Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:11, реферат
Целью данной работы является анализ общего состояния бюджета Самарской об-ласти, рассмотрение структуры систематизации доходов и расходов, анализ и выявления на основе данных общее социально-экономическое состояние на данной территории, так-же приобретение определённых навыков в процессе работы.
Анализ состоит из трех частей и включает общий анализ бюджета, анализ доходов бюджета, анализ расходов бюджета. В качестве объекта исследования взят бюджет Са-марская область.
1 Введение…………………………………………………………………………………… 3
2 ХАРАКТЕРИСТИКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 4
2.1 Основные параметры 4
2.2 Численность населения 6
2.3 Уровень жизни населения 7
3 ОБЩИЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТА 9
3.1 Анализ изменения основных показателей областного бюджета в 2011 году 9
3.2 Дефицит бюджета 10
3.3 Государственный долг 12
3.4 Основные задачи бюджетной политики Самарской области 14
4 РАСШИРЕННЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 16
4.1 Общая динамика 16
4.2.Налоговые доходы 17
4.3 Неналоговые доходы 18
4.4 Налоги и ставки 19
5 РАСШИРЕННЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ 27
5.1 Общая динамика расходов 27
5.2 Исполнение областных целевых и ведомственных программ 33
5.3 Анализ финансовой устойчивости бюджета Самарской области 34
6 Заключение 38
Список использованных источников 39
При анализе установлено, что бюджетные назначения, указанные в представленном отчете об исполнении областного бюджета за 2011 год, не соответствуют утвержденным Законом об областном бюджете. Статьей 1 Закона об областном бюджете общий объем доходов на 2011 год утвержден в сумме 104 367 262 тыс.рублей, в отчете плановые назначения по доходам отражены в сумме 104 650 167 тыс.рублей, т.е. на 282 905 тыс. рублей больше. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона об областном бюджете объем безвозмездных поступлений утвержден в сумме 19 813 880 тыс.рублей, в отчете отражено 20 096 785 тыс.рублей, объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 утвержден в сумме 15 527 419 тыс.рублей, в представленной отчетности отражено 15 809 764 тыс.рублей.
Показатели бюджетных
назначений по расходам областного бюджета
также не соответствуют законодательно
утвержденным суммам. Законодательно
утвержденная сумма расходов областного
бюджета -
118 731 698 тыс.рублей, в отчете отражено 119 014
600 тыс.рублей, что на 282 902 тыс.рублей
больше законодательно утвержденного
объема.
Размер запланированного дефицита областного бюджета на 2011 год не соответствует объему, установленному Законом об областном бюджете. Законом размер дефицита утвержден в объеме 14 364 436 тыс.рублей, в отчете отражено 14 364 433 тыс.рублей. Все эти данные сведены в таблицу 3.1.2.
Таблица 3.1.2 - Расхождение основных параметров утвержденного бюджета и представленного отчета (тыс.рублей)
Объем плановых назначений |
Утверждено Законом об областном бюджете на 2011 год |
Плановые назначения, отраженные в отчете за 2011 год |
Сумма расхождений (гр.3-гр.2) |
Доходы, всего |
104 367 262 |
104 650 167 |
282 905 |
в том числе: |
|||
Безвозмездные поступления |
19 813 880 |
20 096 785 |
282 905 |
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета |
15 527 419 |
15 809 764 |
282 345 |
Расходы, всего |
118 731 698 |
119 014 600 |
282 902 |
Дефицит |
14 364 436 |
14 364 433 |
-3 |
По расходной части графа «Утвержденные бюджетные назначения» в представленном отчете об исполнении областного бюджета заполнена на основании сводной бюджетной росписи. Пунктом 3 статьи 217 БК РФ предусмотрена возможность внесения изменений в бюджетную роспись без внесения изменений в Закон о бюджете при наличии соответствующих оснований. По доходам - основания для внесения изменений в утвержденные Законом параметры отсутствуют.
