Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель исследования – изучение влияния структурных компонентов имиджа руководителя на мотивацию персонала. Задачи:
Определить современные подходы к формированию эффективного имиджа руководителя; Определить факторы, влияющие на формирование имиджа руководителя; Изучить на практике влияние имиджа, сформированного руководителем на развитие организации посредством мотивации сотрудников; Разработать практические советы и рекомендации по улучшению имиджа руководителя.
Каждая из групп характеристик вносит свой вклад в формирование имиджа руководителя и в различной степени поддается сознательному конструированию. Так очевидно, что персональные характеристики различаются от индивида к индивиду, и многие из них почти невозможно изменить. Однако, в связи с тем, что общение лидера и общественности опосредуется СМИ, подавляющая часть нежелательных персональных качеств всячески скрывается, сглаживается или просто не попадает на глаза широкой общественности.
Социальные характеристики существенны для имиджа руководителя организации. Они связаны с обстановкой вокруг организации. Руководитель, ориентируясь на определённую целевую аудиторию, должен стараться в то же время заручиться поддержкой как можно большего количества людей, как имеющих прямого отношения к продукции или услуге организации, так и связанных с ней косвенным образом. Он должен чутко улавливать их требования. Например, генеральный директор российской страховой компании «РОСНО» Евгений Кургин тесно связан с российскими профсоюзами. Об этом свидетельствует и тот факт, что председателем Совета директоров ОАО «РОСНО» в 2000 году в очередной раз был избран Михаил Шмаков — председатель Федерации независимых профсоюзов России. Данный факт существенно влияет на имидж компании, так как еще с советских времен общественность воспринимает профсоюзы, как орган, защищающий права граждан. Это, наряду с другими факторами, влияет на формирование положительного имиджа и руководителя, и компании в целом. [34]
Также стоит обратить внимание на такую важную социальную характеристику, как семейное положение лидера организации. Итак, «социальные характеристики» являются достаточно подвижной частью имиджа лидера, тесно связанной с требованиями реальности. Каждый раз на основе тщательного анализа сложившейся ситуации они конструируются заново.
Следующая составляющая имиджа — это личная миссия руководителя. Руководитель организации может иметь либо не иметь такой миссии, он может также не понимать назначения миссии.
Виханский О.С. определяет миссию как «способ выделения среди конкурентов». [5, c. 98] Это также важный момент при создании имиджа руководителя, так как людям свойственно запоминать что-то особенное и уникальное. Личная миссия руководителя — это, как правило, какая-либо идея или набор идей, которые он собирается реализовать в своей деятельности, и которые в совокупности наполняют миссию организации. Ярким примером может служить миссия компании «Форд»: «Предоставление людям дешевого транспорта», которая перекликается с основной идеей Генри Форда: «Снабдить каждого работающего дешевым автомобилем». Это способствовало созданию положительного имиджа Форда в глазах общественности, как способного предпринимателя и помогло Форду превратить крошечную компанию в гигантскую отрасль, изменившую американское общество.
Еще одной важной составляющей имиджа являются ценностные ориентации руководителя. Базовые предположения и ценностные ориентации руководителя организации, безусловно, оказывают влияние на организационную культуру. Лидер пытается привести организационную культуру в соответствие со своими нормами и ценностями. Этот процесс, происходящий внутри организации, формирует «внутренний» имидж руководителя, который мы рассмотрим ниже. Что касается влияния ценностных ориентаций на «внешний» имидж руководителя, то тут следует отметить аспекты национальной культуры. У различных культур существуют совершенно разные критерии положительного имиджа. Например, в американской культуре ценятся такие качества как динамичность, умение действовать самостоятельно в собственных интересах, японской же культуре присущи такие качества как коллективизм, приверженность организации, умение работать в команде и в интересах компании. Если, согласно критериям американской культуры, руководителем может быть молодой человек, в том числе и женщина, то в Японии это практически невозможно, так как положительный имидж руководителя тесно связан с его зрелым возрастом.
Еропкин предлагает следующую процедуру оценки влияния вышеперечисленных характеристик на формирование имиджа руководителя. [9] Вначале каждая организация, исходя из сложившейся ситуации во внешней и внутренней среде, методом экспертной оценки выделяет по каждой группе характеристик те факторы, которые оказывают воздействие на создаваемый образ руководителя этой организации. Полученные данные заносятся в таблицу. После этого определяется соответствие (или несоответствие) существующего имиджа руководителя тем факторам, которые были выделены. В таблице №1 отмечаются положительные и отрицательные качества уже существующего образа лидера. Затем необходимо выявить, какие из отмеченных факторов поддаются изменению, а какие изменить невозможно. С учетом этого, отмеченные качества, попавшие в третью и пятую колонки таблицы, заносятся в матрицу, представленную таблице 2. По результатам такого анализа можно дать рекомендации по дальнейшему улучшению имиджа руководителя.
