Анализ денежного оборота, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия ОАО «Мосэнергосбыт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Ежедневно предприятия осуществляют огромное количество расчетных операций. Конечно, главную роль в Расчетных операциях играют расчеты; расчеты за материалы за сырье и за проданную продукцию. На предприятиях существует приток денежных средств и отток денежных средств. Таким образом, появляется денежный оборот на предприятии. Ведь между предприятием и контрагентами проходят потоки денежных средств и они скорее всего не совпадают по времени. Актуальность данной темы состоит не только в том, что на предприятии ежедневно осуществляются расчетные операции, но еще и в том, что состояние денежного оборота и структура расчетов показывает платежеспособность предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1.Денежный оборот и система расчетов на предприятии……………....5
1.1 Денежный оборот на предприятии…………………………………...5
1.2 Формы безналичных расчетов………………………………………..7
1.3 Налично-денежные расчеты…………………………………………15
2.Контроль за денежными оборотами…………………………………...18
2.1Планирование денежных потоков……………………………………18
2.2Банковский контроль за денежным оборотом……………………….23
3.Анализ денежного оборота, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия ОАО «Мосэнергосбыт»…………………………………...28
3.1Анализ денежного оборота на предприятии………………………...29
3.2 Анализ ликвидности баланса предприятия…………………………31
3.3Анализ финансовой устойчивости предприятия……………………34
Заключение………………………………………………………………..35
Список использованной литературы…………………………………….36

Файлы: 1 файл

Финансы организаций.doc

— 1.73 Мб (Скачать файл)

( переданные  права с помощью передаточной  надписи на чеке), налогоплательщик  имеет право получить квитанцию ​​для оплаты. Индоссамент, произведенный за счет плательщика, является недействительным. Лицо, владеющее переводным чеком, полученным по индоссаменту, считается его законным владельцем, если оно основывает свое право на непрерывном ряде индоссаментов. При оплате индоссированного чека плательщик должен проверить индоссаменты, но не их подписи.

 Согласно  статье 881 Гражданского кодекса РФ  оплата чеком может быть гарантирована  только в полном объеме или  частично Аваля (гарантия). Гарантия  оплаты чека могут быть выданы  любому лицу иначе, чем плательщик. Аваль проставляется на лицевой стороне чека или на отдельном листе надпись "считать за аваль" и отмечает, кем и для кого оно направлено. Если не указано, за кого он дан, то считается, что поручительство дано для чекодателя. В случае отказа плательщика от оплаты чека владельцу чека можно подать в суд на одного, нескольких или всех лиц, несущих ответственность за проверку (чекодатель, авалист, индоссатам), которые несут солидарную ответственность перед ним.

 Держатель  чека может потребовать у этих  лиц оплатить чек, своих издержек на получение оплаты, а также процентов. Иск чекодержателя к обязанным лицам по чеку может быть подан в течение 6 месяцев с момента окончания предъявления чека к оплате.

Чековая схема  оплаты показана на рисунке 2.

 

 

 

Расчеты по аккредитивам

Аккредитив  является финансовым обязательством банка, выдаваемым им по поручению клиентов (предприятий и организаций) в  пользу контрагента последнего по договору, по которому банк, открывший (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия чтобы сделать такой платеж другому банку при условии, предоставления ему поставщиком документов, предусмотренных аккредитивом, или других условий аккредитива .

Банки могут  открывать следующие виды аккредитивов:

1. В зависимости  от способа предоставления денежных средств в исполняющий банк:

 • Покрытие (депонирование). Являются такими,  если банк-эмитент по заказу  покупателя заранее перечисляет  с расчетного счета покупателя  сумму аккредитива в распоряжение  исполняющего банка в течение  всего срока аккредитива. В этом случае исполняющий банк должен использовать средства для выплаты получателю. Он используется в тех случаях, когда между банком поставщика и покупателем не установлены корреспондентские отношения.

• Непокрытые (гарантированные). Являются такими, если банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право на списание средств ведущегося у него корреспондентского счета банка-эмитента на сумму аккредитива.

2. В зависимости  от возможного изменения или  прекращения банком-эмитентом: 

• Отзывной. Аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Отзыв аккредитива не создает каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств.

• Безотзывной (может быть подтвержден). Аккредитив, который не может быть изменен или отменен без согласия получателя, и на котором есть соответствующая отметка.

