Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:53, контрольная работа
Международный туризм берет свое начало в середине XIX в., т.е. со времени упрочения капиталистического строя в наиболее развитых странах мира. Международный туризм развивается в тесной взаимосвязи с другими сторонами международной жизни и реагирует не только на общее политическое и экономическое положение в мире, но и в отдельных странах. Этим объясняется неравномерность развития туризма в разные годы.
1. Истоки возникновения международного туризма
и его развитие 3
2. Место международного туризма в мировом хозяйстве 7
3. Организация международного туристического бизнеса 11
4. Динамика и тенденции международного туризма и его
макрорегиональная структура 13
5. Состояние организации международного туризма
в современных условиях 16
6. Список литературы 19
Как отрасль мирового хозяйства международный туризм отличается крайне неравномерным уровнем развития в регионах мира, что объясняется как разными уровнями социально-экономического развития, особенностями структуры потребительского спроса и жизненными установками различных социальных и демографических групп населения, так и неравномерностью распределения рекреационно-туристских ресурсов, многоаспектной туристской политикой отдельных государств и международных организаций.
Таким образом, с одной стороны, туризм способен оказать активное влияние на экономику регионов, стран, в которых он развивается, на их хозяйственную, социальную и гуманитарную сферу, с другой стороны, сама территория оказывает воздействие на туристические потоки за счет своих природно-географических, культурно-исторических, этнографических, научных и других ресурсов, привлекающих посетителей. То есть, туризм и территория, на которой он развивается, взаимно влияют друг на друга, взаимозависимы и взаимно дополняемы.
Каждый регион как потенциальная
зона развития туризма, имеет реальные
особенности и отличия в
Основываясь на изучении особенностей регионального распределения туристических потоков, а также, принимая во внимание, оценки экспертов ведущей международной организации в области туризма, в развитии современного мирового туристического рынка можно выделить следующие основные тенденции: рынок туристских услуг характеризуется постоянным приростом в среднем в размере 3,7% в год; рост в последние годы достигается в основном за счет выездного рынка Азиатских государств, Среднего Востока, Центральной и Южной Америки и Европы; наиболее благоприятные условия приема туристов сложились в Азиатском регионе, хотя и все другие территории имеют среднюю перспективу роста; внутренний (национальный) туризм развивался более высокими темпами; длительный международный туризм рос более быстрыми темпами, нежели краткосрочный; усилилось влияние на туризм внешних факторов (экономической ситуации, политической обстановки, уровня безопасности путешествий). Значительное воздействие на туризм оказали: широкое использование систем on-line бронирования; совершенствование авиаперевозок; оперативный обмен электронной информацией; эффективные коммуникационные системы. Возросла роль маркетинговых исследований, регулирующих туристическую политику.
Неравномерность распределения туристических потоков объясняется наличием различий туристско-рекреационного потенциала отдельных регионов (климат, животный и растительный мир, пляжи, минеральные источники, горнолыжные трассы и т.п.); особенностями историко-культурного и этнографического наследия (музеи, театры, фольклорные коллективы, традиции быта, архитектура и зодчество и т.п.); сложившимися традициями и технологиями обслуживания туристов, а также наличием необходимой инфраструктуры (гостиницы, конгрессно-выставочные центры, развлекательные объекты, парки отдыха, спортивные сооружения). На территориальную структуру международного туризма также оказывает влияние способность принимающего государства обеспечить безопасность туристов, сезонные колебания, стоимость и качество предоставляемых услуг, известность дестинации на международном рынке.6
3. Организация международного туристического бизнеса.
Туристические услуги составляют
значительную часть потребляемых населением
услуг и имеют специфический
социально-оздоровительный
Туристы являются потребителями основных, дополнительных и сопутствующих услуг.
Основные туристические услуги регламентируются договором на туристское обслуживание и путевкой. К таким услугам, как правило, относятся: размещение, питание, транспортные услуги, включая трансферт, экскурсионные услуги.
