти элементы представляют собой целевые группы, на которые ориентируется работодатель в своих взаимоотношениях с рынком труда. Образуемые целевые группы должны быть по возможности однородны по своему внутреннему содержанию, но разнородны по внешнему составу.
Основными методами сегментирования рынка труда являются факторный и кластерный анализы. Факторный анализ выделяет критерии формирования целевых групп. Принятыми в мировой практике маркетинга персонала видами критериев сегментирования являются географический, демографический, экономический, психографический, поведенческий. Кластерный анализ выделяет носителей определенных признаков, отличающихся однородностью. Пример выделения некоторых целевых групп по критериям (факторам) сегментирования представлен ниже:
Критерий сегментирования
Содержание параметров
Географический
Регион, административное деление, численность
Демографический
Возраст, пол, семейное положение, национальный состав
Экономический
Уровень образования, занятость по возрасту, по профессиональной принадлежности, по отраслевой структуре, уровень доходов, трудовой стаж
Психографический
Личностные качества, тип личности, жизненные потребности
Поведенческий
Карьерные ориентации, мотивационные установки, степень заинтересованности в работе
Комбинирование нескольких целевых групп по одному или нескольким критериям сегментирования может обеспечить повышение внутренней однородности целевых групп. Приведенные выше сегменты имеют отношение, как к внешнему, так и к внутреннему рынку труда.
Эффективное сегментирование
позволяет более четко
3.2 Источники и пути покрытия потребности в персонале.
Источники покрытия потребности в персонале могут быть внешними и внутренними по отношению к организации-работодателю
Внешние источники – это объекты профессиональной инфраструктуры, обеспечивающие покрытие потребности в персонале организации. Внутренние источники – это возможности организации в самообеспечении потребности в персонале.
Пути покрытия потребности
в персонале представляют собой
способы приобретения персонала
у определенного источника
При определении путей покрытия дополнительной потребности в персонале по степени участия организации в процессе приобретения сотрудников обычно выделяют две разновидности: активные и пассивные.
Активные пути покрытия потребности в персонале:
1. организация набирает
персонал непосредственно в
2. организация представляет
заявки по вакансиям в местные
или межрегиональные службы
3. организация использует
услуги консультантов по
4. организация вербует
новый персонал через своих
сотрудников. Это происходит
5. организация заключает
лизинговые соглашения с
Пассивные пути покрытия потребности в персонале:
1. организация сообщает
о своих вакантных местах
2. организация ожидает претендентов после проведения рекламной компании местного характера.
Ниже показана зависимость выбора путей получения персонала от ситуации на рынке труда. Через буквенно-цифровую индексацию обозначены: соответствующая группа (А – активные, П. – пассивные) и порядковый номер пути (исходя из приведенной выше последовательности их описания).
Ситуация на рынке труда
Пути привлечения персонала
Благоприятная
Уравновешенная
Напряженная
Низкие затраты на приобретение персонала
Высокие затраты на приобретение персонала
(П1), (П2)
(П1), (А2), (П2), (А3), (А4)
(П1), (А1), (А3), (А4), (А5)
(П2), (А1), (А2), (А4), (А5)
(П1), (А3), (А4)
Перечисленные варианты путей
привлечения персонала связаны
с внешними источниками покрытия
потребности в кадрах. Собственная
организация может
Сущность маркетинговой
работы по выбору путей покрытия потребности
в персонале сводится к следующим основным этапам:
2. определение путей привлечения персонала;
3. анализ источников и путей с точки зрения их соответствия требованиям качественных и количественных параметров потенциальных сотрудников, а также затрат, связанных с использованием того или иного источника и пути привлечения персонала;
4. выбор альтернативных или комбинированных вариантов источников и путей.
3.3 Внутриорганизационные связи в маркетинге персонала.
Информация о работе Сущность и принципы маркетинга персоналам