Анализ бюджета Самарской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 10:11, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ общего состояния бюджета Самарской об-ласти, рассмотрение структуры систематизации доходов и расходов, анализ и выявления на основе данных общее социально-экономическое состояние на данной территории, так-же приобретение определённых навыков в процессе работы.
Анализ состоит из трех частей и включает общий анализ бюджета, анализ доходов бюджета, анализ расходов бюджета. В качестве объекта исследования взят бюджет Са-марская область.

Содержание работы

1 Введение…………………………………………………………………………………… 3
2 ХАРАКТЕРИСТИКА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ 4
2.1 Основные параметры 4
2.2 Численность населения 6
2.3 Уровень жизни населения 7
3 ОБЩИЙ АНАЛИЗ БЮДЖЕТА 9
3.1 Анализ изменения основных показателей областного бюджета в 2011 году 9
3.2 Дефицит бюджета 10
3.3 Государственный долг 12
3.4 Основные задачи бюджетной политики Самарской области 14
4 РАСШИРЕННЫЙ АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 16
4.1 Общая динамика 16
4.2.Налоговые доходы 17
4.3 Неналоговые доходы 18
4.4 Налоги и ставки 19
5 РАСШИРЕННЫЙ АНАЛИЗ РАСХОДОВ 27
5.1 Общая динамика расходов 27
5.2 Исполнение областных целевых и ведомственных программ 33
5.3 Анализ финансовой устойчивости бюджета Самарской области 34
6 Заключение 38
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

готовая индивидка.docx

— 320.81 Кб (Скачать файл)

На рисунке 5.1.3 представленная круговая диаграмма.

Рисунок 5.1.3 - Исполнение расходной части областного бюджета по разделам классификации

Исполнение расходной  части областного бюджета в 2011 году производилось неравномерно. Существенный объем расходов областного бюджета в 2011 году приходится на IV квартал – 36,1% годовых назначений (из них декабрь - 17,5%) .

Динамика исполнения расходной  части областного бюджета в 2010-2011 годах представлена в таблице 5.1.4.

Таблица 5.1.4 - Динамика исполнения расходной части областного бюджета (тыс.рублей)                                                                                       

Наименование

Исполнено 2010 год

Исполнено 2011 год

тыс. руб.

% от годовых назначений

тыс. руб.

% от годовых назначений

январь

2 115 439

2,1

4 328 926

3,6

февраль

5 534 989

5,5

6 199 625

5,2

март

7 892 397

7,8

7 053 620

5,9

Итого 1 квартал:

15 542 825

15,4

17 582 171

14,8

апрель

8 901 733

8,8

7 689 821

6,5

май

8 027 199

8,0

7 265 727

6,1

июнь

7 861 416

7,8

9 272 594

7,8

Итого 2 квартал:

24 790 348

24,6

24 228 142

20,4

июль

10 135 069

10,1

9 356 630

7,9

август

7 634 701

7,6

9 752 289

8,2

сентябрь

7 224 351

7,2

9 473 636

8,0

Итого 3 квартал:

24 994 121

24,8

28 582 555

24,1

октябрь

7 437 141

7,4

11 254 270

9,5

ноябрь

7 998 928

7,9

10 742 026

9,0

декабрь

14 905 414

14,8

20 831 518

17,5

Итого 4 квартал:

30 341 483

30,1

42 827 814

36,1


На графике проиллюстрированы  темпы исполнения областного бюджета  в 2010-2011 годах (рисунок 5.1.5)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5.1.5 - Темпы исполнения областного бюджета

Представленные данные свидетельствуют  об ухудшении ритмичности исполнения расходной части областного бюджета  в 2011 году по сравнению с предыдущим периодом.

Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в IV квартале 2011 года было произведено 13 544 707 тыс.рублей или 32,6% годового объема утвержденных расходов.

Министерством образования  и науки Самарской области  в IV квартале 2011 года произведены расходы в объеме 6 501 259 тыс.рублей или 38,8% годовых назначений.

Министерством транспорта и  автомобильных дорог Самарской  области в IV квартале произведены расходы в объеме 4 451 731 тыс.рублей или 34,3% запланированного годового объема расходов.

Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской  области в последнем квартале 2011 года осуществлено 58,1% годовых назначений или 3 047 137 тыс.рублей.

