Управление маркетингом на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

В сегодняшнем сложном мире все мы должны разбираться в маркетинге. Продавая машину, подыскивая работу, собирая средства на благотворительные нужды или пропагандируя идею, мы занимаемся маркетингом. Нам нужно знать, что представляет собой рынок, кто на нем действует, как он функционирует, каковы его запросы. Нам нужно разбираться в маркетинге и нашей роли потребителей, и в нашей роли граждан. Знание маркетинга позволяет нам вести себя более разумно в качестве потребителей, будь то покупка зубной пасты или нового автомобиля.

Содержание работы

Введение
1. Маркетинг в системе функций менеджмента
1.1 Управление маркетингом
1.2 Сущность маркетинговой деятельности и организация службы маркетинга
1.3 Маркетинговые стратегии промышленного предприятия
1.4 Маркетинговое планирование на промышленном предприятии
2. Современные механизмы управления в маркетинге
2.1 Маркетинг как современная концепция управления предприятием
3. Анализ эффективности управления маркетинговой деятельности на СООО «Акватрайпл»
3.1 Характеристика СООО «Акватрайпл»
3.2 Управление маркетингом на СООО «Акватрайпл»
3.3 Анализ каналов распределения продукции СООО «Акватрайпл»
3.4 Маркетинговые исследования на СООО «Акватрайпл»

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по маркетингу распеч 1.docx

— 64.84 Кб (Скачать файл)

Когда производственная программа  состоит из большого количества различных  изделий, а также осуществляется самостоятельно отдельными подразделениями  предприятия, используется дивизиональная структура. По существу, создается комплекс товарных или рыночных направлений. Преимущество - охват всех товаров, комплексное реагирование на изменения рынка, возможность координации и др. Недостатки - высокие затраты, разрастание штатов, сложность управления.

Матричную структуру специалисты  считают наиболее гибкой, способной  к внутренней перестройке в условиях новых задач, что обусловлено  рядом особенностей ее построения и  функционирования, поскольку она  состоит из двух структур: функциональной и проектной, когда наряду с постоянными  функциональными отделами имеются  временные проектные группы, создаваемые  для решения конкретных задач (к  работе могут привлекаться специалисты  из соответствующих функциональных отделов). Взаимодействие управляющих отделами порождает новые сети горизонтальной и диагональной коммуникации, накладывающиеся на традиционные связи «руководство - подчинение». Отсюда и возникло ее название «матричная».

Изучая рынок путем выявления  объективных факторов, определяющих его развитие, маркетинговая служба создает важнейшие предпосылки  для кратко-, средне- и долгосрочного  планирования. Ее активное воздействие  на производство начинается уже с  влияния на выбор тем исследований при подготовке выпуска новой  продукции, связанных с НИОКР  и совершенствованием технологических  процессов. Это воздействие продолжается на стадии освоения новой продукции  и выражается в том, что работники  службы принимают участие в определении  этапов и сроков начала ее производства.

Данная служба направляет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие отделы на своевременное начало разработок и подготовку производства новой  продукции с тем, чтобы она  попала на рынок, не успев утратить своей новизны. Именно момент появления  ее на рынке в значительной мере определяет экономический успех  предприятия, дает ему возможность  получать монопольную прибыль. Ориентируя производство на выпуск продукции, нужной рынку, маркетинговая служба помогает избежать возникновение пробелов в удовлетворении спроса и предотвращает потери, связанные с производством продукции, не находящей сбыта.

Известно, что товары делятся на потребительские (повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса) и промышленного назначения (сырьевая продукция, сооружения, основное и вспомогательное  оборудование). В соответствии с  этой классификацией требуется различный  подход к их реализации. Так, сбыт товаров  повседневного спроса должен быть организован  иначе, чем товаров особого спроса. В первом случае, как свидетельствует  практика, необходимо обеспечить их всеобщую доступность и создать соответствующий  имидж. Основным фактором привлекательности  товаров предварительного выбора - цена и качество, а сбыт товаров  особого спроса зависит преимущественно  от рекламы. И, конечно, совсем по-другому  должен быть организован сбыт товаров промышленного назначения (табл. 1).