Таблица 1.
Характеристики, влияющие на создание имиджа руководителя, и их соответствие характеристикам лидера.
Группы характеристик |
Желаемые (положительные) характеристики |
Соответствие характеристикам лидера |
Нежелательные (отрицательные) характеристики |
Соответствие характеристикам лидера |
Персональные характеристики |
Высокий рост Поставленная речь Умение одеваться |
Высокий рост |
Низкий рост Слова-паразиты Плохой вкус в выборе одежды |
Слова-паразиты Плохой вкус в выборе одежды
|
Социальные характеристики |
Женат Занятие благотворительностью . |
Женат
|
Холост Национализм |
Национализм
|
Личная миссия руководителя |
Наличие миссии Ориентация на будущее |
Наличие миссии Ориентация на будущее |
Отсутствие миссии Сиюминутная выгода |
|
Ценностные ориентации руководителя |
Честность Доверие к людям |
Честность |
Алчность Подозрительность |
Подозрительность |
Таблица 2
Характеристики лидера, положительно и отрицательно влияющие на его имидж.
Характеристики, положительно влияющие на имидж руководителя |
Характеристики, отрицательно влияющие на имидж руководителя | |
Поддаются изменению |
Женат Ориентация на будущее Наличие миссии 2 |
Слова-паразиты Плохой вкус Национализм 3 |
Не поддаются изменению |
Высокий рост Честность 1 |
Национальность Подозрительность 4 |
Квадрант 1 включает факторы,
положительно влияющие на имидж руководителя.
Так как эти факторы
Имидж руководителя можно разделить на «внутренний» и «внешний». [9] «Внутренний» имидж характеризуется взаимоотношением руководителя и персонала организации, точнее, восприятием руководителя работниками организации. Лидер должен стремиться к формированию положительного образа у персонала, причем руководителю следует самому работать над созданием своего имиджа. В небольшой организации руководитель имеет возможность формировать свой имидж путем прямого взаимодействия со всеми сотрудниками организации. В крупных же компаниях руководитель взаимодействует в основном с менеджерами высшего и реже среднего звена. Они, в свою очередь, формируют имидж руководителя у низших звеньев. Здесь могут возникать определенные проблемы, так как возможны искажения информации в виду того, что каждая ступень управления придает имиджу руководителя свою окраску. Чтобы избежать данных искажений, в организациях создаются легенды и истории о руководителе, которые доносятся до сотрудников через различные информационные каналы, такие как корпоративные буклеты с обращениями первого лица компании, информационные бюллетени, электронная почта, «птичий» язык.
Сотрудники организации, как правило, хотят видеть в лице своего руководителя защитника и попечителя, готового помочь им в трудную минуту. Поэтому в легендах лучше показывать руководителя именно в этом ракурсе. Во многих организациях принято оповещать сотрудников о публичных выступлениях первых лиц на телевидении, по радио, а также о публикациях в периодических изданиях. В этих случаях формированию образа у сотрудников способствуют профессиональные консультанты по имиджу.
Формирование внутреннего имиджа важно не только для слаженной работы самой организации, но и для формирования ее «внешнего» имиджа, так как сотрудники передают свое личное восприятие руководителя во внешнюю среду. «Внешний» имидж — это восприятие руководителя внешней средой, то есть обществом в целом и теми группами людей, интересы которых оказывают влияние на деятельность организации извне.
«Внешний» имидж, в свою очередь, можно разделить на «общий внешний» имидж (восприятие личности руководителя обществом, которое не имеет непосредственного отношения к данной организации) и на «непосредственный внешний» имидж (восприятие руководителя представителями непосредственного делового окружения организации: покупателями, поставщиками, конкурентами, деловыми партнерами). Очень важно, чтобы внешний имидж руководителя соответствовал состоянию дел внутри организации, не противоречил истинному положению ее бизнеса.
Необходимо отметить, что «внутренний» имидж
руководителя часто отличатся от его «внешнего»
имиджа. Многие качества, присущие руководителям
организаций, не становятся достоянием
общественности и их можно выявить только
при вхождении в организацию и соприкосновении
со всеми организационными процессами.
