Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 01:53, реферат

Описание работы

Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Файлы: 1 файл

Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

Согласно п. 5 ст. 28 Закона установлена имущественная ответственность  исполнителя за нарушение сроков начала и окончания выполнения работ (оказания услуг) или назначенных  потребителем новых сроков (на основании  п.1 настоящей статьи) в виде неустойки. Неустойка уплачивается исполнителем потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) в размере 3 % от цены выполненной работы (оказанной  услуги). Если стоимость работ (услуг) не была определена в договоре, то неустойка  взыскивается от общей цены заказа. Размер неустойки может быть установлен более высоким, однако для этого необходимо соглашение сторон, заключенное в письменной форме.

Неустойка начинает взыскиваться со дня (часа), следующего за днем (часом), к которому работа (услуга) должна была начать выполняться или должна быть выполнена, и заканчивается началом  или окончанием исполнения работ (оказания услуг). Взыскиваемая неустойка не может  превышать стоимости работы (услуги) или общей стоимости заказа. Если цена работы (услуги) отдельно не определялась, то размер неустойки определяется от общей цены договора (заказа).

Размер неустойки определяется исходя из цены работы (услуги) или договора (заказа), существующей в том месте, в котором требование потребителя  должно быть удовлетворено исполнителем, на день добровольного удовлетворения или в день вынесения судебного  решения.

Закон освобождает исполнителя  от уплаты неустойки и возмещения убытков, если исполнитель докажет, что нарушение сроков выполнения работы (оказания услуги) произошло  вследствие непреодолимой силы, т. е. наступления такого события, которое  исполнитель не мог предотвратить  никакими средствами, или по вине потребителя.

 

5.2 Права потребителя в случае обнаружения недостатков в выполненной работе (оказанной услуге). Сроки устранения недостатков

В соответствии со ст. 29 Закона потребитель при обнаружении  недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) имеет право  по своему выбору потребовать от исполнителя:

•       безвозмездного устранения недостатков;

•        соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

•        безвозмездного изготовления другой вещи из однородного  материала такого же качества или  повторного выполнения работы;

•     возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) силами потребителя  или третьими лицами.

Потребитель имеет право  требовать от исполнителя уменьшения цены за выполненную работу в том  случае, если он предъявил требование о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о  повторном выполнении работы (оказании услуги).

Правовые последствия  нарушения требований к качеству выполненной работы (оказанной услуги) сходны с последствиями и правами  при продаже товаров с недостатками.

Потребитель может расторгнуть  договор и потребовать полного  возмещения убытков:

    • если недостатки не были устранены исполнителем в срок, указанный в договоре;
    • если в работе присутствуют существенные недостатки или есть существенные отступления от условий договора.

Вышеперечисленные требования предъявляются при принятии выполненной  работы (услуги) или в процессе ее выполнения.

После уже принятой работы (услуги) требования по поводу скрытых  недостатков могут быть предъявлены  позднее: в течение гарантийного срока или в течение 6 месяцев  со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги), если отсутствует  гарантийный срок. Что касается недостатков  в строении или иного недвижимого  имущества, требования предъявляются  в течение гарантийного срока, а  если он не установлен - в течение 2 лет.

Согласно п. 4 ст. 29 Закона, если выявленный существенный недостаток выполненной работы (услуги) допущен  по вине исполнителя, потребитель имеет  право требовать безвозмездного устранения этого недостатка и по истечении гарантийного срока. Такое  требование предъявляется в течение  срока службы или в течение 10 лет  со дня принятия работы, если срок службы не установлен.

На исполнителя возлагается  обязанность своевременного удовлетворения требований потребителя, в противном  случае потребитель по своему выбору вправе предъявить требования:

    • соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
    • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
    • расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Безвозмездное изготовление другой вещи из однородного материла такого же качества и повторное выполнение работы (услуги) подлежат исполнению в  срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги). Если же такой срок не установлен, то в  срок, указанный в договоре, который  не был исполнен надлежащим образом.

За нарушение этих сроков с исполнителя взыскивается неустойка, оговоренная в Законе, а также  потребитель имеет право предъявить иные требования согласно п. 1 ст. 28 и  п.1 и 4 ст. 29 Закона.

5.3 Смета на выполнение работы (оказание услуги)

Смета - документ, в котором  указан перечень работ (услуг), материалов, оборудования и т. д. с указанием  стоимости (цены). Согласно Закону, если одна из сторон (потребитель или  изготовитель) требует составления  сметы, то такое требование должно быть удовлетворено.

Смета может быть двух видов: твердая и приблизительная. При  составлении твердой сметы исполнитель  не имеет права требовать оплаты дополнительных работ и расходов. При твердой смете ни при каких  обстоятельствах, даже при изменении  цены, исполнитель не имеет права  ее изменить самостоятельно, без согласия на то потребителя. Таким образом, все  расходы исполнителя, сделанные  сверх сметы, относятся на его  счет.

Если при составлении  условий договора трудно определить его окончательную стоимость, то потребителем и изготовителем составляется приблизительная смета. Если возникает  необходимость превысить приблизительную  смету, то исполнитель обязан немедленно предупредить об этом потребителя. Потребитель  имеет право отказаться от исполнения договора; при этом он возмещает  исполнителю понесенные им расходы, приходящиеся на выполненную работу (услугу), согласно первоначально составленной смете.

Если исполнитель не предупредил  потребителя о превышении расходов по приблизительной смете, то исполнитель  не вправе требовать возмещения сверхсметных расходов и обязан выполнить работу (услугу) в пределах первоначальной стоимости, определенной приблизительной  сметой. Если увеличение сметы вызвано  действиями потребителя, то он должен возместить исполнителю все расходы, превышающие приблизительную смету.

