Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2015 в 11:59, контрольная работа
Опыт последних лет свидетельствует, что на современном рынке России и зарубежных стран, по существу, идет конкурентная борьба не между компаниями, а между торговыми марками за место в сознании и восприятии покупателей. Известность марки, ее действенность, эффективность в рекламно-маркетинговой борьбе становятся необходимым условием успешности, устойчивого положения организации, представляя собой главный фактор конкурентоспособности. Без наличия узнаваемой торговой марки товар является «безликим», имеет сложности в идентификации потребителем, поэтому разработка соответствующей визуальной (и/или иной) атрибутики становится базовым этапом выпуска новой продукции на рынок.
Торговая марка
Опыт последних лет свидетельствует, что на современном рынке России и зарубежных стран, по существу, идет конкурентная борьба не между компаниями, а между торговыми марками за место в сознании и восприятии покупателей. Известность марки, ее действенность, эффективность в рекламно-маркетинговой борьбе становятся необходимым условием успешности, устойчивого положения организации, представляя собой главный фактор конкурентоспособности. Без наличия узнаваемой торговой марки товар является «безликим», имеет сложности в идентификации потребителем, поэтому разработка соответствующей визуальной (и/или иной) атрибутики становится базовым этапом выпуска новой продукции на рынок.
Определение торговой марки
Понятие торговая марка представляет собой буквальный перевод английского термина «Trademark», и понимается, как обозначение, любой символ (изобразительный, словесный, комбинированный или иной), используемый производителем, либо продавцом (юридическим лицом, частным предпринимателем) для индивидуализации своих товаров.
Данный принцип помечать собственную продукцию уникальным знаком пришел в современный цивилизованный мир торговли примерно в XIX веке, и был позаимствован у западных скототорговцев.
В отличие от логотипа и иной брендовой атрибутики, торговая марка - это правовое понятие; сфера ее использования строго регулируется законодательством Российской Федерации. Для России и некоторых государств СНГ единым юридическим термином, используемым в нормативных документах и обозначающим торговую марку, является «товарный знак».
Правообладатель товарного знака (собственной торговой марки) волен использовать его и распоряжаться им по своему усмотрению. Эксплуатация его другими лицами в коммерческий и иных целях, не имеющими соответствующих прав – запрещается. Таким образом, торговая марка, прошедшая процесс регистрации становится полной юридической и интеллектуальной собственностью компании. При этом, количество запатентованных торговых марок, которыми имеет право владеть одна фирма – не ограничено.
Виды торговых марок
Разработка торговой марки может включать создание различных обозначений (знаков). Наиболее распространены следующие виды:
1. Словесные – шрифтовые (буквенные и/или цифровые) композиции, составляющие примерно 80% от общего числа существующих товарных знаков. К ним относятся:
личные имена;
придуманные новообразования (не существующие ранее, искусственно созданные слова);
аббревиатуры от полного названия марки;
числа или цифры;
фразы, небольшие предложения (слоганы);
сочетание буквенных и цифровых знаков и т.д.
2. Изобразительные –
3. Комбинированные – содержащие
имя марки и картинку. Изобразительное
и словесное составляющие в
данном случае неразделимы. Данную
комбинацию в дизайнерской
4. Звуковые – мелодия, рингтон, прочее.
5. Трехмерные – представляющие
собой товар или его
6. Обонятельные – знаки,
в которых подвергается
Помимо указанных вариантов, можно встретить торговую марку в виде голограммы с меняющимися, под разным углом, изображениями, а также, товарный знак, предмет патентования которого заключается в уникальном цветовом решении.
Иными словами, продуктом разработки торговой марки может стать любой оригинальный, не имеющий аналогов, символ (или набор элементов), способный быть обозначением товара либо услуги, обеспечивая их правильную идентификацию, узнаваемость в понимании потребителя.
