Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 01:53, реферат
Значение Закона не только в усилении социальных гарантий гражданина. Закон объективно повышает ответственность производителей, продавцов и исполнителей за качество своей работы, что в условиях отсутствия развитой конкуренции будет способствовать повышению качества продукции и услуг, социально-экономическому развитию страны.
Закон, наряду с расширением прав потребителей, установил ряд новых обязанностей изготовителей продукции, торговых предприятий, исполнителей работ и услуг и других организаций.
По тем товарам, на которые установлены сроки годности, потребитель вправе по своему выбору предъявить следующие требования: о замене товара или о возврате уплаченной за него суммы (п.4 ст.18 Закона). Эти требования предъявляются только продавцу и лишь в случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.
Основным условием для удовлетворения требований потребителя является предъявление им товарного или кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные сроки, - технического паспорта или иного заменяющего его документа.
Закон возлагает обязанность на продавца выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий факт и время покупки товара у определенного продавца.
4.2 Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара. Замена товара ненадлежащего качества
Для устранения недостатков в товаре Законом устанавливаются разные сроки. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие год, месяц и число (например, 20 июля 2001 г.). Если срок исчисляемого месяца приходится на такой месяц, в котором нет соответствующей даты, то срок считается истекшим в последний день этого месяца. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Нерабочими днями по трудовому законодательству РФ являются выходные и праздничные дни. Так, например, если срок заканчивается 12 июня, то он переносится на следующий день. Ст. 19 Закона определяет сроки устранения недостатков в купленном товаре.
Если недостатки товара проявились в течение гарантийного срока или срока годности, установленных изготовителем, то потребитель имеет право на устранение этих недостатков.
Если же гарантийный срок или срок годности не установлены, потребитель имеет право предъявить свои требования в течение шести месяцев с момента покупки товара, а в отношении недвижимости - в течение двух лет с момента ее приобретения.
По окончании сроков, указанных в п.1 ст.19 Закона, потребитель вправе предъявить требования о безвозмездном устранении недостатков товара или о возмещении расходов на устранение недостатков товара в отношении существенных недостатков, допущенных по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности, а если срок годности не установлен, - в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю. Если требования потребителя не удовлетворяются в течение 20 дней с момента их предъявления, то потребитель имеет право предъявить требования, установленные п. 3 ст.18 Закона, т. е. соразмерное уменьшение покупной цены товара или замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула).
На комплектующие детали технически сложного товара могут быть установлены тоже гарантийные сроки. Гарантийный срок на комплектующие изделия исчисляются в том же порядке, что и на основной товар, он не может быть меньше чем на основной товар.
Недостатки, выявленные в товаре, устраняются изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), в течение 20 дней с момента предъявления соответствующего требования потребителем (п.1 ст.20 закона).
Согласно п.2 ст. 20 и п.1
ст. 21 Закона на период устранения недостатков,
ремонта или замены товаров длительного
пользования по требованию потребителя
ему должны предоставить аналогичный
товар в безвозмездное
• автомототранспортные средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты населения РФ);
• мебель;
• электробритвы;
• электрощипцы для завивки волос;
• электрофены;
• медицинские электрорефлекторы;
• электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла;
• электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели детского питания и др).
В случае устранения недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, когда товар не эксплуатировался. При устранении недостатков комплектующего изделия или составной части товара гарантийный срок на новое комплектующее изделие и составную часть исчисляются со дня получения потребителем товара из ремонта ( п. 4 ст. 20 Закона).
Требования о замене товара (ст. 21 Закона) удовлетворяются продавцом (изготовителем) или организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), на основании договора с ними в течение 7 дней с момента предъявления такого требования. Если возникает необходимость дополнительно проверить качество товара, то срок увеличивается до 20 дней.
Если в день обращения потребителя аналогичный для замены товар отсутствует, он тогда заменяется в течение 1 месяца со дня предъявления указанного требования.
В районах Крайнего Севера и других районах сезонного завоза, если отсутствует товар в момент заявления потребителя об обмене это требование подлежит удовлетворению в срок, необходимый для очередной доставки товара. Это происходит только в том случае, если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя.
Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, то есть такой, который не был в употреблении.
При замене товара гарантийный срок на новый товар исчисляется заново - со дня передачи его потребителю.