Таблица 1

Установление цен на товары, каналы их распределения и стимулирование сбыта в зависимости от назначения товара

 

Группы товаров

Цены

Каналы распределения

Стимулирование сбыта

 

1

2

3

4

 

Потребительские товары

       

Товары повседневного  спроса: основные, периодической покупки

Поддержание стабильных цен  со средней рентабельностью. Реализация товаров со скидкой

Создание собственной  сети реализации товара, максимально  приближенной к покупателям. Использование  существующей сети сбыта других товаров

Адресная реклама Лотереи, конкурсы

 

Товары предварительного выбора

Дифференциация цен в  рамках предлагаемого товарного  ассортимента

Создание специализированных магазинов и салонов

Расширение ассортимента, реализация по каталогам, скидки для  постоянных клиентов

 

Товары особого спроса

Установление цен в  зависимости от спроса и поведения  конкурентов

Создание магазинов и  секций с консультационно-гарантийным  обслуживанием

Реклама, расширение системы  личных продаж

 

Товары промышленного  назначения

       

Сырье

Дифференциация скидок и  пени по срокам оплаты

Торговые представительства

Товарные кредиты посредникам

 

Полуфабрикаты и детали

Учет цен конкурентов

Посредническая сеть

Стимулирование посредников

 

Основное оборудование

Учет платежеспособного  спроса

Техника индивидуальной продажи  с организацией послепродажного  обслуживания и ремонта

Пропаганда обновления производства

 

Вспомогательное оборудование

Цена со средней рентабельностью

Сеть собственных магазинов

Реклама, стимулирование объема продаж

 
         

Примечание - Источник: [3, с 107. Таблица 14.1 ]

Первой и постоянной задачей  маркетинговой службы является отслеживание предпринимательского климата в динамике его развития, т.е. благоприятствуют ли тенденции и характер развития окружающей среды ведению бизнеса или представляют угрозу для деятельности предприятия. Анализ предпринимательского климата ведется с учетом основных взаимосвязанных факторов:

социальных - структура населения, морально-эстетические ценности общества, отношения членов общества между  собой, конкуренция и т.д.;

экономических - ВНП, располагаемый  продукт, дискреционный доход;

научно-технических - уровень научно-технического прогресса и чувствительность к нему рынка;

нормативно-правовых - законодательство, нормативные акты.

Если предпринимательский климат позволяет предприятию успешно  действовать в выбранной области  бизнеса, то деятельность маркетинговой  службы должна быть сосредоточена на товарном рынке, на котором будет  или уже работает предприятие. Определяя  основные направления политики по выходу предприятия на рынок со своей  продукцией, необходимо иметь в виду следующие варианты:

приращение доли на рынке;

сохранение доли, установленной  ранее;

уменьшение доли.

Выбор того или иного направления  зависит от решения многих вопросов, и прежде всего от внутренних возможностей предприятия по выпуску конкурентоспособной  продукции. Но чтобы перейти к  выяснению своих возможностей, хозяйствующий  субъект должен знать, как будет  складываться спрос на нее, какова будет  его эластичность в связи с  изменением цены и как повлияет эластичность на выручку предприятия, а также  каким будет предложение. [3]

1.3 Маркетинговые стратегии на промышленном предприятии

Стратегическое планирование -- это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование становится все более актуальным для российских предприятий, которые вступают в жесткую конкуренцию как между собой, таки с иностранными корпорациями.

Задачами стратегического планирования являются достижение предприятием (фирмой) целей по повышению доли рынка, предвидение  и оценка требований потребителя, выпуск продукции более высокого качества, обеспечение согласованных сроков поставок, установление цен и поддержание  репутации фирмы.

Задачи планирования устанавливаются  каждой фирмой самостоятельно, однако содержание стратегического плана  любой фирмы сводится к планированию роста прибыли, издержек предприятия, увеличению доли рынка и доли продаж, улучшению социальной политики фирмы. Таким образом, с помощью планирования маркетинга, роста производительности труда, осуществления инновационной  деятельности предприятие обеспечивает решение основной задачи -- получение максимальной прибыли.

Основным принципом разработки маркетинговой стратегии является ориентация конечных результатов на реальные требования и пожелания  потребителей. Для реализации данного  принципа предприятие должно всесторонне  изучить состояние и динамику потребительского спроса на товар и  использовать полученную информацию при  разработке и принятии научно-технических, производственных, хозяйственных решений. При этом предприятие должно максимально  ориентировать свою деятельность навыпуск такой продукции, которая могла  бы удовлетворять ожидаемым требованиям  потребителей.

Маркетинговая стратегия промышленного  предприятия включает ряд функциональных блоков (рис.1).

Рис. 1.- Функциональные блоки маркетинговой  стратегии

Примечание - источник: [4, с 53 ].

В рыночных условиях возникает проблема взаимодействия производителей и потребителей при определенных ограничениях, устанавливаемых  государством. Однако основным: регулятором  на рынке является производитель, который  определяет, какой товар производить, с какими потребительскими свойствами и по какой цене.