Аналогичная практика осуществления  значительного объема расходов в  конце финансового года (в декабре) наблюдается и у иных главных распорядителей бюджетных средств [3].

 

5.2 Исполнение областных целевых и ведомственных программ

 

В 2011 году Законом об областном  бюджете предусматривалась реализация 44 областных целевых и 10 ведомственных программ с общим объемом расходов в сумме 34 857 043 тыс.рублей (33 271 589 тыс.рублей на областные целевые программы, 1 585 454 тыс.рублей на ведомственные).

Исполнение расходов областного бюджета на реализацию целевых и ведомственных программ составило 31 304 496 тыс.рублей, или 89,8% от показателя, утвержденного законом о бюджете.

Исполнение областных  целевых программ в 2011 году составляет 29 785 466 тыс.рублей или 89,5% годовых назначений.

При этом нельзя не учитывать, что исполнение областных целевых  программ, указанное в годовом отчете, не означает использования выделенных средств. По 66% областных целевых программ (29 из 44) областной бюджет исполнен более, чем на 95%, а по 10 программам - на 100%. В то же время, анализ использования средств на реализацию указанных программ показал, например, следующее:

- при 100% кассовом исполнении  областного бюджета в части  расходов на реализацию ОЦП «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории Самарской области на 2009-2013 годы» 81 690 тыс.рублей из направленных на реализацию программы 189 600 тыс.рублей (43,1%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 56,9%;

- при 100% кассовом исполнении  областного бюджета в части  расходов на реализацию ОЦП «Молодой семье - доступное жилье» 427 399 тыс.рублей из направленных на реализацию программы 1 382 259 тыс.рублей (30,9%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть, не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 69,1%;

- при 100% кассовом исполнении  областного бюджета в части  расходов на реализацию ОЦП «Повышение энергетической эффективности  жилищно-коммунального хозяйства Самарской области» на 2011-2013 годы 60 036 тыс.рублей из выделенных 160 063 тыс.рублей (37,5%) на 01.01.2012 находилось на счетах местных бюджетов, то есть, не было использовано. Таким образом, использование средств на реализацию программы не превышает 62,5%;

- при кассовом исполнении  областного бюджета в части  расходов на реализацию ОЦП  «Чистая вода» на 2010-2015 годы на 99,7%  использование 

выделенных средств (420 158 тыс.рублей) не превышает 83,3%;

- при кассовом исполнении  областного бюджета в части  расходов на реализацию ОЦП  «Социально-экономического развития  городского округа Жигулевск  на период 2011-2015 годов» на 89,5% использование  выделенных средств (357 148 тыс.рублей) не превышает 68,2% [3].

 

5.3 Анализ финансовой  устойчивости бюджета Самарской  области

 

Проведем анализ состояния  бюджета Самарской области за последние три года, используя  как абсолютные, так и относительные  показатели. Для сравнения характеристик бюджета за различные периоды времени воспользуемся следующими методами: анализ устойчивости территориального бюджета; расчеты различных бюджетных коэффициентов и анализ фактического исполнения объема бюджетных ассигнований в разрезе разделов ведомственной структуры расходов.

Для проведения анализа состояния  бюджета необходимы следующие данные: (Таблица 5.3.1)

 

Таблица 5.3.1 - Базовые показатели областного бюджета Самарской области за период 2009 – 2011 года тыс. руб

Показатели

2009 год

2010 год

2011год

Минимальные расходы бюджета (общие)

99 177 373

69 602 866

88 463 766

Общий объём доходов

91 389 250

69 602 866

82 953 971

Собственные доходы бюджета

71 743 047

45 058 277

63 684 091

Дополнительно привлеченные финансовые ресурсы

8 842 272

8 594 966

7 598 912

Бюджетная задолжность

36 115 140

25 599 296

38 082 614

Территориальные бюджетные  доходы

57 390 076

68 919 523

57 693 048

Среднегодовая численность  населения, тыс. чел.

3171,500

3170,141

3214,1


 

Согласно проведенным  расчетам можно следующим образом  оценить бюджет Самарской области с точки зрения финансовой устойчивости:

2009 год: 99 177 373 > 80 585 319 – кризисное состояние;

2010 год: 69 602 866 > 53 653 243 – кризисное состояние;

2011 год: 88 463 766 > 71 283 003 – кризисное состояние.