3.2 Дефицит бюджета
Дефицит областного бюджета по итогам 2011 финансового года фактически составил 9 345 406 тыс.рублей, или 10,9% от объема поступивших доходов без учета безвозмездных поступлений. Источники финансирования дефицита областного бюджета также составили 9 345 406 тыс.рублей. На рисунке 3.2.1 изображена динамика дефицита.
Рисунок 3.2.1 - динамика дефицита
Поступление источников финансирования дефицита бюджета приведено в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1 - Поступление источников финансирования дефицита бюджета
Показатели |
План на 2011 год |
Исполнено за 2011 год |
Размещение государственных ценных бумаг (облигационный заем Самарской области) |
12 200 000 |
12 200 000 |
Погашение государственных ценных бумаг (облигационный заем Самарской области) |
-8 426 250 |
-8 278 653 |
Получение бюджетных кредитов из федерального бюджета |
5 860 000 |
4 860 000 |
Погашение бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета |
-21 606 |
-21 604 |
Получение кредитов от кредитных организаций |
3 500 000 |
- |
Погашение кредитов от кредитных организаций |
-3 500 000 |
- |
Изменение остатков на счетах по учету денежных средств областного бюджета, в том числе: |
5 572 695 |
1 448 971 |
увеличение остатков (-) |
-126 613 004 |
-126 602 561 |
уменьшение остатков (+) |
132 185 699 |
128 051 532 |
Исполнение государственных гарантий |
-3 554 |
- |
Возврат бюджетных кредитов,
предоставленных юридическим |
260 500 |
91 979 |
Возврат бюджетных кредитов, предоставленных бюджетам муниципальных образований |
425 242 |
435 784 |
Предоставление бюджетных кредитов бюджетам муниципальных образований |
-1 502 591 |
-1 391 071 |
ИТОГО источников финансирования дефицита |
14 364 436 |
9 345 406 |
В 2011 году из областного бюджета
предоставлены бюджетные
В течение 2011 года муниципальными образованиями осуществлено погашение задолженности по предоставленным из областного бюджета бюджетным кредитам на общую сумму 435 784 тыс.рублей. Общая сумма остатка непогашенной задолженности по бюджетным кредитам по состоянию на 01.01.2012 составила 1 470 436 тыс.рублей (с учетом задолженности по кредитам, сроки погашения которых установлены в 2012-2013 гг.).
Кредиты от кредитных организаций не привлекались.
Законом об областном бюджете установлены лимиты бюджетных ассигнований на возможное исполнение обязательств Самарской области по выданным государственным гарантиям в объеме 3 554 тыс.рублей. В течение 2011 года исполнение государственных гарантий не осуществлялось.
Объем государственного долга Самарской области за 2011 год увеличился на 8 550 048 тыс.рублей или на 34% и составил 33 844 626 тыс. рублей. Динамика объема государственного долга Самарской области отражена на рисунке 3.3.1.
Рисунок 3.3.1 - Динамика объема государственного долга
Частью 2 статьи 107 БК РФ установлено,
что предельный объем государственного
долга субъекта РФ не должен превышать
утвержденный общий годовой объем
доходов бюджета субъекта Российской
Федерации без учета
Статьей 37.1 Закона Самарской
области «О бюджетном устройстве
и бюджетном процессе в Самарской
области», статьей 29 Закона об областном
бюджете установлены
За 2011 год отношение государственного
долга к доходам областного бюджета
без учета безвозмездных
Рисунок 3.3.2 - Отношение государственного долга к доходам областного бюджета
Очевидны многолетняя тенденция к увеличению абсолютного объема государственного долга области и тенденция роста долга темпами, опережающими рост доходов бюджета.
Динамика расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга отражена на рисунке 3.3.3
Рисунок 3.3.3 - Динамика расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга
Расходы на обслуживание государственного долга в 2011 году составили 2 061 988 тыс.рублей и увеличились по сравнению с 2010 годом на 168 794 тыс.рублей или на 8,9% [3].
3.4 Основные задачи бюджетной политики Самарской области
Для более глубокого изучения финансовой устойчивости бюджетов на региональном уровне следует более подробно остановиться на одном из бюджетов субъектов РФ. Поэтому объектом изучения будет, например, Самарская область.
