Анализ банкротства предприятий в Пермском крае и РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Переход в РФ от плановой экономики к рыночной «воскресил», а впоследствии позволил обществу как следует «прочувствовать» подзабытое понятие – банкротство организации. Банкротство является неотъемлемым атрибутом экономической жизни предприятия, государства: институт банкротства является инструментом оздоровления рыночной экономики путем ликвидации «нежизнеспособных» предприятий, выступает элементом рыночной конкуренции, позитивную роль банкротство может играть, выступая в качестве элемента гарантии возврата вложенных средств кредитором, и т.д.

Содержание работы

Введение…………………. 3
1. Экономико-правовые основы банкротства предприятия 6
1.1 Понятие, сущность и критерии банкротства 6
1.2 История развития института банкротства 11
1.3 Причины банкротства 17
1.4 Процедура банкротства, способы финансового оздоровления 22
2. Анализ банкротства предприятий в Пермском крае и РФ 25
2.1 Динамика банкротства предприятий Пермского края 25
2.2 Анализ практики судебных решений по делам о банкротстве 29
2.3 Анализ проблематики банкротства предприятий и пути решения проблем 37
Заключение 48
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

Курсовая по банкротству.doc

— 775.50 Кб (Скачать файл)

Временный управляющий  в случае, если отсутствуют достоверные, подтвержденные аудитом документы  бухгалтерской и финансовой отчетности, может для выполнения анализа финансового состояния предприятия привлечь аудиторов, оплата услуг которых будет оплачиваться средствами должника.

Таким образом, законодатель повышает требования к достоверности  данных бухгалтерского учета и показателей финансовой (бухгалтерской) отчетности несостоятельного предприятия, обязывая арбитражного управляющего привлекать аудитора для ее подтверждения.

Закон о банкротстве  уделяет особое внимание инвентаризации. Так, предусматривается необходимость  учета результатов при последующих  процедурах.

Арбитражной практикой  подтверждается обоснованность выполнения контрольных функций привлеченными арбитражным управляющим специалистами, при этом следует учесть, что оплата услуг различных специалистов осуществляется вне очереди за счет собственных средств должника.

2.3 Анализ проблематики  банкротства предприятий и пути  решения проблем

Систему антикризисного управления в регионе необходимо строить на основе концепции управления устойчивостью бизнеса, которая охватывает все фазы кризисных явлений, включая и посткризисную, и все звенья менеджмента. Антикризисное управление должно быть направлено на снижение рисков, предотвращение негативных эффектов, на смягчение негативных проявлений кризиса и на устойчивое функционирование предприятий в регионе.

Система антикризисного управления в регионе должна основываться на согласованных базовых принципах: 1) системного подхода; 2) динамического подхода; 3) комплексного подхода; 4) адаптивности, которая предусматривает наличие обратных связей, применение адаптивных форм, приемов, методов и инструментов; 5) непрерывности управленческих воздействий и прозрачности принимаемых решений; 6) превентивности, которая предусматривает упор на раннее выявление и регулирование причин возникновения кризиса; 7) эшелонирования, которая предусматривает наращивание потенциала смягчения негативных проявлений кризиса с вовлечением все более высоких уровней управления.

Специфика регионального  антикризисного управления проявляется  в структуре целей и задач, которые должны решить органы территориального управления для обеспечения устойчивого  развития региона. Помимо участия в  процедурах банкротства, предусмотренных действующим законодательством для разрешения кризисных ситуаций на локальном уровне (на уровне предприятий), региональные и местные администрации должны предусмотреть меры по поддержке промышленных предприятий, в т. ч. градообразующих, по развитию малого бизнеса, по повышению инвестиционной привлекательности территории, решению проблем социального и жилищно-коммунального комплексов. При формулировке целей и задач, с одной стороны, необходимо руководствоваться приоритетами социально-экономического развития конкретной территории, с другой стороны, не нарушая действующего законодательства, необходимо учитывать наличие реальных источников финансирования программных мероприятий и возможность их диверсификации.