Уровень устойчивости территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения  минимальных бюджетных расходов. Из приведенных результатов можно сделать вывод, что Самарской области за анализируемый период не хватает собственных и дополнительно привлеченных средств для погашения (минимальных) расходов бюджета. Но это, можно объяснить современной тенденцией закладывать бюджет с дефицитом, а также тем, что не учитывались бюджетные субвенции и другие межбюджетные трансферты, что во многом в настоящее время влияет на финансовую устойчивость бюджета региона.

Поэтому для более глубокого  анализа бюджета в качестве инструментария воспользуемся бюджетными коэффициентами. Они позволяют сравнивать характеристики бюджета за различные периоды времени, сравнивать показатели бюджета конкретной территории с аналогичными показателями бюджетов других территорий.

1) Коэффициент автономии:

 

Ка =

 

Где ДС – собственные  доходы бюджета;

Д – общий объем доходов.

2) Коэффициент обеспеченности  минимальных расходов собственными  доходами

 

Ко.р =

 

Где РМ – минимальные  расходы бюджета.

3) Коэффициент бюджетного  покрытия

 

Кб.п =

 

4) Коэффициент бюджетной  задолженности

 

Кб.з =

Где З – бюджетная задолжность.

5) Коэффициент бюджетной  результативности региона

 

Кб.р =

 

Где ДТ – территориальные  бюджетные доходы;

Ч – среднегодовая численность  региона.

6) Коэффициент бюджетной  обеспеченности населения

 

Кб.о =

 

С помощью этих инструментов возможно достичь объективизации в  оценке состояния территориального бюджета и выявить факторы, влияющие на это состояние.

В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволят определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению [5].

В результате проведения всех необходимых расчетов были получены значения, которые позволяют судить о некоторых зависимостях: (Таблица 5.3.2)

 

Таблица 5.3.2 - Результаты анализа состояния бюджета Самарской области за период 2009 – 2011 гг.

Показатели

2009

2010

2011

Коэффициент автономии

0,785

0,647

0,768

Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами

0,723

0,647

0,72

Коэффициент бюджетного покрытия

0,921

1

0,938

Коэффициент бюджетной задолженности

0,364

0,368

0,43

Коэффициент бюджетной результативности региона

18095,623

21740,207

17949,985

Коэффициент бюджетной обеспеченности населения

31271,44

21955,763

27523,651


Коэффициент автономии показывает долю собственных доходов в общей  сумме доходов областного бюджета. Таким образом, собственные доходы в 2009 – 2011 гг. составляли примерно 64–72% общих доходов бюджета, в то время как оптимальный показатель приблизительно равен 67%. Следовательно, за 2009 – 2011 года Самарская область эффективно реализует фискальную функцию бюджета [4].

Коэффициент обеспеченности минимальных расходов собственными доходами показывает, насколько минимальные расходы покрываются доходами бюджета. В 2009 году на каждую тысячу рублей минимальных расходов приходится 720 рублей, в 2010 — 640 рублей, в 2011 — 720 рублей собственных доходов бюджета. Эта ситуация свидетельствует о положительной тенденции, но следует учитывать, что речь идет о минимальных расходах, которые Самарской области удается покрыть всего на 70%. Небольшой спад на 8% в 2010 году можно объяснить экономическим кризисом 2009 года, такая тенденция наблюдается по многим показателям, но в 2011 году данный субъект РФ уже достиг уровня 2009 года.

Однако коэффициент бюджетного покрытия в 2009 году меньше единицы. Это  говорит о том, что даже минимальные расходы не покрывались доходами бюджета, а это привело к образованию значительного дефицита бюджета. В 2009 году он составил 7 788 123 тыс. рублей (8,52% полученных доходов). В 2010 году минимальные расходы полностью покрываются доходами бюджета, то есть на каждую тысячу рублей приходилось 1 000 рублей, а в 2011 данный коэффициент снова снизился и составил 0,938. Но не смотря на это, эти данные свидетельствуют о том, что Самарская область в целом покрывает расходы бюджета его доходами, а также о достаточно устойчивой ситуации в сфере формирования доходной части областного бюджета.

Информация о работе Анализ бюджета Самарской области