Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:40, курсовая работа
Целью данного исследования является выявление способов наиболее выгодного сбыта товара на всех стадиях его жизненного цикла, а, следовательно, увеличения прибыли от его реализации.
Так, все наверное сталкивались с ситуацией, когда покупая новый модный товар по заоблачной цене, через пару месяцев обнаруживаешь, что этот товар не "эксклюзивнейший эксклюзив", а уже просто недорогой ширпотреб. Особенно часто это случается в случае приобретения новой техники, сотовых телефонов, компьютеров. Почему так происходит?
ВВЕДЕНИЕ 1
1. ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАР 4
1.1. Внедрение 5
1.2. Рост продаж 6
1.3. Насыщение (зрелость товара) 7
1.4. Спад 8
2. ВИДЫ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ТОВАРА 13
3. МАТРИЦА БКГ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25
Не менее яркий пример можно привести с рынка труда. Профессия менеджера появилась в России после перестройки. В 90-е годы она было достаточно редкой и престижной, и оплачивалась соответственно. Сегодня, почти каждый ВУЗ имеет в своём списке дисциплин менеджмент организации, множество учебных заведений среднего и начального профессионального образования также обучают студентов данной профессии. А ведь существуют ещё и курсы. Таким образом, уже к 2005 году количество профессиональных менеджеров (особенно нижнего и среднего звена) возросло в разы. Сегодня на рынке данных вакансий имеет место жестокая конкуренция, на одно и то же место менеджера может претендовать десяток соискателей с разным уровнем образования, опыта и т.д. Соответственно и реальная заработная плата существенно снизилась в сравнении с уровнем 90-х годов. Теперь она нередко равна и даже меньше, чем у служащих "рабочих" специальностей. Чтобы не быть голословным, автор может привести следующие цифры: менеджер по продажам на заводе Уралхиммаш в г. Екатеринбург получает около 15-20 тыс. рублей в зависимости от срока своей работы, опыта, образования, и др. Обыкновенный же токарь со средним профессиональным образованием получает 30-35 тыс. рублей, потому что на рынке этой профессии имеет место дефицит рабочих. Таким образом, сопоставляя данные факты, т.е. обострение конкуренции, необходимость больших затрат на обучение данной специальности (если раньше годился и техникум, то теперь большинство работодателей ищет профессионалов с высшим образованием, а такое образование и стоит в разы больше), а также снижение прибыльности данной профессии, можно говорить о том, что специальность "менеджер" прошла стадию роста и перешла на стадию зрелости жизненного цикла товара.
Кривую жизненного цикла
товара, приведённую на рис.1 можно
назвать идеальной или
- кривая увлечения описывает
товар, который получает
Рис.2: кривая ЖЦТ "Увлечение".
- "Бум". Такой вид
ЖЦТ описывает популярный
Рис.3: кривая разновидности ЖЦТ "Бум".
- "Сезонность" или повторный жизненный цикл имеет место, когда товар хорошо продаётся в течении периодов, разнесённых во времени. Это относится к товарам сезонного спроса. Например, спрос на тёплую одежду, обувь в несколько раз увеличивается осенью и зимой, и опускается до минимума в весенне-летний период. Кривая сезонного ЖЦТ показана на рисунке 4.
Рис.4: кривая вида ЖЦТ "Сезонность".
- кривая провала описывает
товар, который вообще не
Рис.5: кривая ЖЦТ "провал".
- возобновление. Эта кривая
описывает товар, который
Рис.6: кривая ЖЦТ "возобновление".
- гребешковая кривая состоит
из последовательного ряда
Рис. 7: гребешковая кривая ЖЦТ.
А.В. Лукина в своём пособии по маркетингу приводит ещё один способ классификации разновидностей жизненного цикла товара, в зависимости от типа товара4. Всего она выделяет 4 типа товара и, соответственно, 4 формы кривых ЖЦТ: сложный товар, простой товар, модные товары, товары-причуды.
Сложный товар – это товар, который требует от потребителей значительного обучения и у которого вследствие этого растянут этап внедрения. Такой вид имеет, например, кривая жизненного цикла бытовых компьютеров, так как потребителям необходимо осознать выгоды от их приобретения или обучиться по-новому выполнять знакомые задачи. Кривая ЖЦ сложного товара приведена на рисунке 8.
Рис. 8: кривая ЖЦ сложного товара.
Простой товар, наоборот находит
быстрый сбыт, потому что потребители
без труда осваивают его и
сразу же осознают выгоды от его
приобретения. Такой товар обычно
могут легко скопировать
Рис.9: кривая ЖЦ простого товара.
