Анализ банкротства предприятий в Пермском крае и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Переход в РФ от плановой экономики к рыночной «воскресил», а впоследствии позволил обществу как следует «прочувствовать» подзабытое понятие – банкротство организации. Банкротство является неотъемлемым атрибутом экономической жизни предприятия, государства: институт банкротства является инструментом оздоровления рыночной экономики путем ликвидации «нежизнеспособных» предприятий, выступает элементом рыночной конкуренции, позитивную роль банкротство может играть, выступая в качестве элемента гарантии возврата вложенных средств кредитором, и т.д.

Содержание работы

Введение…………………. 3
1. Экономико-правовые основы банкротства предприятия 6
1.1 Понятие, сущность и критерии банкротства 6
1.2 История развития института банкротства 11
1.3 Причины банкротства 17
1.4 Процедура банкротства, способы финансового оздоровления 22
2. Анализ банкротства предприятий в Пермском крае и РФ 25
2.1 Динамика банкротства предприятий Пермского края 25
2.2 Анализ практики судебных решений по делам о банкротстве 29
2.3 Анализ проблематики банкротства предприятий и пути решения проблем 37
Заключение 48
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

Курсовая по банкротству.doc

— 775.50 Кб (Скачать файл)

Среди зависящих причин выделяют:

  • отсутствие эффективности по результатам работы системы менеджмента;
  • отсутствие четкого финансового плана развития компании;
  • недостаток собственных оборотных средств в результате малоэффективного производства, коммерции, неэффективных инвестиций и реинвестиций;
  • низкоэффективное использование ресурсов производства в компании, снижение ее производственных мощностей, в итоге высокая себестоимость, далее убыточность – «проеденные» собственные средства;
  • существование запасов готовой продукции и сырья сверх нормативных величин;
  • плохая клиентура компании, которая задерживает оплату или не расплачивается вообще в виду несостоятельности, что заставляет компанию самой влезать в долги. Таким образом, образуется цепочка несостоятельностей;
  • слабый маркетинг;
  • привлечение кредитных ресурсов в оборот компании на невыгодных условиях, приводит к уменьшению доходности (рентабельности) основной деятельности и возможностей самофинансирования;
  • резкое и бесконтрольное расширение производственной деятельности, в итоге – рост запасов опережает рост количества продаж. После этого возникает необходимость в краткосрочных займах средств, которые могут превышать чистые текущие активы. В итоге компания находится под контролем банков и других кредитных учреждений, в связи с чем риск угрозы банкротства растет.

Особый случай умышленная несостоятельность: фиктивное  и преднамеренное банкротство. Согласно статье 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство» КоАП РФ фиктивное и преднамеренное банкротство определяются следующим образом (аналогичные трактовки содержатся в статьях 196, 197 УК РФ): «Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности»3. «Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей»4.

1.4 Процедура  банкротства, способы финансового  оздоровления

В законе о  несостоятельности предусмотрены следующие основные понятия: должник, денежное обязательство, обязательные платежи, руководитель должника, кредиторы, конкурсные кредиторы, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мораторий.

Согласно  статье 3 [30], признаками банкротства  и юридического, и физического лица являются:

  1. «Гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества».
  2. «Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения».
  3. Положения, предусмотренные пунктами 1 и 2, применяются, если иное не установлено законом.

Это основные признаки банкротства (ст. 3). Кроме того, если иное не предусмотрено, дело о  банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, а к должнику – гражданину – не менее 100 000 рублей, а также имеются признаки банкротства, указанные выше.

Для возбуждения  дела о несостоятельности (банкротстве) принимаются во внимание требования к должнику, если такие требования признаны должником не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве или подтверждены вступившим в законную силу решением суда или иным исполнительным документом, а также задолженность по обязательным платежам.

Производство  по делу о несостоятельности возбуждается на основании поступления заявления о признании должника несостоятельным, которое могут подавать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. Срок возбуждения производства после подачи заявления составляет пять дней. Далее путем специального судебного заседания выносится определение (после того, как кредиторами подтвердилась обоснованность заявленных требований), согласно которому вводится процедура наблюдения. При этом, отсчитывая от даты поступления заявления, срок рассмотрения дела арбитражным судом должен не превышать 7 месяцев.

О мерах по предупреждению банкротства. Следует  отметить, что при реализации признаков  несостоятельности у предприятий, по отношению к которым государственный орган по финансовому оздоровлению и банкротству проводит контроль платежеспособности (ее учет и анализ), данный орган направляет предписание, согласно которому необходимо уведомить учредителей должника о существовании у последнего признаков несостоятельности. При этом по отношению к должнику (унитарному предприятию) может быть проведена досудебная санация, т.е. оказана помощь по выделению финансов, размер которых позволит погасить денежные обязательства, а также обязательные платежи, т.е. для восстановления платежеспособности.

Ключевые особенности  процедур банкротства, а также их взаимосвязь отображены на см. рис.1.2.

 

Рис. 1.2 Банкротство и ликвидация организации [6, с. 107-120]

 

В соответствие с российским законодательством, в  отношении должника, имеющего форму юр. лица, возможно введение различных процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры банкротства.

