Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 07:50, реферат
Реформирование коммерческо-производственной деятельности предприятий в нашей стране — это объективная реальность, вызов времени, который следует принять с полным понимаем всего того комплекса проблем и вопросов, которые можно решить с помощью инструментария маркетинга. Маркетинговая работа требует организации специализированной службы на предприятии.
ЭССЕ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1.Основные аспекты организации службы маркетинга 5
2. Процесс управления маркетингом на предприятии 7
3. Основные организационные структуры маркетинга 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Товарная организация службы маркетинга предполагает разделение по отдельным товарным и товарным группам. Представлена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2. - Товарная организация службы маркетинга
Источник: Управление маркетингом. - http://edu.dvgups.ru/METDOC/
В такой организации по каждому виду товаров имеется свой управляющий с штатом сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару. Эффективна для предприятий с широкой номенклатурой товаров и их реализацией на большом количестве однородных рынков, когда требования к упаковке, сбыту, рекламе по каждому выпускаемому товару значительно отличается друг от друга, а объем сбыта по каждому товару достаточно большой, чтобы оправдать расходы на организацию службы маркетинга по данному товару. Сильные и слабые стороны приведены в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Сильные и слабые стороны товарной организации
Сильные стороны товарной организации | Слабые стороны товарной организации |
Полный маркетинг каждого товара, выпускаемого предприятием. Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару. | Широкий круг обязанностей одного сотрудника (сбыт, реклама, разработка товарной стратегии) затрудняет рост квалификации. |
Источник: Мазилкина, Е.И. Маркетинг [Текст] / Е.И. Мазилкина.- М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – C. 215.
Товарно-функциональная организация службы маркетинга - это сочетание функционального и товарного подходов, при котором по горизонтали имеет место административное подчинение специалистов группы, а по вертикали - функциональное подчинение. Предоставлена на рисунке 3.3.
Рисунок 3.3. Товарно-функциональная организация службы маркетинга
Источник: Принципы структурирования. – http://rosinvest.com/page/
Рыночная организация службы маркетинга предполагает разделение маркетинговых служб по отдельным рынкам или по отдельным сегментам рынка, представлена на рисунке 3.4.
Рисунок 3.4. - Рыночная организация службы маркетинга
Источник: Организация службы маркетинга на предприятии. – http://www.aup.ru/books/m168/
Рыночная организация службы маркетинга эффективна, если предприятие производит ограниченную номенклатуру товаров, но реализует их на множестве рынков, отличающихся друг от друга по условиям реализации. Сильные и слабые стороны рыночной организации представлены в таблице 3.4.
Таблица 3.4.
Сильные и слабые стороны рыночной организации
Сильные стороны рыночной организации | Слабые стороны рыночной организации |
Легче обеспечить координацию служб при выходе на новый рынок. Формирование комплексной программы выхода на рынок. Имеется возможность разработки достоверного прогноза рынка с учетом его специфики. | Низкая степень специализации работы отделов службы. Вероятность дублирования функций. Отсутствие глубоких знаний о товаре. |
Источник: Мазилкина, Е.И. Маркетинг [Текст] / Е.И. Мазилкина.- М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – C. 215.
Поэтому в реальной маркетинговой практике часто используют рыночно-функциональную организацию службы маркетинга (иногда ее называют регионально-функциональная организация). Представлена на рисунке 3.4
Рисунок 3.4.- Рыночно-функциональная организация службы маркетинга
Источник: управление маркетингом организации малого бизнеса. - http://www.markets-web.ru/
Товарно-рыночная организация службы маркетинга - сочетание товарного и рыночного подходов с использованием принципа матрицы: управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от продажи своих товаров, а управляющие по рынкам отвечают за развитие выгодных рынков для существующих и потенциально возможных товаров. Представлена на рисунке 3.5.
Рисунок 3.5. Товарно-рыночная организация службы маркетинга
Источник: Организация службы маркетинга на предприятии. – http://www.aup.ru/books/m168/
Региональная структура службы маркетинга. Если предприятие выпускает продукцию, которая находит сбыт в нескольких регионах, отличающихся друг от друга природно-климатическими условиями, образом жизни людей и т.п., есть смысл ориентировать структуру его маркетинговой службы на регионы (рисунок 3.6.). Это позволит учесть в маркетинговых стратегиях специфику потребления одного и того же товара на разных территориях и отразить ее в потребительных свойствах товара (очевидно, что, например, автомобили, поставляемые в северные районы нашей страны, по целому ряду параметров должны отличаться от автомобилей, поставляемых в южные регионы)[13].
Рисунок 3.6. - Региональная структура службы маркетинга
Источник: Управление маркетингом. - http://edu.dvgups.ru/METDOC/
Благодаря развитию компьютерной техники, информационных и транспортных технологий мир бизнеса стал более динамичен. Отвечая на вызов времени, предприятия должны научиться быстро реагировать на динамику внешней среды. Этого можно добиться в том числе посредством создания восприимчивых к изменениям внешней среды организационных структур. К числу таких гибких организационных структур относятся матричные (рисунок 3.7.).
