Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:48, курсовая работа
Целью работы является исследование алюминиевой отрасли, рассмотрение существующих и выявление новых методов ее финансирования, способствующих системному преобразованию отрасли путем активизации инновационных процессов.
Для достижения цели, выделены задачи:
1) Охарактеризовать место отрасли в экономике страны;
2) Представить историю развития алюминиевой промышленности;
3) Рассмотреть проблемы и пути их разрешения, перспективы отрасли;
Государственное
вмешательство осуществляется
Государственное поощрение экспорта, освобождение экспорта от налогов , а в некоторых странах – экспортные субсидии, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.
Можно предположить, что в условиях конкуренции нескольких компаний на мировом рынке алюминия и последовательном действии конкурентов, подразумевающих реакцию на действия друг друга, действует модель количественного лидерства. Однако, в отрасли существуют серьезные ограничения как со стороны мощностей, так и со стороны спроса, что существенно ограничивает используемость в данном контексте этой модели.
Также следует сказать, что эта отрасль явно относится к естественной монополии, так как РУСАЛ - единственная компания в России, занимающаяся производством алюминия. Причем она стала такой в 2007 году, после слияния с СУАЛом, контролировавшем 20% российского производства металла.
Стоит отметить, что РУСАЛ
- это частная компания, поэтому
государство не имеет рычагов
влияния непосредственно через
менеджмент, однако ему, тем не менее,
доступны два основных рычага влияния:
через налоговые послабления
и через фискальную и инвестиционную
политику. Это упрощенное разделение,
так как есть еще и вариант
с правовым стимулированием, проявляющимся
в совершенствовании
Что касается регулирования тарифов на электроэнергию, то этот фактор следует разделить на две части: текущее регулирование и перспектива в связи с реформированием РАО ЕЭС.
Текущее регулирование. Здесь проблема в основном для заводов, расположенных в Европейской части России. Тарифы здесь явно и необъективно завышены. Так, например, тарифы для Волгоградского алюминиевого завода составляют около 3,5 ам. центов за киловатт. Это, примерно, такая цена, которую за электроэнергию платят производители в Центральной Европе, вырабатываемой в основном на покупных газе, нефти, а также угле. В последнее время наметилась устойчивая тенденция по выводу производства первичного алюминия из этого региона мира. Волгоградский алюминиевый завод расположен в непосредственной близости от Волжской ГЭС, да и строился он рядом с ГЭС с тем, чтобы получать энергию с относительно невысокой себестоимостью. Тариф 3,5 цента за кВтч делает производство алюминия на Волгоградском заводе нерентабельным при самых высоких ценах на алюминий.
Здесь недостаток государственного регулирования тарифов состоит в том, что до сих пор нет нормативных правил заключения долгосрочных договоров. Это очень важно для инвестиционных процессов реализации проектов предприятий — крупных потребителей электроэнергии.
Расчеты сквозных транспортных затрат на одну тонну алюминия (с учетом поставок на внешний и внутренний рынки) показывают, что в 2004 году они достигли самых высоких значений за последние годы. Доля транспортных затрат в цене алюминия в 2004 году составила в среднем 12,1% и увеличилась по сравнению с 1993 годом почти в 2,5 раза.
Аналогичные удельные затраты
основных конкурентов российских компаний
(с учетом перевозки сырья и
продукции) на транспорт в алюминиевых
компаниях мира значительно ниже.
Здесь не только имеют место большие
дистанции между
Такое положение с железнодорожными тарифами объясняется двумя причинами:
-перекрестное субсидирование пассажирских перевозок в РФ существенно увеличивает тарифы для промышленности;
-российские железные дороги являются естественной госмонополией и при попустительстве соответствующих правительственных структур, начиная с 90-х годов, увеличивали тарифы, темпами значительно опережая рост цен на промышленные товары.
Для сохранения и, желательно, усиления позиций на рынке отечественным компаниям необходимо учесть его тенденции, чтобы успеть принять адекватные меры. Позиции и стратегии участников отрасли определяются наличием и структурой активов, «закрывающих» различные производственные переделы: добыча и обогащение руды; выплавка металла; производство полуфабрикатов и изделий.
Разработанных месторождений
алюминиевой руды (в основном, бокситов)
в России не так много, поэтому 80%
сырья сейчас импортируется. Это
первый из негативных факторов, заметно
снижающих
Масштабы инвестиций «Русала» впечатляют: увеличение мощностей Саяногорского завода на 270 тыс. т, строительство нового завода в Иркутской области мощностью до 250 тыс. т – лишь неполный список амбициозных проектов компании. По прогнозам, в этом году инвестиции удвоятся, достигнув 6 млн. Десятилетние же планы оперируют объемом инвестиций в млрд. Для этих целей анонсирован крупнейший в современной отечественной металлургии синдицированный кредит западных банков в размере 0 млн.
