Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 11:40, курсовая работа
Объектом данной курсовой работы является фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции. Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства. Конкурируют между собой покупатели. Развертывается конкуренция между продавцами и покупателями. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция и пр. экономические явления.
Введение
Глава 1. Модели несовершенной конкуренции
1.1 Характеристика рынка монополистической конкуренции
1.2 Краткосрочное равновесие при монополистической конкуренции
1.3 Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции
1.4 Неэффективность и эффективность монополистической конкуренции
Глава 2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
2.1 Модель Э. Чемберлина дифференциации продукта
2.2 Основные признаки дифференциации продукта
2.3 Влияние неценовых факторов конкуренции
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Модели несовершенной конкуренции
1.1 Характеристика рынка монополистической конкуренции
1.2 Краткосрочное равновесие
при монополистической
1.3 Долгосрочное равновесие
при монополистической
1.4 Неэффективность и эффективность монополистической конкуренции
Глава 2. Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина
2.1 Модель Э. Чемберлина дифференциации продукта
2.2 Основные признаки дифференциации продукта
2.3 Влияние неценовых факторов конкуренции
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Объектом данной курсовой
работы является фирма, действующая
в условиях монополистической конкуренции.
Конкуренция характеризуется
Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
Целью данной курсовой работы является анализ предпосылки монополистической конкуренции и природы фирмы, отраженной в исследованиях Э. Чемберлина.
Задачи:
1. Первой задачей данной
курсовой работы является
1. Второй задачей данной
курсовой работы является
Актуальность и новизна темы: монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Однако наличие товаров - заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высокоэластичной в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер.
Монополистическая конкуренция впитала в себя черты как совершенной конкуренции, так и чистой монополии. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но, все же, являясь самостоятельной структурой монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.
Глава 1. Модели несовершенной конкуренции
1.1 Характеристика
рынка монополистической
Рынок монополистической конкуренции - это тип рыночной структуры, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара ведут конкурентную борьбу за объем продаж. Отличительными особенностями этого типа рынка являются: дифференциация продукта; большое число продавцов; отсутствие отраслевых барьеров; отсутствие стратегического поведения.
Особенности рынка монополистической конкуренции:
Если отдельный продавец сократит цену, то вероятно, что прирост объема продаж произойдет не за счет одной фирмы, а за счет многих. Как следствие, маловероятно, что какой-нибудь отдельный конкурент принесет достаточно значительные потери своей доли на рынке из-за уменьшения продажной цены какой-нибудь отдельной фирмы. Фирма не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.
Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами и характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые покупатели предпочли его товар товару конкурирующей фирме. Дифференциация является основой для создания благоприятных условий для продажи и обновления продукции. Дифференцированные товары – товары, удовлетворяющие одну и ту же потребность, но различающиеся друг от друга качеством упаковки, характером обслуживания в магазине, наличием скидок и т.д. Ярким примером дифференциации продукта в монополистической конкуренции являются безалкогольные напитки: «Лимонад», «Дюшес», «Байкал», и т.д.
Поскольку вход на рынок свободен, то до тех пор, пока существует возможность получать экономическую прибыль, фирмы, производящие похожую продукцию, будут входить в отрасль. Появление новых фирм в отрасли приводит к тому, что кривые спроса всех фирм будут сдвигаться влево к началу координат до тех пор, пока экономическая прибыль каждой фирмы отрасли не станет равной нулю в долгосрочном периоде.
Суть монополистической конкуренции заключается в том, что каждая фирма продает продукцию, на которую существует много близких, но несовершенных заменителей. В результате каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса на свою продукцию. Однако наличие товаров - заменителей делает кривую спроса на продукт фирмы высокоэластичной в каждом данном диапазоне цен, что придает взаимодействию фирм конкурентный характер.
Каждая фирма испытывает
на себе влияние решений, принимаемых
ее конкурентами и должна учитывать
эти решения в своем
1.2. Краткосрочное
равновесие при
Сталкиваясь с убывающей кривой спроса на свою продукцию df , фирма, действующая на рынке с монополистической конкуренцией, оптимизирует свое предложение qf* при МRf = МС и цене Pf*, что обеспечит ей максимальную прибыль, размер которой отражен затемненным прямоугольником. Прибыль фирмы зависит от уровня спроса на ее продукт и уровня ее издержек производства. Поскольку фирма действует в конкурентной среде, а спрос на ее продукт эластичен, то она может столкнуться проблемой низкого спроса df1, не обеспечивающего ей покрытия средних совокупных издержек.
Рис. 1. Производственный выбор фирмы в краткосрочном периоде
Как и в случае с совершенно конкурентной фирмой, фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, может минимизировать равные постоянным издержкам убытки до тех пор, пока цена на ее продукцию покрывает средние переменные издержки фирмы для каждого данного объема выпуска (Pf1). Если же спрос настолько слаб, что никакая комбинация цены и выработки не обеспечивает покрытия совокупных переменных издержек, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде путем остановки производства.
