Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 08:02, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследование воздействий факторов внешней среды на организацию и выработки эффективной маркетинговой стратегии.
Основные задачи курсовой работы являются:
изучение теоретических основ факторов внешней среды, их влияние на организацию и наоборот;
анализ деятельности и конкурентной среды ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии», являющейся национальным флагманским авиаперевозчиком в Российской Федерации и разработка рекомендаций по формированию эффективной маркетинговой стратегии.
Введение……………………………………………………………………......
3
1 Внешняя среда фирмы: понятие, факторы, влияние на деятельность фирмы…………………………………………………………………………..
6
1.1 Понятие внешней среды и ее характеристики………………............…...
6
1.2 Влияние факторов среды прямого воздействия на деятельность организации..………………………………………………………...…………
10
1.2.1 Поставщики……………………………………………………………
11
1.2.2 Потребители………………...…………………………………………
13
1.2.3 Конкуренты……………………………………………………………
15
1.2.4 Законы…………………………………………………………………
17
1.3 Влияние факторов среды косвенного воздействия на деятельность организации..………………………………………………………...…………
18
2 Анализ внешней среды и выработка эффективной маркетинговой стратегии ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии»……………………...
24
2.1 Общий обзор российского рынка авиауслуг…….………………………
24
2.2 Общая характеристика и положение основной деятельности «Аэрофлота»…………………………………………………………..……….
27
2.3 SWOT-анализ………………………………………………………………
35
Заключение……………………………………………………………………..
48
Список использованной литературы и источников.…………
Третий этап – сопоставить сильные и слабые стороны предприятия с возможностями и угрозами рынка.
Процедура
проведения SWOT-анализа в общем
виде сводится к заполнению матрицы,
в которой отражаются и затем
сопоставляются сильные и слабые
стороны предприятия и
Для проведения SWOT-анализа определим насколько эффективно будет создание собственного лоу-кост оператора. Но для начала рассмотрим вкратце концепция лоу-кост оператора, что в себя включает это понятие и какие механизмы необходимо использовать в эксплуатации авиакомпании, чтобы лоу-костер приносил максимальных доход и эффект от основной деятельности.
Сущность лоу-кост авиакомпаний заключается в том, что они предлагают потребителям низкие цены на билеты и ограниченный набором услуг во время перевозки, т.е. они:
Соответственно, низкая цена за ограниченные услуги вызывает больший интерес у потребителей к бюджетным авиакомпаниям, нежели к дорогим, с широким спектром сервиса, национальным.
Итак, чтобы определить является ли необходимым запуск лоу-кост оператора под крылом Аэрофлота внутри России и за рубежом, рассмотрим сильные стороны и недостатки авиакомпании. Для этого составим таблицы 3, 4, 5, 6 и 7, в каждой которых в качестве параметров оценки выделим персонал, сервисную и производственную деятельность, финансы, инновации и маркетинг авиакомпании.
Таблица 3 – Анализ сильных и слабых сторон персонала Аэрофлота.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
1) грубость работников по отношению к пассажирам и игнорирование проблем при форс-мажоре; |
|
2) незнание английского языка |
| |
|
Констатируя приведенные аргументы, можно сделать вывод, что авиакомпания обладает большим штатом наемных рабочей, имея при этом низкий коэффициент текучести кадров. Сотрудники Аэрофлота – дипломированные специалисты. По возрастной структуре авиакомпания сохраняет равновесие между молодыми и зрелыми специалистами, тем самым устраняет проявление эйджизма в организации (дискриминации по признаку возраста).
Но, несмотря на это, есть и свои подводные камни. Во многих форумах, посвященных деятельности Аэрофлота, пользователи услуг авиакомпании часто выражали свое недовольство в отношении работы персонала. Во-первых, многие их них проявляют неуважение к пассажирам, оскорбляют их и относятся индифферентно к возникшим у пассажиров трудностям. Кроме того, незнание многих сотрудников английского языка вызывает трудности у иностранных пассажиров во время пребывания в здание аэровокзала и на борту авиалайнера.
Таблица 4 – Анализ сильных и слабых сторон сервисной и производственной деятельности Аэрофлота.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
|
2) наличие грязи и мусора на борту авиалайнера; |
|
3) негативные отзывы пассажиров о питании на борту авиалайнера; |
|
4) осуществление полетов на среднемагистральных лайнеров на дальнемагистральные направления, что влечет за собой риск для жизни пассажиров; |
| |
|
В целом
сильные стороны
Однако в работе авиакомпании все равно обнаруживаются свои недостатки. Например, на дальнемагистральные рейсы авиакомпания использует среднемагистральные самолеты, которые летят из Москвы до пункта назначения с дозаправкой, что повышает риск аварийной ситуации. Причина такого хода – недостаточное количество в парке ВС дальнемагистральных лайнеров. Львиную долю авиапарка авиакомпании составляют среднемагистральные самолеты концерна Airbus. В целом маршрутная сеть Аэрофлота как раз и ориентирована на среднемагистральные направления, т.е. на Европу. Конкурент Трансаэро в этом деле опережает Аэрофлот, так как эксплуатирует дальнемагистральные самолеты, что можно увидеть по иго развитой дальнемагистральной маршрутной сети.
