Виды рисков в международном маркетинге

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 03:14, реферат

Описание работы

Учитывая обозначенные проблемы в международном маркетинге и связанные с ними риски, целью данной работы является характеристика и анализ видов рисков, а также возможные пути взаимодействия с рисками и управление ими.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………………..3
2. Основная часть…………………………………………………………5
3. Заключение…………………………………………………………….18
4. Список литературы……………………………………………………20

Файлы: 1 файл

реферат марк.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Коммерческие риски

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.Производсвенно-сбытовые риски

 

Выявлению причин риска  способствует детальный анализ допущенных ошибок в маркетинговой деятельности, которые привели к тем или иным потерям. Результаты анализа помогают принимать научно обоснованные меры по управлению рисками.

Управление риском – это комплекс маркетинговых мероприятий по оценке возможного риска и проведению коммерческой, финансово-кредитной, производственной, торгово-сбытовой и организационной деятельности, направленной на снижение уровня риска или его страхование.[5.11]

Процесс управления рисками  предусматривает соблюдение определенного  набора правил управления рисками. К  ним относятся следующие:

    1. Нельзя рисковать больше, чем позволяет собственный капитал, т.е. должен быть подсчитан возможный убыток, который необходимо сопоставить с капиталом.
    2. Готовность рисковать заставляет выделять капитал, которым можно рискнуть в расчете на быструю окупаемость вложенных средств, так называемый венчурный капитал.
    3. Надо думать о последствиях риска.
    4. Нельзя рисковать многим ради малого.
    5. Решение рискнуть принимается лишь при отсутствии сомнений, а при их наличии благоразумнее уклониться от рискованных действий.
    6. Необходимо определить (спрогнозировать) зоны риска, просчитать различные варианты решений, которые могут быть использованы как альтернатива принятому.
    7. Нужно обеспечить осторожность при принятии решений, влекущих за собой создание рискованных ситуаций.
    8. Следует проявлять решительность и упорство в сочетании с гибкостью при проведении решений в жизнь.

Коэффициент риска К определяется как соотношение максимально возможных убытков Умакс к ресурсам с учетом возможных потерь Р по формуле:

К= Умакс/Р.

Подобный коэффициент  риска может использоваться в  качестве определяющего в международном маркетинге с учетом его специфики, особенностей, влияния макроэкономических факторов развития (изменений) внешней среды.

 

5.Особенности рисков в международном маркетинге

 

Один из представителей неоклассической теории международного движения капиталов – Б.Олин – ввел понятие «риск зарубежных инвестиций» (внешние риски) и обосновал деление этих инвестиций на «безопасные» и «рискованные». Риски имеют различную природу, сферу действия, пути предотвращения и снижения.

Внешние риски принято подразделять на две большие группы:[2,4]

1) непредсказуемые:

  • непреодолимая сила (форс-мажор);
  • вмешательство государства;
  • риски конъюнктуры рынка;

2) предсказуемые:

  • политические (включая некоторые социальные риски);
  • финансовые (определяют в основном платежеспособность страны с точки зрения предоставления ей и ее юридическим лицам ссудного капитала);
  • риски операций внешнеторговой деятельности (внешнеторговый риск);
  • риски производственной деятельности (производственный риск);
  • научно-технические;
  • инфляция и другие макроэкономические факторы.

Для каждого отдельного риска можно дать оценку его удельного  веса и

оценить его в баллах. Поэтому возможно количественное измерение  как отдельных групп рисков, так  и всего риска по стране целом, а также и оценка на этой основе инвестиционного климата, (т. е. ситуации в стране с точки зрения выгодности вложения инвестиций).

Ежегодник по большинству  стран мира в семи томах под  названием

«Politikal Risk Yearbook», издаваемый американской фирмой «International

Business Company USA Ink», оценивает  следующие риски:[17]

– политический;

– финансовых трансфертов;

– экспорта;

– прямых инвестиций.

Риски оцениваются по 12-балльной системе, а общая оценка не выводится. Американская фирма «International Reports Ink» дает оценку отдельным рискам, рассчитывает и сводную оценку по 100-балльной шкале (100 баллов высшая оценка).

Существует методика оценки рискованности ведения международного

бизнеса по индексу «BERI» - Business Environment Risk Information. При дан-

ной оценке по 15 критериям  проставляются баллы от 0 до 4:[20]

- 0 – невыносимые условия;

- 1 – плохие;

- 2 – удовлетворительные;

- 3 – хорошие;

-4 – очень благоприятные/

Критерии оценки инвестиционного  климата страны охватывают:

– политическую стабильность;

– отношение к иностранным  инвесторам и их прибылям;

– опасность национализации;

– девальвацию денег;

– платежный баланс;

– бюрократические барьеры;

– экономический рост;

– конвертируемость валюты;

– возможность судебного  опротестовывания договоров;

– трудовые затраты и  производительность труда;

– наличие экспертов  и экспертных услуг;

– связь и транспортное сообщение;

– наличие местных  менеджеров и партнеров;

– возможность получения  кредитов;

– наличие собственного капитала.

Следует отчетливо предоставлять достоинства и недостатки систем оценки инвестиционного климата. В частности, важен подбор факторов риска и их удельные веса. В любой системе оценки рисков они не могут быть полностью объективны.[20]

Целесообразно сравнивать оценки риска, даваемые различными системами. При анализе факторов риска инвестору нужно уделить особое внимание тем, с которыми он будет сталкиваться чаще. Сложившиеся к настоящему времени системы оценки деловых рисков недостаточно конкретны и слабо специализированны по отраслям, в которых фирма намеревается осуществить инвестиции. Они в основном нацелены лишь на то, чтобы помочь потенциальному инвестору лишь на начальной стадии инвестиционного проекта.