Руководствуясь принципом
максимизации прибыли, монополистически
конкурирующая фирма
Несмотря на то что принципы принятия решений монополистически конкурирующей фирмой в отношении оптимального выпуска те же, что и у совершенно конкурентной фирмы, нельзя рассматривать кривую ее предельных издержек в качестве кривой предложения фирмы, потому что при убывающей кривой спроса на продукцию фирмы невозможно установить четкую зависимость между ценой и объемом выпуска, поскольку они формируются под влиянием как предельных издержек фирмы, так и эластичности спроса на ее продукт. Как и в случае с монополией, при одном и том же объеме выпуска в зависимости от особенностей спроса фирма может установить разные на свою продукцию. При одной и той же цене она может осуществлять выпуск разного объема.
Фирме для эффективного существования необходим выпуск продукции, который бы соответствовал следующим условиям:
MR=MC, P>MC
То есть предельный доход фирмы равен предельным издержкам на производство данного выпуска, но при этом уровень цен должен быть выше уровня предельных затрат. В краткосрочном периоде участник рынка при условиях монополистической конкуренции может как получать прибыль, так и нести убытки. Кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции. Степень эластичности этой кривой зависит от числа конкурентов на рынке и от степени дифференциации продукции (то есть от того, насколько различается представленные в отрасли товары и услуги). Соответственно, чем больше производителей на рынке и чем ниже степень дифференциации, тем более эластичен спрос. И наоборот: потребитель, привыкший к определенному товару, не сможет быстро «переключиться» на потребление другого, если их качества существенно различаются.
Таким образом, наличие дифференциации продукции не позволяет дать описания зависимостей между величиной спроса и предложения при каждой данной цене. Не имея комбинаций цены и выработки для каждого отдельного производителя, нельзя построить и кривые спроса и предложения для отрасли.
Для рынков с монополистической конкуренцией кривые отраслевого спроса и предложения не существуют.
1.3 Долгосрочное равновесие при монополистической конкуренции
Если в краткосрочном периоде фирмы отрасли будут получать экономическую прибыль, то в долгосрочном периоде это приведет к увеличению отраслевого предложения. Во-первых, действующие в отрасли фирмы будут наращивать производство, стремясь увеличить прибыль за счет использования имеющейся экономии от масштаба (при неизменности цен на ресурсы). Во-вторых, а в данном случае это главное, увеличение отраслевого предложения произойдет за счет проникновения в отрасль новых фирм, привлеченных возможностью получения экономической прибыли. Для этого нет никаких препятствий, так как рынок монополистической конкуренции характеризуется отсутствием отраслевых барьеров входа.
При сохранении рыночного спроса на продукцию отрасли на прежнем уровне вход в отрасль новых конкурентов приведет как к сокращению рыночной доли отдельной фирмы qfLR, так и к повышению эластичности спроса на ее продукцию из-за увеличившегося количества заменителей. Это означает, что при прочих равных условиях кривые спроса на продукцию фирм отрасли в долгосрочном периоде будут смещаться влево к началу координат dfLR . Такое смещение будет происходить до тех пор, пока экономическая прибыль фирм отрасли не станет равной нулю. Вход в отрасль новых фирм прекратится и она окажется в положении долгосрочного равновесия. Поскольку кривые спроса на продукцию фирм - касательные к их долгосрочным средним издержкам, то это означает, что в условиях долгосрочного равновесия монополистически конкурирующие фирмы: а) осуществляют предложение по ценам, равным средним долгосрочным издержкам PtLR = LRAC и б) не получают экономической прибыли. В отрасли с монополистической конкуренцией установление долгосрочного рыночного равновесия не обеспечивает условий эффективного производства из-за наличия рыночной власти у фирм и слабой конкуренции.
Рис. 2. Долгосрочное равновесие фирмы и отрасли при монополистической конкуренции
Долгосрочное равновесие
на рынке монополистической
На практике силы установления рыночного равновесия в условиях монополистической конкуренции не так сильны, как при совершенной конкуренции, и движение к установлению равновесия при нулевой прибыли следует рассматривать лишь как тенденцию. Во-первых, монополистическая конкуренция предполагает сегментированный спрос, отдельные фирмы могут получать устойчивую экономическую прибыль за счет вывода на рынок уникального товара, более благоприятного географического положения, применения передовой технологии. Во-вторых, установлению рыночного равновесия при нулевой экономической прибыли препятствуют факторы, обусловленные самой дифференциацией продукции: значительные инвестиции по разработке, высокие маркетинговые издержки, которые выступают в качестве своеобразных барьеров проникновения в отрасль. В- третьих, обладая рыночной властью, действующие в отрасли фирмы могут устанавливать такие цены на продукцию, которые, обеспечивая им получение небольшой экономической прибыли в долгосрочном периоде, одновременно выполняли бы роль барьера для проникновения в отрасль новых фирм. Наконец, возникающие при прекращении производства большие безвозвратные издержки всегда выступают фактором, сдерживающим уход фирм из отрасли даже в случае убыточности производства.
1.4 Неэффективность
и эффективность
Несмотря на схожесть
механизмов совершенной и
Информация о работе Теория монополистической конкуренции Э. Чемберлина