Аккредитив  может быть закрыт в следующих  случаях:

• в конце  срока его действия;

• по просьбе  поставщика отказаться от дальнейшего использования кредита;

• по просьбе  покупателя.

Расчеты по инкассо

Расчет по инкассо  представляет собой банковскую операцию, через которые банк обязуется  получить платеж от плательщика на основании представленных документов на  инкассо. Суть этой операции в том, что для снятия средств со счета плательщика должно быть написано не самим плательщиком, а получателем в рамках предоставленного ему права.

Расчеты по инкассо  могут выполняться с акцептом, т.е. когда плательщик, который подтвердил его документы банк для снятия средств, так и без акцепта , в случаях, установленных законодательством.

В современной  практике инкассовая форма расчетов осуществляется на основе платежных  требований и инкассовых документов. Платежное требование – это расчетный  документ, содержащий кредитором договор с должником для оплаты суммы денег через банк. Платежные требования применяются при расчетах за товары, работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных основным договором.

Схема расчетов платежными требованиями с акцептом приведена на рис.3.

Расчеты могут  быть сделаны и  с помощью использования  инкассового поручения, на основании  которого, вывод средств со счета  плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые  поручения применяются:

​​• В случаях, когда порядок сбора бесспорное средств, установленных законодательством, в том числе сбор средств для учреждений исполнительных документов;

• собирать по исполнительным документам;

• в случаях, предусмотренных сторонами по договору , при условии представления в банк, обслуживающий плательщика, права на списание со счета плательщика без его распоряжения.

Следует различать  безакцептное и бесспорное списание денежных средств со счета организации-клиента. Под безакцептным списанием денежных средств с банковского счета следует понимать как отмену, которое должно быть основано на положениях закона и специальных нормативно правовых актов; специальные правила, по взаимному согласию сторон, что банк имеет право в определенных обстоятельствах на списание со счета клиента необходимой суммы денежных средств в свою пользу или в пользу иного получателя, не спрашивая дополнительно каждый раз акцепта владельца счета; специальной нормы, включенной в договор банковского счета, о том что такое право получают  третьи лица, определенные владельцем счета.

Под бесспорным списанием средств с банковского  счета, следует понимать такое их списание, которое также не требует  принятия плательщиком расчетных документов, однако производятся на основании на положениях законов и иных нормативных правовых актах; настоящего исполнительного документа (правом бесспорного списания средств со счетов обладают: налоговые инспекции, таможенные органы).

 

 

1.3 Налично–денежные  расчеты

Наличное денежное обращение это движение наличных денег в обращении и функционирования в качестве средства платежа и средства обращения.

Денежные средства:

• для обращения  товаров и услуг;

• Для расчета  выплаты заработной платы, премий, пособий  и пенсий;

• оплаты требований по договорам страхования;

• При оплате ценных бумаг и выплате дохода;

 • платежи  за муниципальные коммунальные  услуги и так on.

Налично-денежное  обращение осуществляется с помощью  различных видов денег: банкнот, монет и других кредитных инструментов - векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карт.  Центральный Банк России в соответствии с законодательством разработал Положения "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетами банка России на территории России" от 12 октября 2011 N 373-р, обязательные для региональных филиалов банков России, кредитных организаций и их филиалов в РФ. В соответствии с этим положением, организации, предприятия, учреждения, независимо от организационно-правовой формы свободные денежные средства хранят в банках на счетах на договорной основе. Денежная наличность предприятий сдается  непосредственно в кассы банков или через объединенные кассы на предприятиях.

В кассах предприятий  денежные средства могут храниться  в пределах лимитов, устанавливаемых  обслуживающими их банками по согласованию с руководителями этих компаний. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно-правовой формы и сферы  деятельности имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты. Для установления лимита остатка наличных денег в кассе, предприятие представляет в банковское учреждение, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по форме № 0408020 “Расчет на установление предприятию лимита остатка денежных средств в кассе и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу.” По предприятию , которое состоит из подразделений, не имеющих отдельный баланс и счетов в банках, установлен единый лимит остатка денежных средств с учетом этих подразделений.

 

Лимит остатка кассы определяется  исходя из налично-денежного оборота предприятий с учетом режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в банки, обеспечение безопасности и сокращения встречных перевозок ценностей.

