Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:22, курсовая работа
Переход в РФ от плановой экономики к рыночной «воскресил», а впоследствии позволил обществу как следует «прочувствовать» подзабытое понятие – банкротство организации. Банкротство является неотъемлемым атрибутом экономической жизни предприятия, государства: институт банкротства является инструментом оздоровления рыночной экономики путем ликвидации «нежизнеспособных» предприятий, выступает элементом рыночной конкуренции, позитивную роль банкротство может играть, выступая в качестве элемента гарантии возврата вложенных средств кредитором, и т.д.
Введение…………………. 3
1. Экономико-правовые основы банкротства предприятия 6
1.1 Понятие, сущность и критерии банкротства 6
1.2 История развития института банкротства 11
1.3 Причины банкротства 17
1.4 Процедура банкротства, способы финансового оздоровления 22
2. Анализ банкротства предприятий в Пермском крае и РФ 25
2.1 Динамика банкротства предприятий Пермского края 25
2.2 Анализ практики судебных решений по делам о банкротстве 29
2.3 Анализ проблематики банкротства предприятий и пути решения проблем 37
Заключение 48
Список использованной литературы 52
Среди зависящих причин выделяют:
Особый случай умышленная несостоятельность: фиктивное и преднамеренное банкротство. Согласно статье 14.12 «Фиктивное или преднамеренное банкротство» КоАП РФ фиктивное и преднамеренное банкротство определяются следующим образом (аналогичные трактовки содержатся в статьях 196, 197 УК РФ): «Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности»3. «Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей»4.
В законе о несостоятельности предусмотрены следующие основные понятия: должник, денежное обязательство, обязательные платежи, руководитель должника, кредиторы, конкурсные кредиторы, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мораторий.
Согласно статье 3 [30], признаками банкротства и юридического, и физического лица являются:
Это основные признаки банкротства (ст. 3). Кроме того, если иное не предусмотрено, дело о банкротстве может быть возбуждено, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, а к должнику – гражданину – не менее 100 000 рублей, а также имеются признаки банкротства, указанные выше.
Для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) принимаются во внимание требования к должнику, если такие требования признаны должником не ранее чем за один месяц до даты подачи заявления о банкротстве или подтверждены вступившим в законную силу решением суда или иным исполнительным документом, а также задолженность по обязательным платежам.
Производство
по делу о несостоятельности возбуждает
О мерах по
предупреждению банкротства. Следует
отметить, что при реализации признаков
несостоятельности у
Ключевые особенности процедур банкротства, а также их взаимосвязь отображены на см. рис.1.2.
Рис. 1.2 Банкротство и ликвидация организации [6, с. 107-120]
В соответствие с российским законодательством, в отношении должника, имеющего форму юр. лица, возможно введение различных процедур банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, иные процедуры банкротства.
За годы реформирования
экономики структура
Проводимые реформы не только способствовали росту количества предприятий, но и существенно повлияли на изменение формы собственности. К началу 2001 года более 70 процентов зарегистрированных предприятий в крае имели частную форму собственности, по составу учредителей более половины составляют предприятия, учрежденные гражданами Российской Федерации. Доля объектов государственной собственности сократилась с 58 процентов в 1990 году до 1,3 процента в 2009 году. Проблема демонополизации была тесно увязана с процессом разгосударствления имущества. Расформирование мощных хозяйств, привело к созданию, в большинстве своем, нежизнеспособных малых предприятий.
Ускоренное развитие промышленности во многом обусловлено наличием богатых природных ресурсов, в свою очередь функционирование сельского хозяйства сдерживается природно-климатическими условиями. Базовые виды экономической деятельности (сельскохозяйственное производство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; транспорт; розничная торговля) занимали в структуре производства края в последние годы от 60 до 70 %.
В условиях реформирования экономики внешнеэкономическая деятельность стала играть важную роль в развитии народнохозяйственного комплекса Пермского края. Существующая структура экспорта сформирована на базе природно-ресурсного потенциала края. Основу экспорта составляет продукция отраслей специализации Пермского края – рыбной, лесной промышленности, цветной металлургии.
Отрицательным фактором, тормозящим развитие экономики Пермского края, является высокая степень износа основных производственных фондов. Имеющееся оборудование имеет неблагоприятную технологическую структуру: большая часть оборудования не может обеспечить высокой производительности труда, необходимое качество продукции.
Уровень развития производственной, рыночной и социальной инфраструктуры в регионе во многом определяют социально-экономические условия функционирования экономики края. Оценивая уровень развития производственной и рыночной инфраструктуры в Пермском крае, можно отметить в целом низкий и неравномерный уровень их развития. Отдельные элементы инфраструктуры в Пермском крае характеризуются более высоким уровнем развития по сравнению с другими субъектами Дальневосточного федерального округа, такие как транспорт, связь, торговля.
В настоящее время, после упразднения ФСФО в ходе административной реформы, государственное регулирование процедур несостоятельности в Пермском крае представлено следующими государственными властными структурами:
краю;
Специализированные
властные органы региона, которые занимаются
вопросами банкротства
В 2003 году в системе антикризисного управления Пермского края появились новые участники - саморегулируемые организации арбитражных управляющих. Управлением Росрегистрации по Пермскому краю ведутся реестр арбитражных управляющих и реестр СРО, работающих на территории края. Так, в 2003 г. в крае было зарегистрировано 5 СРО, в 2004 и 2005 - 7, в 2006 - 8. В настоящее время в Пермском реестре арбитражных управляющих содержатся сведения на 205 человек.
Совокупность
элементов системы
За всю
историю существования
Таблица 2.1. Статистика арбитражных дел о банкротстве в Пермском крае за 2002-2011 гг., шт.
Показатели |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Подано заявлений о банкротстве |
440 |
975 |
234 |
199 |
501 |
87 |
293 |
670 |
381 |
238 |
Принято дел к производству |
307 |
746 |
114 |
125 |
295 |
27 |
147 |
552 |
363 |
202 |
Прекращены дела с утверждением мирового соглашения |
4 |
3 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
Отказано в признании должника банкротом |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
0 |
1 |
0 |
7 |
0 |
Процедуры: внешнее |
7 |
5 |
3 |
2 |
3 |
0 |
2 |
3 |
2 |
3 |
конкурсное производство |
146 |
267 |
45 |
61 |
165 |
27 |
63 |
198 |
252 |
96 |
наблюдение |
- |
- |
63 |
58 |
119 |
0 |
38 |
204 |
146 |
95 |
Финансовое оздоровление |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Информация о работе Анализ банкротства предприятий в Пермском крае и РФ