Дополнительные услуги имеют весьма широкий спектр и занимают при развитой инфраструктуре туризма до 50% от общего объема дохода. К ним относятся: дополнительные экскурсии, не вошедшие в перечень основных услуг; физкультурно-оздоровительные услуги; медицинские услуги; культурно- зрелищные и игровые мероприятия и др.
К сопутствующим услугам относятся: обеспечение сувенирами, туристской символикой; торговое, валютно-кредитное, информационное и прочее обслуживание; услуги специальных видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.
Между дополнительными и сопутствующими услугами не существует четкой границы. В высокоразрядных отелях число дополнительных и сопутствующих услуг достигает 500.
В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.7
Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:
1. в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;
2. туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем, и не подлежат хранению;
3. в предложениях отсутствует гибкость.
Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;
4. обладает сезонным характером;
5. относится к числу наиболее капитало - и трудоемких отраслей.
Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов;
6. предложение услуг,
т. е. число стран,
Фирмы, оказывающие туристические услуги, можно объединить в две группы: продавцы услуг (оказывающие услуги) и посредники.
Продавцы услуг обеспечивают их основной объем (гостиницы, рестораны, круизные линии и другие рекреационные предприятия).
Основными посредниками являются регулярные и чартерные авиалинии, операторы туров, турагенства и фирмы.8
4. Динамика
и тенденции международного
макрорегиональная структура.
Количество участников международного туризма в середине 1990-х годов XX в. превысило 550 млн. чел. Несмотря на кратковременные колебания или даже спад в отдельные периоды, его развитие характеризуется устойчивым динамичным ростом. В общей динамике международного туризма отмечается общее снижение цепных темпов роста до второй половины восьмидесятых годов. На это оказало влияние несколько мировых и региональных политических и экономических кризисов (ближневосточный -1967 г. и 1973 г., энергетический 1973-74 гг., экономический спад 1981-82 гг. и др.). Со второй половины 1980-х годов, в условиях расширения международного сотрудничества в Европе, отказа от политики конфронтации, что вызвало улучшение международного климата в целом (период "перестройки" и "гласности" в б. СССР), отмечался устойчивый ежегодный рост международного туризма на уровне 6-9,5%. ежегодно. Однако, социально-политический и экономический кризис, упадок сложившегося геополитического уклада в Центрально-Восточной Европе (распад СССР и Югославии, военные и этнические конфликты, экономический спад в период реформирования и перехода к рыночным отношениям) привели в начале 1990ых. годов к кратковременному снижению динамики международного туризма в Южной и Центрально-Восточной Европе, что отразилось на общемировой динамике туризма. В последующие годы, при либерализации механизмов международного туризма в странах Центрально-Восточной Европы (Россия, Польша, Чехия и др.), а также активизации его развития в других макрорегионах (Северная Америка, Восточная Азия и Океания), тенденции снижения темпов роста международного туризма были преодолены. Среднегодовые темпы роста международного туризма в 1980-1992 гг. составили 4,387, при значительных различиях по мировым туристским макрорегионам. Ниже среднемирового уровня они были в Европе (3,67%), на уровне близком к среднемировому - в Америке (4,257%), при значительно более высоких темпах в Африке (7,57%) и динамично развивающемся макрорегионе Азии и Океании (9,4%), где отмечаются значительные внутрирегиональные различия (Центральная и Восточная Азия -10,5%, Ближний Восток - 2,4 %). Однако, в целом, по сравнению со второй половиной 1980-х годов, темпы развития международного туризма несколько замедлились. Необходимо отметить, что поступления от международного туризма, увеличиваются более высокими темпами, чем прибытие интуристов, что в значительной степени связано с ростом цен на туристские услуги. Это вызвано как постоянным ростом качества туристского обслуживания, так и частичным сдвигом международного туризма в последние годы в страны с более высоким уровнем цен и стандартом обслуживания (Западная Европа, Северная Америка, Япония).9