С этой целью предприятие должно исследовать состояние рынка, продвижение  товара на рынок, разработать программы  производства и обновления продукции  и повышения ее конкурентоспособности: Организация управления маркетингом  на предприятии направлена прежде всего на переориентацию деятельности предприятия не только на совершенствование производства, но и на требования рынка, его потребности, совершенствование структуры управления на перспективу. Управление маркетингом на предприятии может осуществляться по двум направлениям:

1) организация маркетинговой службы  на предприятии;

2) разработка маркетинговой программы,  направленной на достижение успехов  на рынке.

Благодаря маркетингу фирма может  установить потребности покупателей  с целью производства необходимой  продукции и получения необходимой  прибыли. С помощью маркетинга фирма  может решать тактические и стратегические задачи предприятия, ориентированные  на требования рынка. Эти основополагающие принципы обусловливают и другие положения маркетинга по всестороннему  изучению потребителей, максимальному  приспособлению предприятия к требованиям  рынка, созданию новой продукции, что  повысит эффективность деятельности предприятия. Маркетинговые структуры  на предприятии должны исследовать  рынок по различным направлениям деятельности предприятия производственной, сбытовой, торговой, ценовой, рекламной  и др.

Маркетинговые исследования должны быть также направлены на изучение требований потребителей, предъявляемых к продукции, потребительских свойств продукции, выпускаемой конкурентами, и проведение на этой основе сегментации рынка, исследование факторов, определяющих структуру и динамику спроса на продукцию предприятия. На рис.2 представлена структура маркетинговой деятельности как средства управления предприятием (7,с. 168).

Любое предприятие должно применять  как долгосрочное (стратегическое), так и краткосрочное (оперативное) планирование развития производства продукции  как один из важнейших элементов  рыночной стратегии. Целесообразно  применять оба вида планирования в совокупности, так как планирование производства продукта имеет специфические  особенности, обусловленные поставленной целью, сроками ее достижения, видом  товара и др.

Долгосрочный план обычно охватывает трех или пятилетний период. В основном он носит описательный характер и  определяет общую стратегию предприятия. Долгосрочное планирование преследует следующие задачи: формирование организационной  структуры предприятия; развитие производственной мощности и капитальных вложений; расширение доли рынка и др.На стадии краткосрочного планирования, которое рассчитывается на год, полгода или месяц, разрабатываются объем производства, планирование прибыли и др. Краткосрочный план тесно увязан с партнерами, поставщиками, посредниками. Важное значение на стадии разработки краткосрочного плана уделяется финансовому плану (по доходам и расходам), кредитному плану, плану капитальных вложений и обеспечению ликвидности предприятия.

Структура маркетинговой деятельности (алгоритм) как средства управления предприятием. На стадии разработки стратегического  плана исследуется внешняя среда  предприятия: определяются факторы, представляющие угрозу для текущей стратегии; анализируются  деятельность конкурентов, возможности  корректировки планов и др. (рис. 2).

товарный распределение маркетинг сбыт

Рис. 2 - Структура маркетинговой  деятельности (алгоритм) как средства управления предприятием

Примечание - источник: [4, с 55].

На стадии разработки стратегического  плана исследуется внешняя среда  предприятия: определяются факторы, представляющие угрозу для текущей стратегии; анализируются  деятельность конкурентов, возможности  корректировки планов и др. (рис.3).

В управлении современным маркетингом  наиболее целесообразно применение стратегического планирования с  ранжированием стратегических задач.

На первом этапе необходимо выяснить наиболее неблагоприятные тенденции  в предпринимательской деятельности, уточнить направления, следуя которым  предприятие может получить наилучшие  результаты дальнейшего развития. На втором этапе следует проанализировать деятельность предприятия в конкурентной борьбе, определить пути совершенствования  товаров и выбрать наиболее эффективную  стратегию. На третьем этапе устанавливают  приоритеты и распределяют имеющиеся  ресурсы для реализации стратегии, которая обеспечит предприятию  получение оптимальных результатов.

Рис. 3. - Факторы воздействия внешней  среды

Примечание - источник: [4, с 56 ].

Ближайшие цели предприятия, разработка бюджета и плана прибылей определяются оперативным планом, который доводится  до каждого подразделения и является ориентиром для обеспечения запланированной  рентабельности предприятия.

Разработка стратегического плана -- важное направление эффективной деятельности предприятия на перспективу. [4]

Информация о работе Управление маркетингом на предприятии