Согласно п.5 ст.13 Закона требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил требование об уплате неустойки в досудебном порядке, он не лишается возможности обратиться в суд с требованием о взыскании неустойки. Это требование заявляется как самостоятельное, а также может быть заявлено вместе с другими требованиями. Как свидетельствует судебная практика, суд при удовлетворении требования потребителя о взыскании неустойки исходит из стоимости товара в день вынесения решения суда.
4.3 Расчеты с потребителем в случае замены товара с недостатком или расторжения договора
Ст. 24 Закона определяет порядок перерасчета цены товара, приобретенного потребителем.
При замене товара с недостатком на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не производится.
Требования, сформулированные
в п.2 ст. 24, предполагают замену товара
на товар другой марки (модели, артикула)
с соответствующим перерасчетом
цены за товар. Если цена товара, подлежащего
замене, ниже цены товара, представляемого
взамен, то потребитель должен оплатить
разницу, если же - наоборот, то потребителю
выплачивается разница суммы
за товар. Цена товара, предоставляемого
взамен, определяется в день предъявления
требований потребителем, а в случае
понижения цены - на день покупки
товара потребителем. Если требования
потребителя о перерасчете цены
не были добровольно удовлетворены
продавцом, то согласно п. 2 ст. 504 ГК РФ
потребитель имеет право
При расторжении договора
купли-продажи потребитель
При расторжении договора
в случае повышения цены на товар,
расчеты, с потребителем производятся
аналогичные возвращенному
4.4 Порядок обмена товара надлежащего качества
Часто встречаются случаи,
когда товар, купленный потребителем,
- качественный, но по определенным причинам
потребитель не имеет возможности
использовать его по назначению. Ст.
25 Закона устанавливает право
Потребитель имеет право обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Если товар необходимо установить, подключить, то этот срок (14 дней) исчисляется со следующего дня после осуществления этих действий.
Продавец должен обменять товар, если:
• товар не был в употреблении;
• сохранен его товарный вид, потребительские свойства;
• сохранены пломбы, фабричные ярлыки;
• у потребителя есть товарный или кассовый чек на товар.
Требования об обмене товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар.
Если в день обращения
потребителя к продавцу необходимого
для замены товара нет, то потребитель
имеет право расторгнуть
Однако не все виды непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих товаров утверждается Правительством РФ. В него входят:
• изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;
• ткани из всех волокон и другие метражные товары (ленты, тесьма, кружева и др.);
• бельевой трикотаж для взрослых и детей;
• купальники, плавки;
• трусы для взрослых и детей, в том числе и спортивные;
• белье для новорожденных и ясельного возраста;
• белье постельное;
• предметы женского туалета;
• чулочно-носочные изделия;
• штучные текстильные товары (скатерти, салфетки, полотенца и др.);
• парфюмерно-косметические товары;
• товары бытовой химии;
• изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи;
• предметы личной гигиены (зубные щетки, расчески, заколки, бигуди и др.)
5 Защита прав потребителей в сфере обслуживания
5.1 Сроки на выполнение работ и оказание услуг. Последствия нарушения этих сроков
Согласно п. 1 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Срок в договоре на выполнение работы, оказание услуги является одним из основных его условий. В Законе говорится, что исполнитель обязан осуществить выполнение работы (оказание услуги) в срок, установленный правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) или договором. В договоре предусматривается срок выполнения работы (оказания услуги), если он определенными правилами не предусмотрен, а также срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный правилами.
Пункт 2. ст. 27 Закона раскрывает порядок определения сроков выполнения работы (оказания услуги). Срок в договоре определяется календарной датой (периодом), к которой выполнятся работа (услуга), или датой (периодом), к которой исполнитель обязан приступить для выполнения работы (оказания услуги).
Для правильного исчисления срока необходимо определить его начало и окончание. В ст. 191 ГК РФ "Начало срока, определенного периода времени" говорится, что течение срока, определенного периода времени начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если выполнение работы (оказание
услуги) осуществляется по частям в
течение срока действия договора,
наряду с общим сроком исполнения
работы (оказание услуги) в содержании
договора отражаются частные (промежуточные)
сроки. Эти частные сроки
Установленные сроки начала и окончания работ (оказания услуг) изменяются только по соглашению сторон договора. Если достигнуто такое согласие, то новые сроки должны быть указаны в договоре или дополнительном соглашении.