Обеспечение антикризисного управления в целом обусловливает необходимость проведения целого комплекса мероприятий финансового, социально-экономического, научно-методического, инженерно-технического, образовательного и другого характера. В региональной системе антикризисного управления должны быть предусмотрены действия в следующих основных направлениях: 1) разработка системы целей антикризисного управления, критериев и показателей, характеризующих уровень достижения целей; 2) разработка, совершенствование и внедрение методов антикризисного управления, в т.ч. предупреждения и смягчения последствий кризисных ситуаций; 3) разработка соответствующей нормативной базы; 4) разработка и реализация системы информационного взаимодействия; 5) обязательное обучение и аттестация специалистов и руководителей, работающих в области антикризисного управления.

Для успешного  функционирования системы антикризисного управления в регионе необходима развитая информационная база, позволяющая  любому звену управления отслеживать  ход событий, проводить экспресс-диагностику, обеспечивать хорошую коммуникацию и взаимодействие менеджмента и персонала. Поэтому руководство региона должно заранее инициировать работу по созданию такой информационной базы с учетом специфики каждой сферы экономики региона.

Огромное  значение имеет выстраивание организационного механизма антикризисного управления. Задача создаваемого механизма заключается в том, чтобы открыто, совместно проводить государственную политику на региональном и муниципальном уровне, мотивировать всех действующих на территории субъектов на совместное участие в антикризисных мероприятиях.

В организационную  структуру региональной системы  антикризисного управления необходимо, с нашей точки зрения, ввести исполнительный орган, занимающийся оперативной и  тактической работой – Центр антикризисного управления (ЦАУ). Этот орган может решать следующие задачи: проведение мониторинга эффективности антикризисного управления в регионе, подготовка плана антикризисных мероприятий для согласования с Советом по антикризисном политике, осуществление контроля исполнения плана антикризисных мероприятий, подготовка рекомендаций по корректировке целевой программы антикризисного управления, подготовка и проведение специальных конкурсов по государственному (региональному) заказу среди аудиторских фирм и саморегулируемых организаций антикризисных управляющих.

В курсовой работе приведен инструментарий для прогнозирования кризисных ситуаций на предприятии, на основе дискриминантного анализа. Для диагностики возможности наступления кризисных ситуаций на предприятиях Пермского края строится линейная дискриминантная функция от пяти переменных (финансовых показателей, рассчитываемых по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках предприятия). Общая формула имеет вид:

,

где - финансовые показатели, которые вычисляются по следующим формулам:

- отношение оборотных средств  к сумме стоимости всех активов:

;

- отношение прибыли до налогообложения к сумме стоимости всех активов:

;

 - степень платежеспособности общая, отражающая степень зависимости предприятия от заемных источников и равная отношению суммы заемных средств к среднемесячной валовой выручки:

;

- отношение балансовой стоимости  собственного капитала к общей  сумме стоимости всех обязательств  фирмы:

;

   - финансовый показатель, характеризующий общую ликвидность предприятия, показывает в какой мере текущие краткосрочные обязательства обеспечиваются оборотными средствами:

.

Следует отметить, что изменение числа переменных дискриминантной функции влияет на результаты дискриминантного анализа. Чтобы судить о целесообразности включения (удаления) дискриминантной переменной обычно используют специальные статистические критерии, позволяющие оценить значимость ухудшения или улучшения разбиения на группы после включения (удаления) каждой из отобранных переменных. Проведенные эксперименты с переменными дискриминантной функции в ходе курсового исследования определили выбор и количество перечисленных выше переменных. Они определялись на основе общих требований и предположений дискриминантного анализа (независимость переменных и нормальное распределение генеральной совокупности) и алгоритмов пошагового дискриминантного анализа.

Для определения  дискриминантной функции были отобраны данные 42 промышленных предприятий Пермского края, 14 из которых являлись банкротами (1 группа), 14 находились в относительно устойчивом состоянии (2 группа), 14 – в устойчивом состоянии (3 группа) и вычислены значения показателей , , , , для этих предприятий по соответствующим группам.

Для однозначного определения коэффициентов  , , , , , при помощи компьютерной программы была решена обобщенная задача на собственные значения и найдены максимальное собственное число и соответствующий собственный вектор, на основе которого были вычислены коэффициенты дискриминантной функции. В результате проведенных вычислений получили дискриминантную функцию для диагностирования кризисных ситуаций на предприятиях Пермского края:

.