Модные товары быстро устаревают,
а затем вновь возвращаются в
употребление. Кривая, представленная
автором пособия для
Товары-причуды, например наклейки для машин в виде клякс или царапин и т.п. – характеризуются быстрым взлётом на этапе внедрения и таким же быстрым спадом. Таким товарам обычно присущи непривычные новые черты. Кривая ЖЦ товара-причуды показана на рисунке 10.
Рис.10: кривая продаж товара-причуды.
Однако, на взгляд автора данной курсовой, на современном этапе развития НТР и экономики подобное деление теряет свою актуальность. Товары слишком быстро переходят из одной категории в другую. Так, например, те товары, которые недавно попадали в категорию "причуд", сегодня нередко являются модными, но привычными вещами. Это верно, например, применительно к рынку услуг. Взять хотя бы наращивание ногтей. Каких-то 10 лет назад для большинства населения нашей страны само название такой услуги являлось дикостью, сегодня если ни дорогими гелевыми, то хотя бы доступными акриловыми ноготками могут похвастаться многие школьницы. То же и со сложными и простыми товарами. Взять хотя бы уже излюбленную автором тему (практически наболевшую) мобильных телефонов. В 2000 году они явно относились к сложным товарам, после покупки которого потребитель долго штудировал инструкцию, вздыхая тыкал кнопки, силясь понять что к чему. Сегодня, хотя сотовые телефоны стали в разы сложнее и нередко по своей сложности и функциональности превосходят персональные компьютеры образца 2000 года, покупатели, совершив покупку, часто даже не заглядывают в инструкции. А уж обращаться с современными телефонами умеют даже пятилетние дети (ярким примером того для автора служит пятилетний сын подруги). Можно привести и обратный пример. В начале 90-х годов стиральная машина была очень простым товаром, каждая хозяйка практически без обучения понимала что нужно повернуть и где нажать, чтобы постирать бельё. Сегодня стиральная машина – это сложная вычислительная техника, понятная не каждой домохозяйке (возможно именно поэтому в России они так часто ломаются, а вовсе не из-за накипи, как утверждает реклама).
Эффективная ассортиментная
политика предусматривает выпуск широкой
гаммы изделий, одновременно включающей
в оптимальном соотношении
Матрица имеет 4 сектора: высокие и низкие темпы роста рынка при большой или маленькой доле рынка, принадлежащей данным товарам. В каждом секторе находятся товары, прозвище которым дано в соответствии с их нынешним положением и перспективами. Схематично эта матрица представлена на рисунке 11.
Рис.11: Матрица БКГ.
"Трудные дети" - товары,
только выходящие на рынок
и имеющие сложное положение.
Складывается ситуация "либо-либо":
либо наращивать усилия и
"Звёзды" - пользующиеся
быстро растущим спросом
"Дойные коровы" - товары,
активно продающиеся на рынке
и дающие большие прибыли.
"Собаки" или "неудачники"
- товары, уже не пользующиеся
повышенным спросом и не
Проведя с помощью матрицы
БКГ анализ портфеля продукции, руководство
предприятия может увидеть, насколько
он сбалансирован (оптимален), и принять
решение о будущей судьбе товаров
(начать расширение их производства либо
же, наоборот, прекратить производство)
и соответственно о капиталовложениях
по каждому из продуктов. Практика показала,
что наиболее оптимальным товарный
портфель предприятия является тогда,
когда большую часть его
Для написания своей курсовой работы я выбрала тему "Жизненный цикл товара на рынке: фазы развития, виды жизненных циклов". Впервые концепция ЖЦТ была изложена Теодором Левитом в 1965 году. Смысл этой концепции сводится к тому, что каждый товар производится и живёт на рынке определённое время, т.е. имеет свой жизненный цикл. В зависимости от уровня спроса на продукцию, её качества, особенностей рынка жизненный цикл конкретного вида продукции может колебаться по протяжённости во времени. Он может длиться от нескольких дней до нескольких десятков лет.
Исследователями было обнаружено, что спрос на товар изменяется отнюдь не хаотично, но определённым образом, который графически может быть изображён кривой. Данная кривая получила название "кривой жизненного цикла товара". Большинство исследователей выделяет 4 фазы жизненного цикла товара: внедрение, рост продаж, зрелость, спад. Большинство исследователей выделяет 6 основных разновидностей ЖЦТ: "Бум", "Увлечение", "Провал", "Возобновление", "Гребешковая линия", "Сезонность".
Информация о работе Жизненный цикл товара на рынке: фазы развития, виды жизненных циклов