 

 

 

 

2. Анализ банкротства  предприятий в Пермском крае и РФ

2.1 Динамика  банкротства предприятий Пермского края

 

За годы реформирования экономики структура региональной экономики значительно изменилась: возросла доля торговых предприятий  и сферы услуг, но лидирующее положение  промышленности сохранилось. При этом преобладает сырьевая направленность структуры производства.

Проводимые  реформы не только способствовали росту  количества предприятий, но и существенно  повлияли на изменение формы собственности. К началу 2001 года более 70 процентов  зарегистрированных предприятий в  крае имели частную форму собственности, по составу учредителей более половины составляют предприятия, учрежденные гражданами Российской Федерации. Доля объектов государственной собственности сократилась с 58 процентов в 1990 году до 1,3 процента в 2009 году. Проблема демонополизации была тесно увязана с процессом разгосударствления имущества. Расформирование мощных хозяйств, привело к созданию, в большинстве своем, нежизнеспособных малых предприятий.

Ускоренное  развитие промышленности во многом обусловлено  наличием богатых природных ресурсов, в свою очередь функционирование сельского хозяйства сдерживается природно-климатическими условиями. Базовые виды экономической деятельности (сельскохозяйственное производство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт; розничная торговля) занимали в структуре производства края в последние годы от 60 до 70 %.

В условиях реформирования экономики внешнеэкономическая  деятельность стала играть важную роль в развитии народнохозяйственного комплекса Пермского края. Существующая структура экспорта сформирована на базе природно-ресурсного потенциала края. Основу экспорта составляет продукция отраслей специализации Пермского края – рыбной, лесной промышленности, цветной металлургии.

Отрицательным фактором, тормозящим развитие экономики Пермского края, является высокая степень износа основных производственных фондов. Имеющееся оборудование имеет неблагоприятную технологическую структуру: большая часть оборудования не может обеспечить высокой производительности труда, необходимое качество продукции.

Уровень развития производственной, рыночной и социальной инфраструктуры в регионе во многом определяют социально-экономические  условия функционирования экономики края. Оценивая уровень развития производственной и рыночной инфраструктуры в Пермском крае, можно отметить в целом низкий и неравномерный уровень их развития. Отдельные элементы инфраструктуры в Пермском крае характеризуются более высоким уровнем развития по сравнению с другими субъектами Дальневосточного федерального округа, такие как транспорт, связь, торговля.

В настоящее  время, после упразднения ФСФО в  ходе административной реформы, государственное  регулирование процедур несостоятельности  в Пермском крае представлено следующими государственными властными структурами:

  • Управление уполномоченного Минэкономразвития России по Пермскому краю.
  • Управление Федеральной налоговой службы (УФНС) России по Пермскому краю;
  • Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому

краю;

  • Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю.

Специализированные  властные органы региона, которые занимаются вопросами банкротства предприятий, расположенных на его территории, представлены Управлением финансового оздоровления предприятий администрации Пермского края, Наблюдательным советом по антикризисному управлению при губернаторе края и межведомственной комиссией по налоговой политике.

В 2003 году в  системе антикризисного управления Пермского края появились новые участники - саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Управлением Росрегистрации по Пермскому краю ведутся реестр арбитражных управляющих и реестр СРО, работающих на территории края. Так, в 2003 г. в крае было зарегистрировано 5 СРО, в 2004 и 2005 - 7, в 2006 - 8. В настоящее время в Пермском реестре арбитражных управляющих содержатся сведения на 205 человек.

Совокупность  элементов системы антикризисного управления несостоятельными предприятиями Пермского края на первый взгляд достаточно развита и представлена широким кругом участников, которые осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом. Однако анализ уровня развития структурных элементов системы антикризисного управления в регионе выявил ряд проблем: недостаточно отлажено и согласовано взаимодействие краевой администрации и налоговых органов; недостаточная активность и эффективность работы саморегулируемых организаций антикризисных управляющих, практически отсутствует антикризисное управление территориями в регионе.

За всю  историю существования института  банкротства в Пермском крае восстановили свою платежеспособность только 11% от общего количества предприятий, прошедших процедуру банкротства. В Пермском крае за период с 2001 по 2010 гг. процедуру банкротства прошли 2992 предприятия, из которых 1393 подвергались конкурсному производству (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1. Статистика арбитражных дел о банкротстве в Пермском крае за 2002-2011 гг., шт.

Показатели

2002

2003

2004

2005

 

 

2006

 

 

2007

2008

2009

2010

2011

Подано заявлений о  банкротстве

440

975

234

199

 

 

501

 

 

87

293

670

381

238

Принято дел к производству

307

746

114

125

 

 

295

 

 

27

147

552

363

202

Прекращены дела с  утверждением мирового соглашения

4

3

0

1

 

 

0

 

 

0

0

0

0

2

Отказано в признании  должника банкротом

4

4

2

2

 

 

3

 

 

0

1

0

7

0

Процедуры:

внешнее                                   управление

7

5

3

2

 

 

3

 

 

0

2

3

2

3

конкурсное производство

146

267

45

61

 

165

 

27

63

198

252

96

наблюдение

-

-

63

58

119

0

38

204

146

95

Финансовое оздоровление

0

0

1

1

 

2

 

0

0

0

0

0

Информация о работе Анализ банкротства предприятий в Пермском крае и РФ