Среднегодовые темпы прироста мирового ВВП, которые составили в 1986- 1995 гг. 2,4%, при сохранении устойчивых темпов динамики мирового развития, оцениваются на 1996-2000 гг. на уровне 3,9%. С учетом эластичности туристского спроса (на услуги международного туризма коэффициент составляет 1,5-2), при указанных темпах роста ВВП, рост международной туристской активности может составить 4-6% в год. Это подтверждается прогнозами ВТО, специалисты которой оценивали ежегодный прирост количества прибытии интуристов в течение 1990-х годов. Абсолютное число прибытий в 2013 г. может превысить 638 млн. чел. При этом ожидается, что при стабилизации удельного веса макрорегионов Америки и Африки, доля Азии и Океании возрастет до 22,7% ,а Европы снизится до 53,7% В целом прогнозные оценки ВТО годового объема международного туризма в 2013 г. колеблются от 592 млн. человек до 690 млн. чел.10
В структуре международного туризма будет отмечаться рост объема деловых поездок (следствие глобализации мирохозяйственных связей, экономической интеграции и различных форм сотрудничества), что несколько превысит прирост поездок с рекреационно-туристскими целями. Такие диспропорции в структуре международного туризма будут характерны для Европы, Северной Америки, Японии, ряда новых индустриальных стран. В регионе Восточной Азии и Океании, а также Южной Азии удельный вес поездок с туристскими целями в период отпуска будет выше доли делового туризма. Следует подчеркнуть, что, несмотря на неравномерный рост международного туризма в различных макрорегионах мира, в конце XX в. основными туристскими регионами мира остаются Европа и Северная Америка. В ближайшей перспективе в Европейском макрорегионе возрастет доля внутрирегионального обмена (между странами Западной и Восточной Европы), стабилизируется роль Северной Америки как региона-поставщика интуристов. При росте объема и удельного веса в международном туризме макрорегона Восточной Азии и Океании уменьшится доля туристских поездок в страны и из стран Южной и Центральной Америки (при сохранении относительно интенсивного обмена с Европой). В связи с усилением интеграционных процессов в Северной Америке может уменьшиться туристский обмен с Карибским регионом. Все это требует более детального регионального анализа структуры международного туризма.11
5. Состояние
организации международного
в современных условиях.
"Совершенствование
форм организации
Для современных форм
организации туризма
- во-первых, усиление концентрации среди самой многочисленной группы розничных фирм, предлагающих туристические услуги и связанное с этим лишение большего числа таких фирм юридической и хозяйственной независимости, появление в их отношениях с другими компаниями новых форм связей;
- во-вторых, изменение характера деятельности туристических оптовых фирм и превращение их в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив-туров и выступающих связующим звеном между предприятиями туристической индустрии и турагентствами.
- в-третьих, образование крупных корпораций туристической индустрии и осуществление ими непосредственно операций по предоставлению туристских услуг клиентам.
И, наконец, проникновение в сферу туристического бизнеса "нетуристического" капитала - транспортных, торговых фирм, страховых обществ, газетных трестов как путем создания в форме дочерних компаний собственных турагенств, так и путем осуществления туристических операций собственным аппаратом.
В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате - туризм является сейчас одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса. Поэтому интерес к нему предпринимателей очевиден и объясняется рядом факторов. Во-первых, для того, чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется слишком больших инвестиций. Во-вторых, на туристическом рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые фирмы. И при этом данный вид бизнеса позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций. При этом современная туристическая индустрия не может эффективно функционировать без совершенствования управляющей подсистемы. Управление в сфере туристических услуг учитывает специфику организации и деятельности туристических предприятий. В программах обслуживания туристов участвуют предприятия питания, гостиницы, туристические агентства, транспортные предприятия, музеи, кинотеатры, спортивные центры, предприятия торговли и др. Все они составляют инфраструктуру туризма. Исходя из этого, всё многообразие проектов и программ обслуживания туристов должно строиться с использованием новых форм и методов производственно-хозяйственной деятельности. Среди них маркетинг занимает особое место.13
Конкурентными преимуществами в сфере туризма могут быть известное имя, высокое качество оказываемых услуг, индивидуальный контакт с клиентами, ориентация на потребителя, его запросы и пожелания, устойчивая клиентура, действенная реклама, благоприятные условия для продажи услуг, квалификация персонала, грамотный менеджмент, опыт работы и т.д.
Информация о работе Тенденции развития международного туризма