 

6 Всемирный день защиты прав потребителей

Начало истории возникновения Всемирного дня защиты прав потребителей было положено президентом США Джоном Ф. Кеннеди в 1961 году. Им были сформулированы четыре основных права потребителя:

    • право на безопасность,
    • право на информацию,
    • право на выбор и
    • право быть услышанным.

Позднее    к   ним   добавились  ещё  четыре:  право  на   возмещение   ущерба,  право   на потребительское  образование,  право  на   удовлетворение  базовых  потребностей  и   право  на здоровую окружающую среду.

Впервые    День   защиты    прав   потребителей   был    отмечен  15    марта    1983   года,  когда  он  был  закреплён в  международном  календаре  праздничных  дат  как  Всемирный день защиты прав потребителей.

В России этот день получил  признание после принятия 7 февраля 1992 года Закона № 2300-1 «О защите прав потребителей». В Законе регулируются отношения  между  потребителями и изготовителями, импортёрами, исполнителями, продавцами при продаже  товаров (выполнении работ, оказании услуг).

Основным защитником прав потребителей в России является Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), созданный в декабре 1990 года. В  настоящее время СПРФ объединяет свыше 100 республиканских, краевых, областных, городских и районных общественных объединений — большинство всех реально работающих в России организаций  по защите прав потребителей.

За эти годы более миллиона обратившихся в СПРФ граждан, чьи  потребительские права были нарушены, получили квалифицированную юридическую  помощь.

Ежегодно в рамках подготовки к проведению Всемирного дня защиты прав потребителей на территории Российской Федерации Роспотребнадзором проводится масштабная информационно-просветительская работа, направленная в первую очередь  на повышение правовой грамотности  и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.

Российской особенностью ВДПП является то, что каждый год  он проходит под определённым девизом. Так, девиз 2009 года: «Потребитель! Знай свои права!». Подобная практика позволяет  правозащитным организациям РФ концентрироваться  на наиболее проблемных участках сферы  защиты потребительских прав. И, по-видимому, это не случайно, ведь 2008 год имел девиз: «Поколение нездорового питания  — кампания по борьбе с распространением нездорового питания среди детей». В немалой степени благодаря  давлению правозащитников, сконцентрировавших свои усилия на проблемах детского питания, в декабре 2008 года был принят «молочный 

 

 

регламент», согласно которому:

 «питьевым молоком»  может называться исключительно  продукт, произведённый из натурального  сырого молока, которое не подвергалось  выпариванию. Если же в состав  входит хотя бы 1 % сухого порошка,  то такой продукт должен именоваться  «молочным напитком» или «заменителем  молочного продукта»

Однако несколько месяцев  спустя можно констатировать, что  производители не только нарушают этот закон, но и порой полностью его  игнорируют. Кроме того, в большей  части молока, реализуемого на территории России, содержатся антибиотики. Это  стало возможным благодаря поправкам  в федеральный закон о техническом  регламенте на молоко и молочную продукцию, инициированным в 2010 году группой депутатов  Государственной Думы. Такой пример наглядно говорит о том, что правозащитные  организации в сфере защиты прав потребителя востребованы сейчас и  при сохранении тенденций будут  востребованы в России ещё достаточно долго, а также согласиться с  Дмитрием Медведевым в том, что «Россия  — страна правового нигилизма», и выразить надежду, что бороться с правовым нигилизмом будут не только энтузиасты-правозащитники, но и те, кто за это получает зарплату из кармана всё тех же потребителей.

Тем не менее, несмотря на «правовой  нигилизм», по статистике Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль», всё большее и большее количество граждан решаются защищать свои потребительские  права, в том числе и в судебном порядке: так, если в 1998 году было подано всего 27,1 тысячи таких исков, в 2007 году — уже 95 тысяч, а в 2010 — 315 тысяч.

Тема Всемирного дня защиты прав потребителей, который отмечалсяся 15 марта 2013 года, определена как «Потребительское правосудие сегодня», что также призвано способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в данной сфере в целях повышения потребительской грамотности, информирования граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав.

 

Заключение

Ныне действующая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей" - несомненно, прогрессивный, гораздо более зрелый, совершенный нормативный акт по сравнению с ранее действовавшим. Он поставил российское законодательство о защите прав потребителей на уровень международных стандартов, стал более приближенным к реалиям жизни, успешно применяется для регулирования сложных правоотношений, возникающих в специфической области, коей является потребительский рынок.

Закон, наряду с расширением  прав потребителей, устанавливает ряд  новых обязанностей изготовителей  продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.

Одновременно с этим Закон  вносит существенные изменения в  представления о некоторых вопросах в области нормирования качества продукции, гарантийных и других сроках, связанных с качеством, информацией  о продукции, ответственностью за нарушение  прав потребителей и др.

Со времени принятия Закона произошли существенные изменения  в экономической обстановке, выявились  отдельные недостатки и пробелы, что потребовало внесения изменений  и дополнений в Закон. Соответствующие  коррективы также было необходимо внести в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая).

 

Список источников

  1. ФЗ   «О защите прав потребителей» от 07.02.92 г.
  2. Разъяснения о некоторых вопросах применения Закона РФ «О защите прав потребителей, Закон 1996 г., №6, стр. 87-92.
  3. Положение о гос. Инспекции по торговле, качестве товаров и защите прав потребителей Комитета РФ по торговле. // Закон 1996 г., №6, стр. 95-96.
  4. Правила по проведению сертификации р РФ // Закон 1996 г. стр. 106-109.

Информация о работе Защита прав потребителей