Этапы разработки
Процесс разработки новой торговой марки является трудоемким, творческим, имеющим ряд хитростей и нюансов. Он состоит из следующих основных этапов:
Анализ характеристик товара, для которого создается марка. Оценка его отличительных качеств, постановка цели позиционирования на рынке.
Определение ключевых элементов будущего знака, как символа компании, отрасти, конкретной продукции.
Непосредственная разработка торговой марки – названия, дизайна (если выбран словесный, изобразительный или комбинированный вид) и т.д.
Выбор двух-трех вариантов из предложенных эскизов (или иных продуктов разработки) для их проверки посредством создания фокус-групп.
Юридическая проверка знаков (обозначений), выбранных в результате деятельности фокус-групп по фонду зарегистрированных на территории РФ товарных знаков, а также проведение поиска в базе данных Роспатента. Проверка осуществляется согласно выбранным критериям. Важно выявить не только аналогичные, но и схожие обозначения.
Сравнение эскизов (выбранных вариантов торговой марки) с информацией, полученной в результате поиска по базам зарегистрированных знаков.
При необходимости, корректировка обозначений, позволяющая избежать сходств с существующими, представленными на рынке, марками.
Утверждение конечного варианта обозначения.
Далее следует непосредственная подача заявления на регистрацию, после чего – процесс патентования и постановка торговой марки на бухучет в качестве собственного нематериального актива компании.
Условия эффективности
Существует множество вариантов и видов торговых марок, создаваемых на основе различных «материалов» - графических, словесных, звуковых и т.д. Но, не смотря на характер обозначения, неизменно актуальными остаются следующие требования:
Торговая марка должна:
быть уникальной;
иметь максимум различий с другими торговыми знаками;
привлекать к себе внимание;
быть информативной;
создавать положительное впечатление;
хорошо запоминаться;
быть лаконичной.
Торговая марка НЕ должна:
вводить в заблуждение;
быть схожей или напоминать конкурирующие торговые знаки.
Дизайн собственной торговой марки должен разрабатываться компанией с учетом специфики товара и особенностей деятельности самой фирмы. Он может использовать некоторые элементы существующего фирменного стиля или быть независимым от корпоративного оформления компании-производителя.
Защита торговых марок
Товарный знак – это актив компании, который позволяет ей выделить себя или свой продукт среди аналогов, а также является средством повышения прибыльности. Для того чтобы обладать исключительным правом на использование товарного знака, его необходимо зарегистрировать. Для юридического сопровождения этой процедуры и других сторон работы с товарными знаками характерен ряд специфических особенностей.
Интеллектуальные активы фирмы, подлежащие юридической защите
К объектам интеллектуальной собственности фирмы помимо товарных знаков относятся изобретения, промышленные образцы, полезные модели, программы для ЭВМ и базы данных. Объектами изобретения могут стать: устройство, способ, вещество, штамм микроорганизма, культуры клеток, растений, животных, а также новое применение известного ранее устройства, способа, вещества… Промышленный образец – это художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Промышленные образцы являются проявлениями эстетических и эргономических особенностей внешнего вида изделий, в частности формы, конструкции, орнамента или сочетания цветов.
Однако основной интеллектуальный актив торговой компании – именно товарные знаки.
Товарным знаком называется обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг юридических или физических лиц. Применительно к услугам вместо термина «товарный знак» используется термин «знак обслуживания». Товарные знаки позволяют отличать сходные товары и услуги одних предприятий и частных лиц от товаров других. Товарный знак может состоять из разных элементов: слов, фраз, рисунков, объемных объектов и фигур, звуковых элементов, экранных заставок, мультфильмов, символов и их различных комбинаций.
Что нужно знать коммерческому директору о регистрации товарных знаков?
Для того чтобы обладать исключительным правом на использование товарного знака, его необходимо зарегистрировать. Регистрацией товарных знаков в нашей стране занимается Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). Процедура регистрации состоит из нескольких этапов и может длиться от пяти месяцев до нескольких лет. Товарный знак регистрируется на 10 лет со дня подачи заявки в Роспатент, по истечении которых по заявлению компании срок может продлеваться. Приоритетным правом на использование товарного знака обладает та организация или физическое лицо, которые раньше других подали заявку в Роспатент на его регистрацию.
