Тенденции развития международного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:53, контрольная работа

Описание работы

Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Содержание работы

1. Истоки возникновения международного туризма
и его развитие 3
2. Место международного туризма в мировом хозяйстве 7
3. Организация международного туристического бизнеса 11
4. Динамика и тенденции международного туризма и его
макрорегиональная структура 13
5. Состояние организации международного туризма
в современных условиях 16
6. Список литературы 19

Файлы: 1 файл

Контрольная работа Маркетинг в туризме.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Сочинский Государственный Университет»

 

 

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сочинский Государственный Университет»

 г. Нижний Новгород Нижегородской  области

 

 

 

Факультет менеджмента

Кафедра туризма

Дисциплина маркетинг  в туризме

 

 

 

Контрольная работа

Тема:

Тенденции развития международного туризма

 

 

 

 

                                                                       Выполнил

                                                                                         студент 4 курса ЗФО

                                                                                группа Г-41-08

                                                                                                А.М. Акимова (Зернова) 

 

                                                                      Проверил                   

                                                                                                        Преподаватель Т.В. Демидова

 

Оценка_______________

Дата «___» __________ 201_

Подпись преподавателя______________

 

 

Дата поступления работы «___»___________ 201_

 

 

 

Нижний Новгород

2011 г.

Содержание

1. Истоки возникновения международного туризма

     и его развитие 3

2. Место международного туризма в мировом хозяйстве 7

3. Организация международного туристического бизнеса 11

4. Динамика и тенденции международного туризма и его

     макрорегиональная структура 13

5. Состояние организации международного туризма

    в современных условиях 16

6. Список литературы 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Истоки возникновения  международного туризма

и его развитие.

Международный туризм берет  свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах  мира. Международный туризм развивается  в тесной взаимосвязи с другими  сторонами международной жизни  и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.

Стать самостоятельным, естественным и обычным видом  путешествий туризм смог лишь на определенной ступени развития общественных отношений, на базе высокоразвитого и устойчивого экономического, политического и культурного общения между народами. Это совпадает с периодом формирования международного рынка, роста международной торговли и появления средств транспорта.

Колыбелью туризма стала  Европа, на ее долю приходиться почти 2/3 количества иностранных туристов, такую ж долю в мировом туристском потоке составляют европейцы, которые, как правило, мало выезжают за пределы  континента.

Поскольку каждому туристскому району необходимо было обеспечить прием, размещение и питание пассажиров – туристов, появилась потребность в строительстве туристских объектов, возводившихся железнодорожными управлениями, взявшими на себя финансирование, рекламу и создание фирм, обслуживающих путешествующих.1

Первым известным туристским агентом был англичанин Томас  Кук, который на льготных условиях в  июне 1841 г. закупил оптом 570 билетов  для общества трезвости на туристическую  поездку из Лейстера в Лафборо  поездом.

Этому событию в большей мере способствовал промышленный переворот и связанные с ним возрастание подвижности населения и появление массового транспортного средства железных дорог. Т. Кук начал активно использовать открывшиеся возможности. Когда в 1851 г. в Лондоне состоялась первая Международная промышленная выставка, только из Йоркшира им была организована отправка 165 тыс. посетителей. В 1854 г. в Англии издается первый справочник по гостиницам, адресованный путешественникам и туристам. В нем было указано около 8 тыс. гостиниц.

Активное развитие туристского  бизнеса внутри страны побудило Т.Кука к организации зарубежных поездок. Первая из них была осуществлена во Францию в 1855 г., та как в Париже начала свою работу Всемирная выставка. С 1856 г. он начинает организовывать туристские путешествия в другие европейские государства.

Вторая половина XIX в. в России ознаменовались распространением горного туризма. Крымский горный клуб, образовавшийся в 1890 г. в Одессе, открывает  свои филиалы в Ялте и Севастополе.

Достижение в области транспорта в начале ХХ в. отразились и на развитии туризма. Для путешествий и экскурсий использовались железные дороги, пароходы, а несколько и автомобильный транспорт. Скорость, дальность, комфортность передвижений постоянно росли. Морской транспорт тоже совершенствовался. Увеличивались водоизмещение, скорость, повышалась комфортабельность кораблей, улучшалась их техническая оснащенность.

Столь быстрое развитие судоходства сопровождалось увеличением  числа американских туристов.

В 20-е годы значительно расширяется географическое пространство иностранного туризма. Так, до войны большая часть туристов направлялась в Италию и Швейцарию, а после ее окончания практически все государства Европы оказались вовлеченными в сферу туризма.

В 1925 г. в Гааге состоялся первый конгресс Международного союза официальных организаций по пропаганде туризма. В нем приняли активное участие представители14 европейских стран. Серьезным фактором, повлиявшим на развитие туризма в 20-30 годы, явилось бурное развитие новых видов транспортно-автомобильного и авиационного.

Необходимость развития через международные туристские связи отношений между государствами  в политических, экономических, социальных и культурных аспектах еще в 20-х  годах нашего столетия выдвинула  на повестку дня вопрос о согласовании в этом направлении совместных действий между национальными туристскими и транспортными организациями различных стран. Так, в 1925 г. был создан Международный конгресс официальных ассоциаций пропаганды туризма (МКОАПТ), в 1927 г.- Международный конгресс официальных туристских организаций (МКОТО), а в 1930 г. был учрежден Международный союз организаций и пропаганды туризма (МСОПТ). К этому времени международный туризм, постоянно развиваясь и совершенствуясь, уже сумел практически перейти от индивидуальных форм к организованным. Это потребовало формирования более совершенной организационной структуры по руководству мировым туризмом.