Учитывая высокую долю энергозатрат в структуре издержек, выгодное расположение основных мощностей вблизи сибирских гидроэлектростанций обеспечивает Русалу преимущество по энергозатратам (на уровне 1 цента/кВт-ч). Кроме того, акционеры «Русала» владеют значительными пакетами акций в энергетических компаниях, которые производят в два раза больше электроэнергии, чем потребляется заводами «Русала». Отсюда серьезные планы по строительству новых перерабатывающих мощностей (например, САЗ-2).
Налицо стратегия концентрации в сфере ключевой компетенции – производство первичного металла. Для обеспечения лидерства по трем, упомянутым выше, составляющим конкурентоспособности, «Русал» активно проводит модернизацию имеющихся заводов, а также программы прямых увеличения доли прямых продаж конечным потребителям. В планах компании – удвоение производительности труда за 10 лет, за пять лет – увеличение в полтора раза. Основные конкурентные преимущества, общие для обоих наших производителей – относительно низкие в мировом масштабе энерготарифы и стоимость труда. Кроме того, китайская энергетика пока еще не справляется с обеспечением алюминиевого производства, в результате чего, а также в связи с острым дефицитом глинозема (как и у нас в «Русале»), в этом году в КНР были даже сокращены или полностью остановлены заводские мощности по выпуску первичного алюминия – в совокупности почти в полмиллиона тонн в год. Заметим, транспортные издержки экспорта российского алюминия в Китай заметно ниже в сравнении с поставками металла из других стран. Так что, в целом, можно считать условия для роста продаж в Китай весьма благоприятными. Ведь речь идет о рынке емкостью 6 млн. т в год!
Это явная возможность для нас не только расширить свое присутствие на китайском рынке, но и более успешно конкурировать с китайским алюминием на мировых рынках, откуда он нас уже заметно потеснил. Раз потеснил – значит, был по конкретным направлениям более конкурентоспособен. Соответственно, проблема нашей алюминиевой отрасли в недостаточной способности обеспечить конкурентоспособность продукции – в первую очередь, на наиболее растущем азиатском рынке, где, казалось бы, нам сам бог велел «закрыть» значительную его часть.
Вернемся, например, к энергозатратам. Российские алюминиевые заводы приобретают сегодня электроэнергию по ценам 0,4-1,5 центов за кВт-ч. В Китае, к примеру, уровень энерготарифов из-за неразвитости энергосистемы как минимум втрое превышает российские показатели, существенно сдерживая возможности китайских производителей. Это пока, но скоро ожидается коммерческий запуск нескольких очередей китайской ГЭС «Три ущелья» – мощнейшей ГЭС в мире! В странах Европы и США энерготарифы варьируются в пределах 1,5-3 цента за кВт-ч. Мы слишком привыкли к дешевой энергии – в итоге на производство тонны металла у нас расходуется больше энергии, чем у конкурентов.
Конечно же, в таких условиях
выход в глубокий передел, без
кардинального повышения его
эффективности –
К примеру, Alcoa, начав внедрять на своих заводах по всему миру (включая, кстати, Китай) систему сокращения издержек и вовлечения всего персонала в непрерывные улучшения, уже построила на основе японских подходов управления (Лин, кайдзен) свою корпоративную философию. Адаптированная к отрасли и к конкретной компании, концепция получила название Alcoa Business System (по аналогии с Toyota Production System, давшей начало системе Лин). В результате реализации этой программы Alcoa удалось сокращать издержки более чем на млрд. за год.
Заключение
Можно прийти к выводу, что Алюминиевая
промышленность Российской Федерации
имеет перспективное будущее. Дело в том,
что из-за роста затрат на энергоносители
и снижения цен на металл по итогам года
на 19%, компании сокращают свои прибыли
и объемы выпуска продукции.
Также «РУСАЛ» является мировым лидером
в производстве алюминия и комплектующих.
Ведет активную инвестиционную деятельность.
На данный момент производственные мощности
в Китае, а Китай является первым конкурентом
«РУСАЛа», позволяют производить около
30 млн тонн в год, однако из-за наметившегося
спада производства во второй половине
2011 г. аналитики ожидают, что в 2012 г. показатель
не превысит 20 млн тонн. Напомню, что рекордный
объем производства на уровне 1.6 млн тонн
был зафиксирован в августе, после чего
снизился к концу года на 8.3%.
По оценке ведущих специалистов России в ближайшие годы прогнозируется, что Россия подойдет к увеличению производства алюминия. Россия имеет все предпосылки к тому, чтобы оставаться крупнейшим в мире экспортером алюминия, постепенно наращивая экспорт полуфабрикатов и изделий из алюминия.
Список используемой литературы
Информация о работе Алюминиевая промышленность Российской Федерации