Если в течение срока действия регистрации товарный знак не используется компанией три года подряд, то его охрана может быть прекращена по заявлению любого заинтересованного лица.
Товарный знак – очень уязвимый актив для атак конкурентов. Иностранные компании, чья продукция продается в России, могут не иметь прав на свой товарный знак на ее территории. Уязвимой в этой ситуации оказывается российская торговая компания, уверенная, что торгует легальной продукцией. Неосмотрительность иностранных производителей в части защиты своих прав на российской территории приводит к тому, что свидетельства на их товарные знаки оформляют на себя третьи лица, блокируя для остальных возможность вести бизнес в России.
При разработке товарных знаков и других визуальных атрибутов марки заключайте договора с художником, композитором, рекламной фирмой, сотрудником собственной организации. В договоре должно быть оговорено, кому принадлежат имущественные права на созданную разработку.
Регистрируйте пакет товарных знаков «на вырост» с учетом развития бизнеса, чтобы затем не вкладывать деньги в производство еще не зарегистрированной марки продукта, ведь Патентное ведомство, как правило, проводит экспертизу товарного знака в течение года.
Для подачи на регистрацию и защиты товарного знака бывает целесообразно привлекать квалифицированных патентных поверенных. Работа с Патентным ведомством предполагает наличие специальных знаний и исчерпывающее понимание внутренней процедуры.
В рамках Международной классификации товаров и услуг все товары и услуги классифицируются по 45 классам. Товарный знак будет считаться юридически защищенным на территории только той страны, в которой он зарегистрирован, и только применительно к тем товарам, в отношении которых он зарегистрирован. Это означает, что если вы зарегистрировали свой знак только по классу 41 по разделам «обучение; организация выставок с культурно-просветительной целью; организация и проведение коллоквиумов; организация и проведение конгрессов», то точно такое же наименование может стать собственностью других компаний и физических лиц по другим классам товаров и услуг.
Будущий владелец должен решить, по каким классам будет осуществлена регистрация. Регистрация может быть проведена как по одному, так и по нескольким классам. Не оставляйте возможности для конкурентов зарегистрировать аналогичный вашему товарный знак в смежных, значимых для вас областях бизнеса. Блокируйте своей регистрацией смежные классы. Защищайте свой товарный знак комплексно. Это позволит ограничить возможности недобросовестной конкуренции, а именно цветографической, фонетической и других видов имитаций уже «раскрученного» вами бренда. Защищайте не только название, но и этикетку, шрифты, цветовые решения.
Все российские компании регистрируют свое фирменное наименование, но далеко не все знают, что название компании не тождественно торговой марке, при помощи которой идентифицируются товары и услуги. Компаний с одинаковым названием, зарегистрированным в налоговых органах, может быть великое множество. И работать эти компании могут в одной отрасли. Но использовать указанное наименование в качестве товарного знака для однородных товаров и услуг может только одна компания, которая зарегистрировала его в качестве товарного знака в Российском Патентном ведомстве.
Если фирменное наименование зарегистрировано в качестве товарного знака, то за ним нужно постоянно «приглядывать»: вовремя вносить необходимые изменения в свидетельство о регистрации знака. В этом случае ваш знак не аннулируют за неиспользование.
Будьте внимательны! В настоящее время на рынке интеллектуальной собственности работают специалисты, которые занимаются «ловом» чужих товарных знаков: отслеживают по открытому реестру те предприятия, которые забывают внести необходимые изменения в свидетельство о регистрации товарных знаков, и аннулируют регистрацию якобы за неиспользование торговой марки. Инициаторами подобных действий обычно выступают недобросовестные конкуренты, желающие завладеть чужим товарным знаком или уничтожить его.
Информация о работе Технология проектирования и патентации Торговой марки