Бюджет Самарской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов является социально ориентированным.
В основу формирования бюджетных проектировок положены стратегические приоритеты, сформулированные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, и основные направления бюджетной и налоговой политики Самарской области, обозначенные Губернатором Самарской области. Особенности бюджетной политики Самарской области определены долгосрочной концепцией развития региона до 2025 года и связаны с реализацией таких задач, как повышение уровня благосостояния жителей области, оптимальное финансирование приоритетных направлений развития региона, увеличение налоговой базы бюджета и проведение эффективной долговой политики, внедрение системы бюджетирования, ориентированной на результат, завершение реформы местного самоуправления.
Предполагалось направить значительные средства на реализацию приоритетных национальных проектов в отраслях: здравоохранение, образование, жилищное и сельское хозяйство. В 2009 году социальные расходы областного бюджета составят практически половину расходов бюджета - 42 млрд. 400 млн. рублей.
Правительством Самарской области принято решение об увеличении в 2009 году фонда оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, финансируемых за счет средств областного бюджета, на 16,2% к уровню текущего года. Всего расходы областного бюджета на фонд оплаты труда работников бюджетной сферы планировались в объеме на 2009 год – 23 млрд. 977 млн. рублей, на 2010 год – 26 млрд. рублей, на 2011 год – 27 млрд. 976 млн. рублей [3].
Для успешного развития экономики Самарской области требуется доведение автомобильных дорог до нормативного уровня. В связи с этим законопроектом предусматривается значительное увеличение по сравнению с 2008 годом расходов на данное приоритетное направление использования бюджетных средств. Так, расходы на строительство, капитальный ремонт и содержание улично-дорожной сети на 2008 год запланированы в объеме 7 млрд. 384 млн. рублей, на 2009 год - 8 млрд. 968 млн. рублей.
Удельный вес расходов, осуществляемых в рамках целевых программ, увеличился с 15% от общего объема расходов областного бюджета в 2008 году до 22% в 2009 году. Всего на реализацию целевых программ будет направлено средств областного бюджета в 2009 году – 20 млрд. 454 млн. рублей (23% от общего объема расходов), в 2010 году 19 млрд. 363 млн. рублей (21%), в 2011 году 13 млрд. 769 млн. рублей (13%).
Субсидии бюджетам муниципальных образований планировались в объемах: на 2009 год – 7 млрд. 93 млн. 642 тыс. рублей, 2010 год – 6 млрд. 727 млн. 824 тыс. рублей, 2011 год – 3 млрд. 7 млн. 778 тыс. рублей
Планировалось на 2009 год
дефицит областного бюджета в
объеме 7 млрд. 461 млн. 169 тыс. рублей, или
9% от объема доходов областного бюджета
без учета безвозмездных
Таким образом, после ознакомления с основными задачами бюджетной политики данного субъекта, следует провести анализ финансовой устойчивости и оценку реально достигнутых результатов представительными и исполнительными органами власти Самарской области.
Областной бюджет за 2011 год исполнен:
- по доходам на сумму 103 875 276 тыс.рублей, или на 99,5% к утвержденному объему;
Таблица 4.1.1 – Исполнение бюджета
Показатели |
Первоначальный бюджет |
Бюджет с учетом изменений |
Исполнено |
% исполнения | |
к перв. бюджету |
к уточ. бюджету | ||||
Доходы, всего |
82 953 971 |
104 367 262 |
103 875 276 |
125,2 |
99,5 |
Налоговые и неналоговые доходы |
75 355 059 |
84 553 382 |
85 952 962 |
114,1 |
101,7 |
Безвозмездные поступления |
7 598 912 |
19 813 880 |
17 922 314 |
235,9 |
90,5 |
На рисунке 4.1.1 наглядно отраженна динамика
Рисунок 4.1.1 - Исполнение бюджета
По данным представлена общая динамика доходов бюджета Самарской области в таблице 4.1.2