Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:55, реферат
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая
политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты
управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения
производительности, путей роста творческой инициативы, а так же
стимулирование и мотивация работников.
Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не
будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает
конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных
целей.
Введение
Определение мотивации
Теории мотивации
Преимущества и недостатки действующих мотивационных моделей в управлении
Мотивация труда на российских предприятиях
Заключение
Список литературы
замечание относится ко всем видам мотивов. Мотив не всегда может быть
логически выведен из поведения, так как между ними нет однозначного
соответствия: один мотив может быть удовлетворен различными действиями. Так,
поведение согласованное
и поведение конкурирующее
тем же мотивом.
2.
Можно указать на поведение,
которое не согласуется с
Так, предполагая, что долг принадлежит одному из высших уровней, иерархия
игнорирует тот факт, что люди готовы умереть, выполняя долг, и часто ставят
гордость выше безопасности или физиологической потребности.
3. Хотя данная иерархия имеет вид модели процесса, механизм перехода с
одного уровня на другой не раскрывается.
Теорию иерархии, возможно, лучше всего рассматривать как организующую
концепцию, а в известном смысле ее расплывчатость способствовали широкому
признанию этой теории. Есть основания считать, что подобные иерархии
потребностей действуют среди рабочих и среди руководящих работников и что у
последних потребности в уважении и самовыражении часто не удовлетворены.
Критический взгляд Дж. О'Шонесси и Л. Портера на мотивационную модель Маслоу
касается
лишь теоретических и
производственного процесса и поведения человека в процессе труда. Зачем,
например, люди должны, работая на производстве, жертвовать своей жизнью ради
выполнения своего долга. В таких условиях человек часто оказывается под
воздействием или несовершенства технологического процесса, или недостаточного
внимания со стороны руководителя предприятия, стремящегося к экономии затрат
на создание комфортных условий, ставя работника в экстремальные условия.
Не осталась вне критики и мотивационная модель Д. Макклеланда, который начал
с исследования не того, как человек действует, а того, как он мыслит. При
этом Макклеланд использует так называемую проектную методику, основанную на
том, что испытуемый словами описывает показываемый ему рисунок. Основная
предпосылка заключается в том, что чем более двусмысленным, неясным является
рисунок, тем с большей степенью вероятности в рассказе испытуемого проявятся
(спроецируются) его мотивы. Макклеланд утверждает, что мысли, выраженные в
таких рассказах, можно сгруппировать так, что они выразят три категории
человеческих мотивов. Это потребности в аффилиации (стремление к
принадлежности), во власти, в успехе или достижении целей.
Потребность
в достижении целей может быть
связана с несколькими
в иерархии Маслоу; по существу, это потребность делать что-либо (то, в чем
индивид сравнивает себя с другими) лучше, чем делалось раньше.
Макклеланд утверждает, что руководителю, для того чтобы быть лидером, следует
иметь высокую потребность в достижении целей. Она характерна для тех
руководителей, которые предпочитают работать в одиночку. Высокая потребность
в дружеских отношениях, близости и взаимопонимании может в некоторых случаях
приводить к неэффективности работника, вызываемой боязнью ухудшить отношения.
Отдельные авторы считают, что руководитель должен подбирать работу для
подчиненных, учитывая мотивацию последних. Существует мнение, однако, что
этого еще недостаточно для высокой эффективности, что система вознаграждения
(или компенсации) должна быть разработана с участием вознаграждаемых и
рассматриваться в непосредственной связи с эффективностью труда.
Хотя модель Макклеланда может быть использована для улучшения
организационного климата, составной частью которого является мотивация
персонала, в его теории можно оспаривать многое, в том числе методологию
исследования и слишком упрощенную классификацию мотивов.
К сказанному можно добавить, что сегодня нет такой мотивационной модели,
которую нельзя подвергнуть критике, каждая из них имеет свои плюсы и минусы,
и это естественный процесс. Нельзя, конечно, полностью отрицать и отмеченные
выше недостатки модели Д. Макклеланда.
Также подвергается критическому анализу и двухфакторная теория мотивации Ф.
Герцберга, которая отнесена к категории "мотивационно-гигиенической" и
базируется на результатах исследования, в ходе которых осуществлялось
выявление факторов, положительно и отрицательно влияющих на отношение
человека в процессе труда. Ф. Герцберг сделал главный вывод, который положен
в основу мотивационной модели, "что людям присущи два вида потребностей:
избежать страданий и психологического роста".
В мотивационной модели Ф.
1.