Значения  дискриминантной функции по исходным данным распределились следующим образом:

  • [-20,50; 0,69]-  для предприятий-банкротов;
  • [-2,74; 2,31]- для предприятий, находящихся в относительно устойчивом состоянии;
  • [2,06; 15,27]- для предприятий, находящихся в устойчивом состоянии.
  • Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что, если значение построенной функции для некоторого предприятия региона меньше 0,69, то предприятию угрожает реальная угроза банкротства. Если значение находится в интервале от 0,69 до 2,06, то предприятие находится в относительно устойчивом состоянии, но следует обратить внимание на то, что состояние не устойчивое, а относительно устойчивое, поэтому необходимо принять меры для укрепления положения предприятия. Если же значение функции больше 2,06, то предприятие находится в устойчивом состоянии.

Важной проблемой, требующей решения при формировании и развитии региональной системы  антикризисного управления, является соединение мониторинга финансово-экономического состояния экономических субъектов на территории с внутренней системой антикризисного управления на предприятиях. Сочетание микро- и макро- подходов в антикризисном управлении предполагает необходимость отказа от сложившейся в отечественной теории разделения предмета на вопросы государственного регулирования несостоятельности и анализа финансового состояния кризисных предприятий. В этом случае выпадает целый пласт, важный элемент теории – антикризисное управление экономики территории.

Для этого  необходима развитая система мониторинга  экономического состояния территорий и диагностики кризисных ситуаций.

Эта система  должна представлять собой эшелонированную  структуру, которая проводит непрерывное  наблюдение за экономическим состоянием территорий региона, а также экономическими и социальными результатами деятельности предприятий на этих территориях на основе данных государственной регистрации, статистической отчетности и периодических выборочных обследований и опросов.

Главной целью  мониторинга экономического состояния  территорий и диагностики кризисных ситуаций является обеспечение органов управления своевременной, полной, достоверной информацией об экономическом состоянии территорий и ранняя диагностика кризисных состояний на социально и экономически значимых предприятиях региона.

В совокупность задач мониторинга экономического состояния территорий и диагностики кризисных ситуаций входят следующие:

    • получение достоверной и объективной информации по обозначенной номенклатуре показателей;
    • проведение экспресс-диагностики кризисных ситуаций на обследуемых предприятиях;
    • оценка экономического состояния территорий на основе анализа полученной информации в динамике;
    • разработка рекомендаций по преодолению негативных последствий кризисных ситуаций и превентивных мероприятий;
    • обеспечение информацией и аналитическими разработками соответствующих органов управления.

Система показателей, используемых в мониторинге, должна иметь иерархическую структуру, состоящую из двух уровней. На одном  уровне располагаются показатели, характеризующие  состояние предприятий, а на втором – показатели, характеризующие экономическое состояние территорий.

На первом уровне предлагается формировать показатели необходимые для экспресс-диагностики  кризисных ситуаций на социально  и экономически значимых предприятиях муниципальных образований региона. Экспресс-диагностика кризисных ситуаций на предприятии состоит из четырех этапов:

I. На первом  этапе рассчитывается значение  дискриминантной функции, построенной  в курсовой работе для диагностирования кризисных ситуаций на предприятиях Пермского края.

  • Если значение построенной функции для некоторого предприятия региона меньше 0,69, то предприятию угрожает реальная угроза банкротства. Если значение находится в интервале от 0,69 до 2,06, то предприятие находится в относительно устойчивом состоянии, но следует обратить внимание на то, что состояние не устойчивое, а относительно устойчивое, поэтому необходимо принять меры для укрепления положения предприятия. Если же значение функции больше 2,06, то предприятие находится в устойчивом состоянии.

II. На втором этапе вычисляются значения показателя текущей ликвидности и показателя обеспеченности собственными средствами.

III. Анализируя  на третьем этапе полученные  значения дискриминантной функции,  а также значения показателя  текущей ликвидности и показателя обеспеченности собственными средствами, можно выявить две ситуации: а) значение дискриминантной функции и значения показателей текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами свидетельствуют о возможной кризисной ситуации на предприятии, об отсутствии кризисной ситуации на предприятии; б) разнонаправленные значения дискриминантной функции и показателей текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами.

Информация о работе Анализ банкротства предприятий в Пермском крае и РФ