Алюминиевая промышленность Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование алюминиевой отрасли, рассмотрение существующих и выявление новых методов ее финансирования, способствующих системному преобразованию отрасли путем активизации инновационных процессов.
Для достижения цели, выделены задачи:
1) Охарактеризовать место отрасли в экономике страны;
2) Представить историю развития алюминиевой промышленности;
3) Рассмотреть проблемы и пути их разрешения, перспективы отрасли;

Файлы: 1 файл

алюминиевая промышленность рф.docx

— 77.68 Кб (Скачать файл)

Проволока - катаные, прессованные или тянутые изделия в бухтах и имеющие постоянное по всей длине  сплошное поперечное сечение в форме  кругов, овалов, прямоугольников (включая  квадраты), равносторонних треугольников  или правильных выпуклых многоугольников (включая "сплющенные круги" и "видоизмененные прямоугольники", две противоположные  стороны которых представляют собой выпуклые дуги, а две другие - прямолинейные, равные по длине и параллельные).

Плиты, листы, полосы (или  ленты) и фольга - плоские изделия, свернутые или не свернутые в  рулоны и имеющие сплошное прямоугольное (кроме квадратного) поперечное сечение, со скругленными или не скругленными углами.

Трубы и трубки - пустотелые изделия, свернутые или не свернутые  в бухты и имеющие постоянное поперечное сечение с только одной  замкнутой полостью по всей длине  изделия в форме кругов, овалов, прямоугольников (включая квадраты), равносторонних треугольников или правильных выпуклых многоугольников и имеющие постоянную толщину стенки.

 

  1. Наличие иностранных фирм и их доля в данной отрасли

Сегодня рынок алюминия уступает в объеме лишь рынку стали, и спрос на легкий металл постоянно увеличивается. С одной стороны, экономика Китая — страны, которая уже сейчас потребляет четверть произведенного в мире алюминия, продолжает развиваться ошеломляющими темпами. Аналитики предсказывают 7-14-процентный годовой рост автомобилестроительной отрасли Поднебесной вплоть до 2011 года, 12-процентное увеличение расходов на строительство в текущем 2007 году и, как минимум, 16-миллионноеприбавление городского населения каждый год в течение следующих 8 лет. Все это, по мнению экспертов, доведет долю Китая в потреблении алюминия до 36% уже в 2010 году.

С другой стороны, Европейский Союз рассматривает возможность ужесточения требований к выбросам углекислого газа автомобильным транспортом, что неизбежно приведет к увеличению спроса на легкий металл. Алюминий легче стали, его использование в автомобилестроении позволяет делать современные машины гораздо более энергоэффективными. Один килограмм алюминия, использованного в автомобильной конструкции вместо другого, более тяжелого металла, снижает общее потребление бензина на 8,5 литров, а выбросы CO2 — на 20 кг. 10-процентное снижение веса машины дает в результате 9-процентное улучшение в динамике потребления ей топлива.Наконец, увеличение цен на металлы-субституты, такие как медь и цинк, способствуют прямо пропорциональному росту спроса на алюминий в электроэнергетике, транспортной промышленности, строительстве и других отраслях.

Запасы бокситов, основного  сырья алюминиевой промышленности, очень ограничены — в мире всего семь бокситоносных районов: западная и центральная Африка (основные залежи в Гвинее); Южная Америка (Бразилия, Венесуэла, Суринам); Карибский регион (Ямайка); Океания и юг Азии (Австралия, Индия); Китай; Средиземноморье (Греция и Турция) и Урал (Россия). Основные месторождения бокситов высокого качества, с содержанием глинозема не менее 50%, уже поделены между крупнейшими участниками отрасли. Другим компаниям остается либо приобретать глинозем на открытом рынке и быть всецело зависимыми от рыночного колебания цен, либо объединять усилия с владельцами месторождений. Самые богатые запасы бокситов у Объединенной компании «Российский алюминий» (UC RUSAL), образованной в 2007 году путем слияния РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов Glencore (3,3 млрдтонн бокситов), а также у горно-металлургических гигантов Rio Tinto (3,29 млрдтонн) и CVRD (2,73 млрдтонн). Китайская Chalco идет на четвертом месте с общими запасами в 1,92 млрдтонн. Входящие в тройку лидеров по объему производства алюминия Alcoa и Alcan контролируют запасы в 1,89 и 0,38 млрд. тонн соответственно, что ставит их в десятку крупнейших «бокситовладельцев» на пятое (Alcoa) и десятое (Alcan) места.

