Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 01:53, реферат

Описание работы

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Файлы: 1 файл

Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

Введение

Каждый день, совершая покупки  в магазинах, пользуясь различными видами услуг (медицинскими, жилищно-коммунальными, образовательными и др.), заключая договоры на выполнение работ, необходимо помнить, что все мы являемся потребителями. Поэтому немаловажно знать свои права и уметь ими пользоваться.

Закон Российской Федерации  от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» был принят Государственной  Думой Федерального Собрания Российской Федерации 07 февраля 1992 года и одобрен  Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 07 февраля 1992 года. Вступил в силу 7 апреля 1992 г.

Необходимость принятия специального закона, направленного на защиту интересов  практически всего населения, вызывалась тем, что все действовавшее ранее  законодательство основывалось на приоритете интересов изготовителя и продавца, являвшихся государственными организациями, а немногочисленные законодательные  нормы, которые имелись в области  охраны интересов потребителя, были заблокированы ведомственными нормативными актами и практически не действовали.

Во многих странах, в первую очередь в промышленно развитых, подобные законы действовали уже  сравнительно давно. Проблема защиты прав потребителя приобрела международное  значение, и в апреле 1985 г. Генеральная  Ассамблея ООН приняла "Руководящие  принципы для защиты интересов потребителей" в качестве основы для разработки правительствами политики и законодательства в этой области.

Начало перестройки нашего общества, ориентация экономики на нужды человека, естественно, требовали  максимального расширения прав потребителей и, главное, закрепления мер, обеспечивающих реальное их осуществление, на законодательном  уровне.

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность  производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в  условиях отсутствия развитой конкуренции  будет способствовать повышению  качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.

Закон, наряду с расширением  прав потребителей, установил ряд  новых обязанностей изготовителей  продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон  внес существенные изменения в представления  о некоторых вопросах в области  нормирования требований к продукции, гарантийных и других сроках, связанных  с качеством, информацией о продукции, ответственностью за нарушение прав потребителей, и др.

Многолетняя практика применения Закона подтвердила его актуальность и в настоящее время, правильность основных положений, что не исключает, естественно, их дальнейшего совершенствования.

 

1 Основные права потребителя

15 марта 1961 года Джон  Ф. Кеннеди произнес в Конгрессе  США речь, в которой он впервые  охарактеризовал понятие «потребитель»  и назвал 4 основных права потребителя:

1) Право на информацию.

2) Право на безопасность.

3) Право на выбор.

4) Право быть услышанным.

Позже они легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах, включая Российскую Федерацию.

В 1960 году была основана некоммерческая компания Consumers International (CI) - Всемирная  организация потребителей. Организация  объединяет около двухсот общественных и государственных организаций  защиты прав потребителей более чем  из семидесяти развитых демократических  государств. Принципы Consumers International включали в себя 4 основных права потребителя, названные Джоном Кеннеди, которые  дополнились еще четырьмя:

5) Право на возмещение ущерба.

6) Право на потребительское образование.

7) Право на удовлетворение базовых потребностей.

8) Право на здоровую окружающую среду.

9 апреля 1985 года Генеральная  Ассамблея ООН закрепила руководящие  принципы защиты прав потребителей. И отныне права потребителей  юридически признаны.

 

 

 

 

 

2 Структура ФЗ «О защите прав потребителей»

Закон РФ «О защите прав потребителей»  в нынешней редакции состоит из Преамбулы и 46 статей, объединенных в 4 главы (изначально, в первой редакции — 44 статьи, объединенные в 4 раздела).

Преамбула его содержит наиболее важные, признанные во всем цивилизованном мире права потребителей (на приобретение товаров, работ, услуг надлежащего  качества; на безопасность жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей среды; на получение информации о  товарах, и т.д.), а также определяет механизм реализации этих прав. Перечень этих прав не исчерпывающий, поскольку  в дальнейшем тексте Закона, да и  в других нормативных актах он расширяется и детализируется. Здесь  же даны основные понятия, используемые в Законе. В рассматриваемом Законе нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан. Именно поэтому в ст. 1 его указано, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются в первую очередь именно законодательными актами.

Большое внимание в изучаемом  законодательном акте уделено вопросам ответственности хозяйствующих  субъектов перед потребителями. Наряду с мерами договорной ответственности  он содержит ряд норм, регулирующих ответственность за причинение вреда  жизни, здоровью или имуществу потребителей. Требовать возмещения вреда вправе любой потерпевший потребитель, независимо от того, с кем из хозяйствующих  субъектов он состоял в договорных отношениях — с продавцом (изготовителем) товара или исполнителем работы (услуги). Закон в данном случае допустил конкуренцию  договорного и деликтного исков, оставляя право выбора за потерпевшим-потребителем.