Очень часто новые сотрудники, нанимающиеся
на работу в подчинение конкретного руководителя
под воздействием имиджа, созданного средствами
массовой информации, испытывают глубокое
разочарование при соприкосновении с
ним в работе. «Внутренний» и «внешний»
имидж руководителя организации являются
взаимовлияющими факторами.
Две
стороны имиджа руководителя - внешняя
и внутренняя - должны уравновешивать
друг друга. Например, руководитель прекрасно
выступает во внешней среде, его знают,
как образованного, современного, динамичного
и т.д. руководителя, ему доверяют, на него
равняются: А вот у себя на предприятии
он не считаете необходимым прикладывать
усилия, чтобы сохранить этот образ. Он
можете повысить голос на подчиненного,
отмахнуться от него, забыть свое обещание.
В таком случае, вероятность возникновения
напряженной атмосферы, конфликтов, оттока
квалифицированных, знающих себе цену
сотрудников, очень велика. Говорить об
устойчивой, здоровой корпоративной культуре
компании не приходится. Да и скрыть это
от внешней среды вряд ли удастся. Рано
или поздно, его прекрасно выстроенный
внешний имидж может "рухнуть" под
несовершенством внутреннего. Бывает
и наоборот: руководитель не считает важным
и нужным выходить во внешнюю среду продумано
и "стратегически" выверено. В этом
случае, будьте готовы, что значительная
часть потенциальных дивидендов пройдет
мимо вашей компании.
Элементы имиджа лишь средства достижения поставленной цели. Поэтому, то, что хорошо для руководителя банка, совсем не актуально для руководителя модного салона. В первом случае - ценностью является стабильность, надежность и консерватизм, во втором - гибкость, чуткость к новым тенденциям, умение изменяться. И если в первом случае, классический костюм неярких тонов и умеренный макияж лишь подтвердит желаемый образ фирмы, то во втором, такой же костюм может отпугнуть часть возможных партнеров и клиентов и не будет способствовать формированию доверия между Вами и потенциальными потребителями.
То есть, при формировании имиджа руководителя, как и во всем, важно помнить об адекватности, последовательности и здравом смысле. Но если во внешнем виде руководителя, в зависимости от специфики деятельности компании, могут наблюдаться в некоторых случаях даже коренные различия, то существуют сферы, составляющие имиджа, которые трактуются практически одинаково и о которых любой, желающий достичь успеха руководитель, должен помнить.
Визуальный образ формируется через восприятие фигуры, лица, роста человека, его телосложения. Многое здесь дано от природы, но многое зависит и от вас самого. В современном деловом сообществе хорошая физическая форма, спортивная фигура, забота о ней, воспринимается как показатель успешного, ответственного человека. Существует мнение, что руководитель, который не умеет успешно управлять собой, а именно управлять своим самочувствием, здоровьем, настроением, вряд ли сможет успешно управлять коллективом людей. Опять же, физическая активность порождает мнение, что такой руководитель сможет работать, отдавая себя всего работе. А значит, добьется успеха.
Следующий момент - особенности движений, жестов, положение тела в пространстве. Обычно эти проявления довольно тесно связаны с тембром голоса, его интонациями. Так, если руководитель является обладателем командного голоса, его речь уверенна, а взмах руки словно рассекает воздух, то, этим он скорее всего, дополните свой имидж сильного, уверенного в себе руководителя. А вот если переборщить, то и агрессивного.
Позитивным образом влияет на формирование образа коммуникабельного руководителя приятная улыбка, приятный тембр голоса, плавные, неторопливые, движения, поворот головы в сторону собеседника, открытые жесты, вслушивание в чужую речь.
А.Ю. Панасюк [19] приводит следующие составляющие внешнего имиджа руководителя.
Внешность.
Лицо, фигура, одежда активно влияют на наше восприятие. "По одежке встречают", - утверждает народная мудрость. Одежда может говорить о многих чертах характера, к примеру, неряшливость демонстрирует, что человек невнимателен к мелочам, эксцентричность - непредсказуемость или легкомыслие, что может вызвать недоверие у делового партнера. Во время работы лучше придерживаться так называемого офисного стиля одежды. Это строгий костюм светлых тонов в летнее время, или темный зимой или вечером. Одежда должна быть классического покроя, все аксессуары точно подобраны. О респектабельности говорят сумочка или портфель из хорошей кожи, одежда известной марки, ручка высокого класса. Очень важны опрятность и аккуратность в одежде, так как у людей они ассоциируются с деловыми качествами, а значит помогают создать хороший имидж.
Информация о работе Влияние имиджа руководителя на продвижение оргапнизации