Эти же компании входят в десятку ведущих производителей глинозема: по оценкам аналитиков, Alcoa World Alumina and Chemicals (глиноземный бизнес Alcoa, в котором 60% акций принадлежат американской компании, а 40% — австралийской Alumina Limited) произведет в 2007 году 19% от общемирового объема глинозема, UC RUSAL — чуть более 14%, Chalco — 12%, Alcan — 8%, Rio Tinto — 4%, CVRD — 3%. Среди лидеров по объему производства глинозема также добывающая BHP Billiton (прогнозируемая доля в 2007 году — 6%) и норвежская Hydro Aluminium (3%).

Ограниченность сырья — это один из факторов, определяющих ключевую тенденцию развития мировой алюминиевой отрасли — ее консолидацию. В 2007 году закрыта сделка по объединению РУСАЛа, СУАЛа и глиноземных активов Glencore. Rio Tinto выдвинула предложение о поглощении канадской Alcan, которая, в свою очередь, уже была участником консолидационного процесса, поглотив в 2004 году французского алюминиевого производителя Pechiney. Американская Alcoa также появляется на страницах печати как потенциальный участник сделок по слиянию и поглощению. По прогнозам аналитиков, и китайская алюминиевая промышленность стоит на пороге перемен: мелкие производители, которых в Поднебесной более сотни, будут либо сливаться друг с другом, либо входить в состав Chalco.

Конструкции из алюминия требуют  более низких затрат в течение  срока службы и практически не требуют ремонта. Обладая хорошей  гибкостью, алюминиевые конструкции  эффективно несут нагрузки и значительно  снижают затраты на сооружение фундаментов  и опор. Это позволяет в сжатые сроки производить модернизацию строительных сооружений, мостов, путепроводов и т.п. Во всех видах транспорта присутствие алюминия обеспечивает повышение скорости и безопасности движения, экономию энергии. Применение алюминия в транспорте и тараупаковке, быту и т.п. и практически полная возможность его рециркуляции способствуют улучшению экологии окружающей среды.Расширение потребления алюминия будет зависеть от мировых процессов развития экономики и покупательского спроса населения, в то же время уникальные качества делают его конструкционным материалом для высоких технологий, отсюда - металлом для будущих поколений.

В рамках глобализации мировой  экономики идет процесс создания в алюминиевой промышленности мира крупных интегрированных структур с полным технологическим циклом - от боксита до изделия. Эти процессы имеют как свои плюсы, так и минусы. К минусам можно отнести то, что деятельность крупных транснациональных компаний (ТНК) может отрицательно сказаться, прежде всего, на деятельности небольших алюминиевых компаний, не имеющих полного цикла производства, а также на деятельности чисто трейдерских компаний, не имеющих своего производства.

В то же время, учитывая специфику  отрасли:

- возможность положительно  влиять на стабилизацию цен  на алюминий и сырье для  его производства на мировом  рынке с помощью рыночных приемов;

- возможность концентрации  интеллектуальных и финансовых  ресурсов для разработки и  внедрения новых технологий и  новых видов продукции, сокращения  сроков их реализации;

- экономия административных  издержек;

- снижение стоимости конечной  продукции за счет внутренних  расчетов за сырье и металл;

- возможность кооперации  производителя металла с крупным  потребителем на долгосрочной  основе, который уже работает  в рамках глобализованных структур (автомобилестроение);

- более правильное построение  стратегических приоритетов и  задач.