Рисунок 3.7. Матричная организационная структура
Источник: Принципы структурирования. – http://rosinvest.com/page/
Данная структура разрушает принцип единоначалия. Члены каждой проектной группы имеют двух руководителей. Менеджеры проектов отвечают за вклад конкретных сотрудников в проект, а менеджеры отделов ответственны за «инфраструктуру» (оплату труда, планирование карьеры сотрудников и т.п.) и за участие сотрудников в иных видах работ отдела, если это не противоречит интересам проектной группы. Матрица может быть использована как временное образование, таким образом может быть структурирована и лишь часть организации.
Матричный принцип организации дает следующие преимущества:
позволяет фирме избежать необходимости иметь большое число специалистов одного профиля в подразделениях, занимающихся выпуском различной продукции;
придает гибкость структуре, когда требуется избежать «ограниченности» возможностей функциональной или товарной структур;
предоставляет возможность быстрой и продуктивной перегруппировки штата в соответствии с новыми требованиями;
поскольку проектные группы пронизывают всю организацию, то усиливается сплоченность коллектива;
снижается нагрузка на высшее руководящее звено, связанная с принятием решений;
Ее использование способно вызвать следующие проблемы:
основная сложность — конфликт лояльности или эффект «слуги двух господ». Матричный принцип организации предусматривает, что исполнитель может иметь нескольких руководителей, чьи требования зачастую будут вступать в противоречия;
возникает перекос в загрузке высокопрофессиональных сотрудников, чье присутствие желательно в каждой проектной группе, и остальных работников.;
возможно противоречие культур, например, культуры задачи проектной группы и культуры роли функционального подразделения. При возвращении в лоно отдела по завершению проекта у сотрудника может возникнуть ощущение «выпавшего из гнезда».
Однако всегда надо иметь в виду, что не существует идеальной организационной структуры службы маркетинга, одинаково хорошо работающей в любых условиях. Каждая из них имеет свои достоинства, так и недостатки. Выбирая ту или иную форму организации, следует обратить внимание на размер организации, перечень сфер деятельности и товарный ассортимент.
Управление маркетинговой деятельностью на предприятии является неотъемлемым необходимым условием её эффективности. В этом принципе важнейшую роль играет организационная структура маркетинга.
Время от времени фирме необходимо проводить критические оценки маркетинговой эффективности в целом, переоценивать свой общий подход к рынку, пользуясь ревизией маркетинга — комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем, открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию организации службы маркетинга фирмы. Для этого организационным структурам необходимо выполнять следующие требования:
простота маркетинговой структуры. Простота и четкость построения организационной структуры способствуют более легкому приспособлению к ней персонала предприятия и, следовательно, активному участию в реализации целей.
эффективная система связей между подразделениями, обеспечивающая четкую передачу информации. Система связей должна обязательно иметь обратную связь.
принцип единого подчинения. Служащий должен получать приказы только от одного начальника. Для совокупности выполняемых функций, имеющих одну и ту же цель, должен быть один руководитель.
малозвенность маркетинговой структуры. Чем меньшим количеством звеньев характеризуется структура, тем менее длительной оказывается передача информации снизу вверх и распоряжений дирекции сверху вниз.
Маркетинговые структуры могут быть гибкими только в том случае, если они способны менять свои организационные формы при изменении маркетинговой стратегии. Важным условием для этого выступает наличие информации o внутреннем состоянии дел на предприятии и внешней среде маркетинга, которая представлена демографическими, политическими и культурно-историческими факторами. В остальных случая структуры организации службы маркетинга зависят только от размеров предприятия, сферы ее деятельности, ассортиментной и сбытовой политики.
Книги
1. Беляев, В. И. Маркетинг: основы теории и практики : учебник / В. И. Беляев. - М. : КНОРУС, 2005. - 672 с
2. Бурцева Т.А. Управление маркетингом: учеб. пособие / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О. А. Цень - М : Экономистъ, 2005 - 271 с.
3. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент. - 10-е изд. - СПб. : Питер Ком, 2006.– 464с.
4. Мазилкина, Е.И. Маркетинг [Текст] / Е.И. Мазилкина.- М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К», 2010. –368 с.
Статьи
5. Голубков Е.П. Организация и контроль маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом - № 6, 2002. – С. 15.
Электронные ресурсы
6. Организация маркетинговой деятельности .– http://www.good-reklama.ru/
7. Организация службы маркетинга на предприятии. – http://www.aup.ru/books/m168/
8. Принципы структурирования. – http://rosinvest.com/page/
9. Управление маркетингом. - http://edu.dvgups.ru/METDOC/
10. Управление маркетингом организации малого бизнеса. - http://www.markets-web.ru/
Информация о работе Виды организационных структур управления маркетингом