Кроме того, в салоне самолета нередко обнаруживают грязь и мусор, что резко подрывает имидж компании. Иногда пассажиры выражают недовольства по поводу питания на борту самолета.
Таблица 5 – Анализ сильных и слабых сторон финансовой деятельности Аэрофлота.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) ежегодные увеличения показателей доходов и чистой прибыли; |
1) низкая доля чартерных перевозок в выручке, занятость пассажирских кресел на которых составляет более 90 %. |
2) высокая топливная экономичность авиапарка позволяет компании снижать удельные издержки, что позитивно отражается на ее рентабельности; |
2) осуществляются перевозки по
ряду социально значимых |
3) возможность привлекать дешевые долговые ресурсы; |
3) контрольный пакет акций находится в руках государства, что может приводить к конфликту интересов и создает риски принятия неэффективных с точки зрения миноритарных акционеров решений; |
4) наличие собственного терминала позволяет получить синергетический эффект вместе с бизнесом пассажирских авиаперевозок, что способствует повышению доходов; | |
5) коэффициент обеспеченности собственными средствами выше нормативного и свидетельствует о финансовой устойчивости авиакомпании, ее независимости от внешних займов. | |
5) получение роялти за транссибирские перелеты позволяет компании получать дополнительные доходы. |
Как уже
было сказано раньше, Аэрофлот несомненный
лидер гражданской авиации
Таблица 6 – Анализ сильных и слабых сторон инновационной деятельности Аэрофлота
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) внедрение автоматизированного call-центра для обслуживания клиентов; |
1) отсутствуют. Руководство тратить большие средства на развитие инновационного потенциала Аэрофлота в рамках стратегии до 2025 года. |
2) внедрение в эксплуатацию киосков самостоятельного бронирования и покупки авиабилетов; | |
3) доступ к интернету на борту воздушного судна на дальнемагистральных рейсах. | |
4) эксплуатация терминалов регистрации пассажиров и багажа на рейс; | |
5) эксплуатация инновационного типа ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet 100. |
Здесь необходимо
подчеркнуть, что Аэрофлот регулярно
организует конкурсы на разработку инновационных
продуктов в гражданской
Таблица 7 – Анализ сильных и слабых сторон маркетинга Аэрофлота
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1) известность бренда во всем мире; |
1) недостаточное количество развитой маршрутной сети на знаменитые мировые курорты; |
2) огромная сеть представительств авиакомпании на родине и заграницей; |
2) высокие сборы и таксы |
3) реализация совместной бонусной программы с сетью отелей Kempinski, Mariot, Hilton и др.; |
3) возникновение трудностей у |
4) авиакомпания является спонсором футбольного клуба ЦСКА и официальный авиаперевозчик зимних Олимпийских игр 2014 в Сочи; |
4) неразвитость магазинов и |
5) проведение рекламной компании Аэрофлота в России и за рубежом; | |
6) широкий выбор пунктов назначения в европейском регионе; | |
7) эффективное функционирование программы «Аэрофлот Бонус»; |
5) низкие затраты на маркетинг, меньше чем 1 % от общего дохода, в то время как за рубежом на маркетинг тратят 3 % от дохода. |
8) членство компании в Sky Team дает пассажирам дополнительные преимущества. | |
8) скидки лицам до 24 лет. |
В заключительном анализе маркетинга Аэрофлота количество плюсов, несомненно, превалирует над недостатками маркетинговой программы авиакомпании. Несмотря на то, что многие потребители выражают недовольства на высокую цену авиабилетов Аэрофлота, Виталий Савельев в интервью с Тиной Канделаки отметил, что, во-первых, стоимость билета зависит от того, на каком самолете пассажир летит до пункта назначения; во-вторых, от расходов на авиа ГСМ. Аэрофлот включает 33 % в стоимость авиабилета от расходов на топливо. В-третьих, это НДС 18 % на внутренние рейсы. На зарубежные рейсы НДС в стоимость билета не включается. Поэтому пассажиры не готовы мириться с той мыслью, что, например, лететь в Петропавловск-Камчатский лететь из Москвы дороже, чем в Нью-Йорк. Однако это никак не зависит от авиакомпании.
В-четвертых,
это аэропортовые сборы,
Некоторые
эксперты считают, что цена на билет
Аэрофлота обусловлена
Таким образом, высокая цена на авиабилет является следствием тех необходимых затрат, которые несет авиакомпания в обслуживании своих пассажиров. Если пассажиры хотят платить меньше, необходимо искать альтернативный вариант, т.е. low-cost авиакомпании, которые в России сейчас отсутствуют и российский рынок активно подвергается интервенцией зарубежных лоу-костеров.
На втором этапе проанализируем возможности и угрозы авиакомпании и дадим оценку еще раз оценку рынка авиауслуг на сегодняшний день. Для анализа рассмотрим следующие факторы: спрос, конкуренцию, сбыт, экономические, политические и правовые, научно-технические, социально-демографические, социально-культурные, международные, природные и экологические факторы. Составим таблицы 8 и 9 факторов спроса, конкуренции, которые являются ключевыми в проведении SWOT-анализа компании.
Талица 8 – Анализ возможностей и угроз фактора спроса Аэрофлота