По оценке большинства  специалистов и экспертов отрасли, образование интегрированных структур в целом должно благоприятно сказаться  на развитии производства и потребления  алюминия в мировом масштабе. Одновременно, это должно позволить оказывать влияние на стабилизацию цен на сырье и металл на мировом рынке.

  1. Кадровое обеспечение, развитие на будущее

В известной степени кузницей кадров для алюминиевой промышленности Восточной Сибири стал Иркутский алюминиевой завод. Именно здесь был накоплен первый опыт подготовки кадров, закрепления их на производстве.

По данным на 2010 год, доля цветной металлургии в российском ВВП — 2,6 %, в промышленном производстве — 10,2 %

Основными предпосылками  успешного развития предприятий  металлургии являются: наличие достаточно крупного научно-производственного  потенциала, обеспечивающего  производство  практически всей номенклатуры выпускаемой продукции; обеспеченность квалифицированными кадрами; наличие спроса на продукцию  металлургического  комплекса  на внутренних и внешних рынках.

Здесь сосредоточено 53,8% промышленно-производственных фондов и 32,8% численности промышленно-производственного  персонала, на долю предприятий черной и цветной металлургии области  приходится более одной трети  налоговых отчислений.

Структурообразующая роль отечественной  металлургии заключается в том, что более 70% предприятий являются градообразующими и выполняют функции единственного наполнителя местных бюджетов. Поэтому состояние и развитие предприятий комплекса оказывают существенное влияние на экономику и социальную стабильность регионов. Металлургический комплекс имеет несравнимо большую социальную значимость, чем во многих развитых странах ЕС. Он дает от 20% до 80% доходов регионов, в которых проживает от 1 до 5 млн.человек. В то же время в странах ЕС этот показатель не превышает 40%. Рост производительности труда в металлургической промышленности оценивается в 2010 году по сравнению с 2002 годом не менее чем в 1,5 раза. При этом ожидается высвобождение значительного количества занятых. По сравнению с 2000 годом в период до 2005 года численность промышленно-производственного персонала в металлургии должна сократиться примерно на 7% (100 тыс. человек), а в период до 2010 года - на 25% (350 тыс. чел.. из них 200 тыс. в черной и 150 тыс. в цветной). Это соответствует мировым тенденциям - за последние 20 лет количество занятых в металлургии развитых стран сократилось на 75%. Учитывая градообразующий характер большинства предприятий металлургической промышленности, проблема трудоустройства работников становится чрезвычайно острой и трудноразрешимой. Металлургическая промышленность обеспечивает рабочими местами около 1,2 млн. человек – 2% всех занятых в экономике и 10% занятых в промышленности. Из них в черной металлургии занято 678,8 тыс. человек, в цветной – 563,1 тыс. человек. Металлургические предприятия находятся в 49 регионах России. Почти половина всех занятых в металлургии трудятся на предприятиях Свердловской, Челябинской, Кемеровской областей и Красноярского края. Среди работников металлургического комплекса 80% составляют рабочие различной квалификации. Однако в последние годы отмечается рост доли руководителей, специалистов высшего и среднего уровня, менеджеров и т.д.

