Влияние идей психологических школ ХХ в. на стратегии РR-компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть основные способы психологического влияния в PR-кампаниях.
На основании заявленной цели исследования можно выделить основные задачи:
1. изучить основные психологические школы ХХ века;
2. рассмотреть понятие PR-кампании

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологичекие аспекты изучения проблемы влияния психологии на стратегии PR-компании
1.1 Особенности появления и развития психологических школ в ХХ веке
1.2 Определение и сущность PR-кампании
2. Влияние психологических идей на стратегию PR-компании.
2.1 Техники и приемы психологического влияния в PR-коммуникациях
2.2 Использование социальной психологии в PR-деятельности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

KKR_piar.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Техника дезинформирования — «фальсификации данных» (прием «кто бы мог подумать, но...»). Состоит в употреблении примитивного, но эффективного приема манипуляции, сущность которого — в использовании дезинформации, как правило, в момент принятия какого-либо важного решения. При этом предполагается, что, когда будет известна правда, цель дезинформации уже будет достигнута. В дезинформации содержится ложь по самой природе объекта, по тем или иным его качествам. Главный момент: точка зрения адресата, для которого сообщение должно быть получено как правдивая информация, — в противном случае маневр терпит неудачу. Следовательно, адресат должен быть априори настроен положительно к источнику ложной информации. Как правило, опровержение дезинформации проходит в большинстве случаев незаметно и уже не влияет на сформированную ложью социально-психологическую установку. «Ложь иной раз так ловко прикидывается истиной, что не поддаться обману значило бы изменить здравому смыслу» (Ф. Ларошфуко). Вся технология дезинформации состоит в следующем (соответствие лжи возможной реальности):

• знание специфики адресата и источников, которым он доверяет;

• отправка сообщения через признанные источники;

• дефицит времени у посредника в передаче, чтобы не было возможности проверить;

• достаточно длинная цепь посредников — для невозможности установления источника дезинформации.

Техника семантического манипулирования — «словесной эквилибристики» (прием «как корабль назовешь, так он и поплывет»). Состоит в том, что для пропагандистского сообщения тщательно отбираются слова, вызывающие либо позитивные, либо негативные ассоциации и, таким образом, влияющие на восприятие информации. То, как мы называем человека, влияет на наше представление о нем, например: войска — бандформирования, освободители — оккупанты, разведчики — шпионы, партизаны — боевики. Умелое пользование одной только семантикой может значительно влиять на процесс принятия решения человеком и социальной группой. К приемам семантического манипулирования можно отнести использование следующих средств:

• кавычек — выражающие уничижительность слова для дискредитации какого-либо понятия или какой-либо группы: слуги народа — «слуги народа», защитники — «защитники», честный — «честный», широкий жест — «широкий» жест;

• уменьшительно-ласкательных суффиксов «-ищ», «-чин», «-ичек», «-ок», «-оньк-», «-еньк-»: сбор — сборище, суд — судилище, начальник — начальничек, друг — дружок, добрый — добренький, теплый — тепленький;

• существительных, образованных от прилагательных: умный — умник, законопослушный — законник, торопливый — торопыга15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Использование  социальной психологии в PR-деятельности

 

      Public Relations стал неотъемлемой частью эффективного  управления.  PR как подсистема менеджмента направлен на  поддержание  благоприятной  внешней среды организации, а также на создание  внутренней корпоративной атмосферы.

      Определение  PR у всех на слуху, для тех  же, кто не знаком с трактовкой

теримина социальная психология, приведу  для  примера  определение,  которое дал этой науке  один из самых значительных ученых в этой  области   -  Дэвид Майерс.   Определение   носит   неформальный   характер,    поэтому    легко запоминается. Итак, «Социальная психология –это наука, изучающая,  как  люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и  как  относятся  друг  к другу»16.

         При этом важно различать предмет социальной  психологии,  с одной стороны, и предмет социологии  и психологии  личности.  Социология  и социальная психология действительно имеют общие интересы, изучая, как ведут себя люди в группах. Однако каждая  наука  делает  свой  акцент  в  изучении поведения людей в группах. Социология изучает  группы  (от  малых  до  очень больших -  обществ).  Социальная  психология  изучает  -  индивидов,  людей, составляющих эти группы.