Имущественная ответственность  за нарушение прав потребителей имеет  специфику с точки зрения ее субъективного  основания. Так, за вред, причиненный  товарами, работами или услугами с  недостатками, субъект предпринимательства несет ответственность независимо от вины. Такой подход представляется оправданным, поскольку требует от него повышенного внимания, осмотрительности, профессионализма при осуществлении им своей деятельности на потребительском рынке.

Наконец, Закон «О защите прав потребителей» предусмотрел возможность  при удовлетворении требований потребителя  решать вопрос о взыскании с недобросовестного  изготовителя, продавца или исполнителя  дополнительной денежной компенсации  за причиненный гражданину моральный  вред (ст. 15).

Несмотря на видимое отличие  отношений по купле-продаже от отношений  по поводу оказания разнообразных услуг, они имеют определенные общие  черты, что и дает возможность  единообразного их регулирования.

Вместе с тем по некоторым  вопросам между куплей-продажей и  оказанием услуг имеются существенные различия, которые не позволяют регулировать эти отдельные вопросы в единых нормах.

Исходя из этого и построена  структура Закона, который разделен на четыре главы.

Глава I "Общие положения" включает статьи, носящие общий характер, т.е. устанавливающие единое регулирование  отношений, вытекающих из договоров  купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям (ст. ст. 1 - 17).

Глава II "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям", как видно из ее названия, регулирует лишь специфические вопросы, относящиеся  к этим отношениям и не рассмотренные  в главе I (ст. ст. 18 - 26).

Глава III "Защита прав потребителей при выполнении работ и оказании услуг" посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления  работ и оказания потребителям услуг (ст. ст. 27 - 39).

Глава IV "Государственная  и общественная защита прав потребителей" является, как и глава I, общей, распространяется на отношения, вытекающие из купли-продажи, проведения работ и оказания услуг  потребителям (ст. ст. 40 - 46).

3 Основные понятия, используемые в Законе

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями  и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает  права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего  качества и безопасных для жизни  и здоровья потребителей, получение  информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную  и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в настоящем Законе:

  • потребитель  гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  • изготовитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителям;
  • исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;
  • продавец - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи;
  • недостаток товара (работы, услуги) - несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
  • существенный недостаток товара (работы, услуги) - неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;
  • безопасность товара (работы, услуги) - безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги);
  • уполномоченная изготовителем (продавцом) организация или уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель (далее - уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель) - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества, либо индивидуальный предприниматель, зарегистрированный на территории Российской Федерации, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества;
  • импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.

4    Защита прав потребителей при продаже товаров

4.1     Права потребителя в случае приобретения товара с недостатками

Глава II Закона "О защите прав потребителей" рассматривает  права потребителя при продаже  ему товаров. В частности, ст. 18 Закона указывает на последствия продажи  потребителю товара ненадлежащего  качества. Однако в преамбуле к  закону и тексте статьи не разъясняется, что подразумевается под "ненадлежащим качеством" товара. Поэтому можно  предположить, что это товар, в  котором есть недостатки или существенные недостатки.

Под недостатками понимается "несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым  требованиям к качеству товара".

Недостатки могут быть двух типов: явные, которые обнаруживаются при принятии, осмотре товара, и  скрытые, которые выявляются лишь только в процессе эксплуатации, хранения или употребления товара.

В порядке исключения следует  отметить, что если продавец указал потребителю на явные и скрытые  недостатки товара при покупке, то потребитель  не имеет права воспользоваться  положениями ст. 18 закона.

Однако если потребитель  приобрел товар ненадлежащего качества и это не было оговорено продавцом, он имеет право по своему выбору предъявить одно из нижеуказанных требований:

•        безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;

•           соразмерного уменьшения покупной цены;

•           замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

•           замены на такой же товар другой марки (модели, артикула);

•           расторжение договора купли-продажи.

При этом потребитель обязан возвратить продавцу товар с недостатком, а также потребовать полного  возмещения убытков, причиненных некачественным товаром.

Что касается технически сложных  товаров, потребитель имеет право  предъявить продавцу только требования, указанные под № 1 и 2. Остальные  же требования потребитель предъявляет  только при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких  товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

В отношении товаров, реализуемых  через комиссионные магазины, требования потребителя об устранении недостатков  товара или возмещении расходов на исправление недостатков и о  замене товара на товар аналогичной  марки (модели, артикула) удовлетворяются  только с согласия продавца. Потребитель  имеет возможность выдвинуть  иные требования: о соразмерном уменьшении покупной цены, о замене товара на такой  же товар другой марки (модели, артикула), о расторжении договора купли-продажи. Такие требования подлежат удовлетворению на общих основаниях, как и при  покупке не в комиссионном магазине.

Информация о работе Защита прав потребителей