Одна из характерных особенностей производственной деятельности предприятий отрасли – традиционно высокий уровень профессиональной подготовки рабочих кадров. На передовых предприятиях в настоящее время 37% рабочих основных металлургических специальностей имеют среднее специальное и высшее инженерное образование. В последние годы в отрасли проводится перестройка, нацеленная на ее реструктуризацию и оптимизацию занятости. За 2002-2004 гг. численность работников в металлургии снизилась на 7%: в черной металлургии на 53 тыс. человек, цветной – на 48 тыс. человек. Сокращение численности занятых является следствием как прямого высвобождения работников, так и организационно-структурной перестройки – отделения от предприятий непрофильных и непромышленных подразделений. По данным обследования, проведенного ИнЭСП, среди основных проблем, с которыми сталкиваются металлургических предприятия, работодателями наиболее часто отмечались дефицит квалифицированных кадров (80%), недостаточный профессионализм персонала (57%), тяжелые, вредные условия труда (80%), устаревшее оборудование (75%), низкий уровень оплаты труда у большинства работников (58%) (рис.3). Наиболее острый характер имеют проблемы дефицита работников определенных профессий, о чем заявили почти 40% опрошенных работодателей. В отрасли отмечается дефицит кадров как по традиционным, так и по новым профессиям и специальностям. Проводимая в отрасли модернизация производства, внедрение новых технологий проявляются в меняющемся спросе на дополнительную рабочую силу в профессиональном разрезе в пользу профессий и специальностей высокой квалификации, способных обслуживать современную технику. Передовые технологии, инновационное развитие создают экономически эффективные рабочие места, соответственно, снижается уровень низкоквалифицированных рабочих мест, связанных с выполнением трудоемкой, слабо механизированной деятельности, повышаются требования к уровню профессиональной квалификации персонала. По данным обследования руководителей металлургических предприятий, проведенного ИНЭСП, более чем на 70% обследованных предприятий металлургического комплекса в ходе реструктуризации происходит или ожидается в ближайшей перспективе реальное высвобождение персонала (как рабочих, так и специалистов). В то же время почти 80% руководителей обследованных предприятий заявили о необходимости дополнительного привлечения специалистов нового профиля и рабочих новых профессий, а свыше 90% - о существенном повышении требований к уровню профессиональной квалификации персонала.

  1. НТП и инновации в отрасли

Крупнейшие алюминиевые  компании имеют в своей структуре научно-исследовательские центры и ежегодно инвестируют миллионы долларов, чтобы снизить экологическую нагрузку производства, повысить рентабельность, сократить издержки на всех стадиях процесса выработки алюминия и найти новые способы его применения. Не каждый год, но открытия случаются. Возможно, одно из них однажды полностью изменит то, как мы производим и используем легкий металл. Одно из важнейших конкурентных преимуществ  большинства компаний алюминиевой отрасли– наличие собственной инженерно-технологической базы, которая позволяет компаниям самостоятельно осуществлять полный цикл работ в сфере НИОКР – от разработки научной идеи до ее промышленного воплощения.

Основные научно-исследовательские  работы ведутся на базе Инженерно-технологического центра (ИТЦ) РУСАЛа в Красноярске, Всероссийского алюминиево-магниевого института (ВАМИ) в Санкт-Петербурге и СибВАМИ в Иркутске. РУСАЛ также сотрудничает с ведущими российскими вузами: МГУ, СФУ, МИСиС и Иркутским государственным техническим университетом. В июне 2010 года РУСАЛ подписал соглашение о пятилетнем сотрудничестве с Гонконгским университетом науки и технологий. Кроме того, компания размещает заказы на выполнение НИОКР в РАН и ее региональных отделениях.

Инженерные и конструкторские  работы осуществляются Русской инжиниринговой компанией (РИК) и Инженерно-строительной компанией (ИСК).

Развитие и усовершенствование технологий производства алюминия

РУСАЛ владеет собственными энергоэффективными технологиями производства алюминия. Электролизеры РА-300, РА-400 и новейшая модель этой серии – РА-500 – позволяют существенно снизить энергоемкость производства, обеспечивая экологический и экономический эффект.

Компания также работает над усовершенствованием классической технологии производства алюминия –  электролиза Содерберга. Специалисты Инженерно-технологического центра РУСАЛа разработали электролизеры, использующие коллоидную анодную массу вместо традиционных угольных анодных блоков. Новая технология позволяет значительно снизить нагрузку на окружающую среду и увеличить производительность электролизера. Эта разработка, получившая название «Экологичный Содерберг», уже запускается в производство на крупнейших алюминиевых предприятиях компании. Новая разработка, которую компания планирует запустить в эксплуатацию в 2015 году, полностью исключает вредные выбросы. Единственное вещество, которое новый электролизер будет выбрасывать в атмосферу, – это кислород. Один электролизер, работающий по технологии инертного анода, сможет производить такой же объем кислорода, как 70 гектаров леса.

Информация о работе Алюминиевая промышленность Российской Федерации