       Имеет  смысл сделать  замечание,  что  и  PR  и  реклама  основаны  на коммуникации. А цель социальной психологии состоит в изучении  межличностной и  межгрупповой  коммуникации.  Существует  достаточно  большое   количество определений коммуникации. В зависимости от точки зрения, занимаемой тем  или иным ученым, коммуникация это:

  • передача информации с целью получить ответ;
  • координация значений между индивидом и аудиторией;
  • обмен информацией об идеях или переживаниях;
  • обмен элементами поведения, образа жизни посредством набора правил;
  • достижение единства  в  перечне  символов  в  умах  людей  -  проще  говоря,
  • достижение взаимопонимания;
  • чисто индивидуальное, внутренне переживаемое  событие,  разделяемое  с  кем-либо;
  • передача информации от одного  человека  или  группы  другому  человеку или другой группе;

Потребители продуктов  из сферы  PR  и  рекламы  видят  только  поверхностное значение  коммуникативного  послания.  Задача  специалистов  в  этом  случае заключается в том, чтобы как  можно эффективнее использовать методы и  приемы социальной  психологии  для нахождения   наиболее   быстрого   установления контакта с клиентом, потребителем или группой потребителей. Стоит заметить, что в любой ситуации нельзя забывать о профессиональной этике.

      Одним  из важнейших ключевых  понятий  социальной  психологии  является понятие “социальная ситуация”.

             Ситуация  может  рассматриваться   как  нечто  созданное   самим индивидом в процессе  взаимодействия с другими людьми. С  другой  стороны,  к ней  можно относиться как к  существующей  независимо  от  ее  участника  или участников.

      Подходом  к  классификации  ситуаций  является  попытка   использоватьтипичные  для большинства людей характеристики  их восприятия, такие как:

  • включенность – невключенность;
  • простая – сложная;
  • проявляется активность - проявляется пассивность;
  • приятная – неприятная;
  • интимная – публичная;
  • чувство комфорта - чувство неловкости;
  • известно как себя вести - неизвестно как себя вести;
  • дружеская – враждебная;
  • случайная – регулярная;
  • организованная – спонтанная;
  • сотрудничество – конкуренция;
  • формальная – неформальная.

      Всем  нам известно, что для того,  чтобы  начать  работать,  необходимо  определить ситуацию и  видеть  перед  собой  четко  поставленную  цель.  Цель любой PR-кампании  сложно сформулировать  без  ясного  представления  целевой аудитории, с которой планируется вести работу. Причем  речь  может  идти  не только о проведении пресс-конференции или размещении  статьи  в  журнале.  В данном случае мы можем говорить о проведении переговоров, наборе  персонала, о конфликте с начальником и решении этого конфликта. Во всех этих  ситуациях не стоит забывать о репутации и простых истинах коммуникации  и  социального поведения17.

      Для  проведения любого исследования  в  рамках  маркетинговой   стратегии или  корпоративной  политики  необходимо  изучение  социальной   психологии. Психологические тесты, анкетирование, проведение  интервью  основывается  на психологических знаниях, способных дать четкий ответ о состоянии  аудитории, о  требованиях  потребителей,   о   зарождении   конфликтной   ситуации   в корпоративной среде и т.д.

      В последнее  время очень часто стал  использоваться  метод  фокус-групп для проведения  исследований в рамках  дискуссионных   программ.  Фокус-группы рассматривают как способ проверки и   тестирования    вариантов  воздействия на аудиторию, и как способ  нахождения   новых  путей   такого  воздействия.

Участники являются представителями  различных  целевых  аудиторий.  Участники групп отвечают на вопросы  ведущего или сами рассуждают на заданные  темы.  В этом  методе  изучения   очень важна роль  ведущего,  который   направляет дискуссию в нужное русло и помогает участникам найти контакт между собой.

      От исследовательской  деятельности PR перейдем к  созданию  имиджа.  PR ориентируется, прежде всего, на действие,  на  создание   вполне  определенных имиджей, впечатлений, мнений,  а вслед   за  ними  социальных  установок и ценностных ориентаций.

      Создание  имиджа  - или имиджелогия совмещает  в себе большое количество методов  и  концепций.  Важную  роль   играет   психологическое   восприятие создаваемого имиджа на целевую аудиторию. Еще  раз  замечу,  что  социальная ситуация для создания имиджа может быть  взята  из  любой  сферы  жизни:  от конструирования образа президента, лидера  компании,  до  вашего  собственно имиджа при поступления на работу (этого вопроса мы  обязательно  коснемся  в конце доклада).