При заключении международных сделок необходимо учитывать последствия и определять зоны риска в зависимости от величины ожидаемых потерь (см. таблицу 1)[14].

Таблица 1

Зоны допустимого риска

Зона допустимого риска

(фактор – прибыль)

Зона критического риска

(фактор – выручка)

Зона катастрофического

риска (фактор – имущество)

Вероятность потери части

или полностью прибыли

 от сделки

Вероятность потери части

или полностью выручки

 от сделки

Вероятность потери части или полностью имущества фирмы


 

Каждый потенциальный  инвестор или партнер стремится  к правильному сочетанию следующих факторов:[7,15]

1. Безопасности, гарантирующей, что уровень риска находится в разумных пределах, и что существуют некие гарантии защиты от ухудшения положения. Это достигается установлением прав на активы, ограничением размеров инвестиций или распределением инвестиций во времени, а также введением некоторых элементов контроля;

2.Ликвидности, т. е. к наличию способа в случае необходимости быстро

превратить инвестиции в денежные средства;

3.Доходу, который будет регулярно поступать по мере развития бизнеса;

4.Увеличению стоимости инвестированного капитала, означающее кратко-, средне- или долгосрочную возможность получить высокую отдачу на вложенные средства путем продажи всего или части овеществленного капитала по цене, значительно выше первоначальной.

Правильная комбинация зависит от конкретных целей и отношения потенциального партнера к данному бизнесу. Важно понять цели, к которым могут стремиться потенциальные партнеры, соотнести ваши возможности с этими целями, определить типы инвесторов, которым ваш проект подходит лучше всего, и подготовить свое предложение таким образом, чтобы представить комбинацию целей, которых можно достичь, реализуя ваш проект.

Факторы, способствующие снижению риска в международном  сотрудничестве:[15]

1) Стабильная государственная политика в области предпринимательства и

внешнеэкономической деятельности;

2) Меры, способствующие притоку финансовых средств в бизнес;

3) Создание рыночной инфраструктуры: инновационных, консалтинговых,

маркетинговых, информационных, аудиторских, страховых, посреднических,

кредитно-финансовых и  других фирм, способствующих функционированию

бизнеса;

4) Эффективная система защиты собственности, в том числе и интеллектуальной;

5) Упрощение процедуры регистрации, учета, регулирования хозяйственной деятельности;

6) Наличие на рынке квалифицированных кадров, в том числе и в области

международного бизнеса, маркетинга;

7) Отсутствие административных барьеров и др.

Возможны различные  методы снижения рисков[1]. Один из них -добавление «премии за риск» к стоимости проекта. Так, если уровень общего инвестиционного риска по стране составит 90-100 баллов (по 100-балльной системе), то инвестор обычно не закладывает в стоимость проекта существенной «премии за риск». Если этот уровень составит 80-90 баллов, то целесообразно реальную ставку дисконта (т. е. очищенную от инфляции) увеличить на 3 процентных пункта. Если же уровень ниже 60 баллов, то целесообразно добавлять не менее 11 процентных пунктов к ставке дисконта.

Отрицательное влияние  рисков можно снизить через создание или расширение резервного фонда фирмы, из которого можно компенсировать потери от инвестиционной деятельности за рубежом.

Можно страховать риск через  частные страховые компании, а  также государственные и полугосударственные  организации и службы, страхующие от политического риска. Под эгидой мирового банка действует Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ), участником которого с 1992 г. является и Россия. Оно страхует инвестиции, прежде всего, в развивающихся странах.

Таким образом, мы рассмотрели различные подходы к обоснованию рисков в международном маркетинге, которые дают основание сделать вывод о том, что данное направление в маркетинге требует дальнейшего исследования. В связи с глобализацией рынка и расширением международных связей в экономике международный маркетинг, а также риски, связанные с ним, будут трансформироваться и усугубляться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе был рассмотрен один из актуальных вопросов маркетинга – риски в международном маркетинге, имеющий свое теоретическое обоснование, а также исследования в этом направлении науки.

Для успешной маркетинговой  деятельности на внешних рынках приходится прилагать более значительные и  целенаправленные усилия на преодоление  рисков, более последовательно соблюдать  принципы маркетинга, использовать маркетинговые приемы, методы, процедуры, чем это требуется на внутреннем рынке. Потребность компаний в выходе на зарубежный рынок сегодня очень большая и риск является неотъемлемой частью хозяйственной деятельности. Поэтому маркетологи должны предвидеть риски и препятствовать их работе на внешних рынках. А также должны уметь планировать риски и управлять ими.

 Для эффективной  деятельности на внешних рынках  необходимо творчески и весьма  гибко использовать различные  маркетинговые процедуры с учетом конъюнктурных колебаний и прогнозов развития зарубежных рынков, сложившейся там коммерческой практики и торговых обычаев, особенностей окружающей маркетинговой среды. Следовать требованиям внешних рынков, точнее, требованиям потенциальных иностранных покупателей, означает не только необходимость соблюдения принятых там условий сбыта. Принципиальное значение приобретает разработка и коммерческое производство «товаров рыночной новизны», призванных даже спустя несколько лет после выхода на зарубежный рынок сохранять конкурентные позиции национальных компаний. Мировая практика свидетельствует, что выход на внешние рынки с изделиями, которые лишь частично удовлетворяют его требованиям или даже не соответствуют им, порождает потери и непроизводительные затраты гораздо более высокие, чем проведение предварительных маркетинговых исследований данных рынков.

Информация о работе Виды рисков в международном маркетинге