Данный подход на первый
гедонизм (искать удовольствия, избегать огорчений), где понятие удовольствия
заменено самовыражением. Традиционное возражение гедонизму (например, то, что
мы не можем непосредственно искать удовольствий или избегать огорчений, а
можем лишь искать курс действий, следствием которого явились бы огорчения или
удовольствия) представляется в данном случае менее уместным, так Герцберг
точно определяет те условия, которые вызывают "страдания" или
"психологический рост".
2.
Кинг утверждает, что полемика
по поводу двухфакторной
во многом вызвана недостаточно четкими формулировками автора. По мнению
Кинга, наиболее вероятная версия такова: "Все мотиваторы, вместе взятые,
вносят большой вклад в удовлетворение работой, чем совокупность гигиенических
факторов, а все гигиенические факторы, вместе взятые, вносят больший вклад в
неудовлетворенность работой, чем совокупность мотиваторов".
3. Наконец, Д. Шваб и Л. Камингс указывают на то, что доказательства,
применявшиеся для обоснования предпосылки "удовлетворение ведет к действию",
не являлись экспериментальными.
Дж. О'Шонесси, проводя дальнейший анализ мотивационных моделей, довольно
детально рассмотрел теорию "Х" и теорию "У" Макгрегора.
Многое из теории и практики управления Макгрегор считал отражением взгляда на
человека, характерного для теории "Х", а именно:
1. Средний человек от природы ленив - он работает как можно меньше.
2. Ему не достает честолюбия, он не любит ответственности, предпочитает
чтобы им руководили.
3. Он от природы эгоцентричен, безразличен к потребностям организации.
4.
Он от природы противится
5. Он доверчив, не слишком сообразителен - легкая добыча для шарлатана и
демагога.
Такой взгляд на человека отражается в политике "кнута" (угроза безработицы) и
"пряника" (деньги).
Теория "У" придерживается следующего взгляда на человека:
1.
Люди не являются от природы
пассивными и не
организации. Они стали такими в результате работы в организации.
2.
Мотивация, возможность
ответственность, готовность направлять свое поведение на достижение целей
организации - все это есть в людях, а не вкладывается в них управлением.
Обязанность управления - помочь людям осознать и развить в себе эти
человеческие качества.
3.
Важная задача управления
организации и применять такие методы работы, чтобы люди могли достигать своих
собственных целей наилучшим образом лишь при условии направления своих усилий
на достижение целей организации.
Если администрация разделяет взгляды теории "Х", она обращает особое внимание
на методы внешнего контроля, тогда как при использовании теории "У" особое
значение придается самоконтролю при периодических отчетах об исполнении.
Предполагается, что самоконтроль возникает, когда рабочие воспринимают цели
компании как свои собственные, и тогда вероятность достижения целей компании
высока. Макгрегор считает средством достижения высокой степени вовлеченности
метод участия работников в принятии решений.
Теории "Х" и "У" отражают полярные позиции и взгляды. Но из сказанного
следует, что руководитель, обнаруживающий жесткое, деспотическое поведение,
должен придерживаться положений теории "Х"; такого однозначного соответствия
между поведением и взглядами нет.
Макгрегор утверждает, что люди становятся такими, какие они есть, потому что
к ним так относятся. "Социолог не отрицает, что поведение людей в
промышленной организации в настоящее время примерно такое, каким оно
воспринимается руководством".
Общий вывод
Противоречия, высказанные разными авторами в части теоретических и
практических аспектов действующих ныне мотивационных моделей, отнюдь не
приводят к их полному отрицанию, наоборот, критические замечания главным
образом направлены на их совершенствование. Эффективность или жизненность той
или иной модели можно проверить только путем их апробации на практике с
учетом той среды, где они будут внедряться. Бесспорно одно, что отсутствие
мотивационных моделей на наших предприятиях будет снижать эффективность
действующих систем управления и социально-экономическую деятельность трудовых
коллективов.
Вместе с тем становится ясным, что мотивационные модели могут приводить как к
положительным,
так и отрицательным социально-
особенно если в организации действуют неформальные группы.
Для того чтобы устранить негативные последствия мотивации Б. Карлоф
предлагает следующие подходы:
1.
В драматической форме
деятельности.
2. Показать группе невозможность достижения поставленных целей.
3.
Посеять недоверие между
4.
Образовать "раскольнические"
группки, стимулировать
лучше всего превратить лидера группы в перебежчика.
5.
Объединить чувство
и ущербностью.
Мотивация труда на российских предприятиях
Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно
связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой
связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью
труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая,
зависящая от достигнутых результатов.
Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду,
признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной
экономической ситуации трудно высокую оплату труда, особое внимание следует
уделять нематериальному стимулированию, создавая гибкую систему льгот для
работников, гуманизируя труд, в том числе:
1.
признавать ценность работника
для организации,
Информация о работе Теория и практика мотивации в организационном поведении