      С   целью   ознакомления   рассмотрим   вопрос    о    конструировании

интерпретаций.

      Предвзятое мнение  человека  руководит  тем,  как  он  воспринимает  и

интерпретирует информацию. Люди будут признавать, что  предубеждение  влияет на социальную оценку, и все  же не смогут до  конца  осознать,  сколь  велико это влияние. «Мы  реагируем не на действительность как  таковую,  а  на  свою интерпретацию этой действительности».

      Также  как  социальное  восприятие  в  большей  степени  полагается  на

зрительный образ, даже простой стимул может восприниматься двумя людьми  по-разному. Если о  Владимире Путине говорят, что он «не  вызывающий  возражений президент», для кого-то из его горячих поклонников  это  будет  звучать  как оскорбление, а для тех, кто относится к нему с презрением, - как  позитивное предубеждение18.

      Вопрос  интерпретации необходимо использовать при  работе  над  имиджем руководителя  компании   и   создании   корпоративной   культуры.   Изучение индивидуума в ситуации влияния  группового  сознания  и  проблема  лидерства тоже включены в обширные исследования, проводимые социальными   психологами.

      Одной  из важнейших проблем на  сегодняшний   день  является  отчуждение руководителя  от “производственного процесса”.  У руководителя предприятия  (в  самом широком смысле,  вплоть  до  государства)  действия  как   руководителя работ не  всегда адекватны ситуации, компетентны и своевременны.

      Хотя  общепризнанно,  что  коммуникации  имеют  огромное  значение  для успеха организаций, опросы  показали, что 73 % американских, 63%  английских, и 85% японских руководителей  считают коммуникации  главным  препятствием  на пути достижения эффективности их организациям. Согласно  еще  одному  опросу примерно для  250000  работников   из  2000  самых  разных  компаний,  обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем в организациях.

      Задача  специалиста,   занимающего   должность   пресс-секретаря   или

руководящего  PR-отделом,  играть  роль  посредника  между  руководителем  и персоналом.    При    этом     необходимо     учитывать     демографические,культурологические и иные характеристики работников.

      Никогда  не стоит забывать,  что   в  основе  каждой  организации   лежит

человеческий  фактор.   И   задача   социальной   психологии    -   выделить

индивидуальные  характеристики   личности   из   общегруппового   поведения, подобрать наиболее подходящие методы для эффективной коммуникации.

      Психология  влияния – влияния в более   широком  смысле  этого  слова   –помогает в данном случае  держать себя на высоте.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы сделать ряд выводов, на основе материала, изложенного выше:

В первой половине XX в. в Европе и  США формируется ряд самостоятельных  психологических школ, отличающихся друг от друга различным пониманием предмета психологии, методов исследования и системы основных психологических понятий. В Европе это были фрейдизм, гештальтпсихология и Вюрцбургская школа, в США - бихевиоризм и школа Курта Левина.

Под PR-кампанией следует понимать разработку и комплексное многократное использование PR-средств, а также  рекламных материалов, в рамках единой концепции и общего плана воздействия на мнение и отношение целевых групп и общественности, в целях формирования положительного образа корпорации, а также её товаров и услуг, деятельности на рынке и в обществе, проводимых в определенный промежуток времени.

Социология  и социальная психология имеют общие интересы, изучая, как  ведут себя люди в группах. Однако каждая  наука  делает  свой  акцент  в  изучении поведения  людей в группах. Социология изучает  группы  (от  малых  до  очень  больших -  обществ).  Социальная  психология  изучает  -  индивидов,  людей, составляющих эти группы.

      Все вышесказанное  позволяет  мне  сделать   следующее  заключение:   не всегда  существует  возможность  обратиться  к  специалисту   -   психологу, необходимо иметь набор знаний, помогающий выбрать  правильный  ход  в  любой ситуации. Использование социальной психологии в любой PR деятельности  –  от самопрезентации  до  подготовки  образа  будущего  президента,   продвижения нового  продукта  или  управления  корпоративной  политикой  –  готовит  для специалиста  иной, более высокий профессиональный статус.

Информация о работе Влияние идей психологических школ ХХ в. на стратегии РR-компаний