50-е годы ознаменовались  подъемом международного туризма.  К 1960 г. число туристов, выезжающих  за границу, достигло 71 млн. человек, т.е. выросло почти в три раза.

Период с 1961 по 1970 г. сопровождался  дальнейшим подъемом туристского бизнеса, о чем наглядно свидетельствует  увеличение количества иностранных  туристов, число которых в 1971 г. достигло 168,4 млн. человек.

Рост значения иностранного туризма во внешнеполитической и  внешнеэкономической деятельности многих государств привел к тому, что

Организация Объединенных Наций и ее специализированные органы начали больше внимания уделять этой быстро развивающейся сфере международного сотрудничества. Так, в 1963 г. в Риме была проведена I Конференция ООН по туризму и путешествиям. На ней был рассмотрен широкий спектр проблем, касающихся туризма, и выработаны рекомендации, способствующие ускоренному развитию этой формы общения людей.

Важным итогом Римской  конференции явилось принятие официального определения таких понятий, как  «временный посетитель», «турист», «экскурсант», что необходимо, в частности, для обеспечения определенной унификации и анализа статистического учета туризма. Внимание в работе конференции было уделено и вопросам, которые связаны с упрощением пограничных и таможенных формальностей, процедур.

В 1969 г. согласно резолюции  Генеральной ассамблеи ООН неправительственная  организация МСОТО была реорганизована в межправительственную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Этот факт явился свидетельством всеобщего признания не только экономического, социального, культурного, но и политического значения международного туризма.2

Развитие международного туризма в странах, преимущественно принимающих туристов, обусловлено стремлением увеличить приток иностранной валюты и создать новые рабочие места. Многие страны посредством международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики' на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом. Это вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

Хотя первое место  по значимости международного туризма  для национальных хозяйств отводится  поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Велико значение туризма и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.3

 

2. Место международного  туризма в мировом хозяйстве.

На сегодняшний день отрасль международного туризма  в условиях современного мирового хозяйства  можно охарактеризовать следующим  образом: это крупнейшая отрасль  современной мировой экономики, имеющая примерно 3,5 трлн. долларов оборотного капитала и включающая в себя такие компоненты как: путешествия, проживание, питание. Эта отрасль является ведущим налогоплательщиком, обеспечивает работой более 250 млн. человек в мире, представляет собой самую быстро развивающуюся отрасль мировой экономики.

Учитывая множество различных представлений об определении понятия туризма, а также, принимая во внимания дифференцированные цели анализа данного явления, сущность туризма целесообразно рассматривать на основе выделения тройственности его содержания:

- как специфическую форму экономических отношений;

- как особый вид деятельности;

- как форму отдыха и использования  свободного времени. 

Изучение туризма как формы  экономических отношений позволяет  получить комплексное представление  о системе взаимосвязей и взаимозависимостей, возникающих в процессе межконтинентального, межстранового или межрегионального перемещения людей по целям, не связанным с получением дохода от трудовой деятельности.

Туризм как вид деятельности направлен на предоставление туристскими  предприятиями различного рода услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению разнообразных культурных, духовных, познавательных и других потребностей туристов.

Понимание туризма как формы  использования свободного времени  включает путешествия и пребывания лиц в местах, находящихся за пределами их обычной среды обитания, для реализации своей потребности в отдыхе, интересном проведении досуга, получении новых впечатлений, эмоций и знаний.4

Как и любой вид рынка, рынок  туристических услуг имеет свои отличительные черты, свою историю, свои тенденции в развитии, предопределяемые развитием спроса и предложения на туристические товары и услуги. Туристический рынок можно определить как экономическую систему взаимодействия ряда основных элементов: туристического продукта, цены и конкуренции, туристического спроса и предложения.

Предложение в туризме также  характеризуется рядом отличительных  особенностей. Так, в отличие от большинства  других товаров и услуг, товары и  услуги туристической отрасли имеют  тройственный источник:

- природные ресурсы (воздух, вода, солнце, ландшафт, природные красоты  и пр.);

- созданные ресурсы (материальные  блага, являющиеся продуктом прошлого  труда: памятники архитектуры,  исторические и культурные ценности, часть товарных фондов и т.д.);

- туристические услуги (полезный  труд, направленный на удовлетворение  потребностей людей в туризме).

Выделяется несколько функций  международного туризма (экономическая, рекреационная и гуманитарная), в  процессе осуществления которых  и происходит воздействие туризма на экономику страны. Причем, это воздействие проявляется в двух видах - прямом и косвенном.

Прямое влияние туризма на экономику  страны - это количественный показатель, характеризующий объем расходов туристов на покупку услуг и товаров  в ходе поездки, за вычетом объема импортируемых товаров и услуг, необходимых для полного обеспечения потребностей туристов. Косвенное влияние туризма или "эффект мультипликатора" проявляется как вклад туристской отрасли в другие отрасли экономики по мере циркуляции туристских расходов в стране.

Информация о работе Тенденции развития международного туризма