Предприятия обязаны сдавать наличные денежные средства в учреждение банка сверх остатка денежных средств, превышающих лимит денежных средств в кассе. Предприятия могут хранить в своих кассах наличность сверх лимитов на выдачу заработной платы, социальных пособий и стипендий не более трех рабочих дней, включая день получения денег в банке. По истечении этого срока не использованные по назначению суммы наличных денег сдаются в банковские учреждения, а затем эти средства выдаются в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и разрабатываемыми в соответствии с ними банковскими правилами. Компании не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для предстоящих расходов (включая заработную плату, социальные пособия и стипендии) до установленного срока оплаты.

Банковские  учреждения в целях привлечения  наличных денег в свои кассы  за счет своевременного и полного сбора  денежных выручки от компаний, не менее  раза в два года, проверяют соблюдение определенного Банком России правила  ведения кассовых операций и работы с наличными деньгами. Прием наличных денег предприятием  при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых аппаратов. Кассовые операции оформляются типичными формами межведомственной первичной учетной документацией для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом по статистике Российской Федерации по согласованию с Центральным банком и Министерством Финансов.

Прием  наличных денег предприятия производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это в письменной форме руководителю компании. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это, и кассиром, печатью (штампом) или оттиском кассового аппарата.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Контроль за денежными оборотами

 

Государственный контроль за денежным обращением –  это одно из направлений государственного финансового контроля, содержанием которого является совокупность контрольных мероприятий, проводимых компетентными субъектами контроля и направленных на обеспечение соблюдения законодательства о денежном обращении.

 

Задачами государственного финансового контроля за денежным обращением являются:

– контроль за состоянием и обращением наличной денежной массы, в том числе и за соблюдением  порядка ведения кассовых операций;

– обеспечение  выполнения действующего законодательства в сфере безналичных расчетов;

– обеспечение  соблюдения правил обращения наличной и безналичной иностранной валюты, включая обеспечение соблюдения порядка об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке;

– предотвращение и минимизация нелегального денежного  обращения и противодействие  легализации доходов, полученных преступным путем.

 

2.1 Планирование  денежных потоков

 

Одна из главных  проблем, стоящих перед любым  новым предприятием - правильное планирование денежных потоков. Рентабельные предприятия  терпят банкротство из-за того, что  в определенный момент у них не хватило денежной наличности. Денежная наличность - это разность между реальными денежными поступлениями и выплатами. Изменяется объем денежной наличности только тогда, когда предприятие фактически получает платеж или само производит выплату финансовых средств. Таким образом, нельзя только по уровню прибыли судить о мере финансовой устойчивости предприятия. Главная задача плана денежных поступлений и выплат - спланировать синхронность поступления и расходования денежных средств и таким образом поддержать текущую платежеспособность предприятия.

Назначение  и роль оперативных финансовых планов состоит в определении конкретной текущей финансово-экономической  ситуации, а именно: последовательности и сроков совершения финансовых операций при наиболее рациональном маневрировании собственными, привлеченными и заемными денежными ресурсами в целях получения наибольшего экономического эффекта.

Разработка  плана денежных поступлений и  выплат:

оказывает влияние  на прогнозируемые потоки платежей по отношению к кредитным институтам, инвесторам;

позволяет контролировать ликвидность - избежать неликвидности  или чрезмерной ликвидности;

инициирует  разработку и реализацию соответствующих  организационных и финансово-экономических  мероприятий по балансированию платежных средств.

Оперативное финансовое планирование включает следующие элементы:

расчет денежных потоков на основе запаса платежных  средств на начало периода;

поддержание текущего баланса денежных поступлений и  выплат путем планирования выплат по месяцам;

расчет объемов  внешнего финансирования и дефинансирования;

расчет резервов ликвидности для определения  желаемого запаса платежных средств  на конец периода.

Если в плане  доходов и расходов были намечены конкретные финансовые цели, то, планируя движение денежных средств, определяется, когда конкретно и сколько  денег поступит или будет уплачено по счетам, чтобы обеспечить нормальную деятельность предприятия.

Планирование поступлений и расходов поможет наиболее оптимально привлекать кредиты или, наоборот, выгодно вкладывать временно свободные денежные средства.

В такой план необходимо включать только реальные поступления и расходы, планируемые  на каждый конкретный период. Это должны быть фактически выплачиваемые деньги, а не обязательства, которые приняты на себя предприятиями сейчас, для того чтобы заплатить по ним в будущем. При этом надо иметь в виду, что платежи по погашению долга не отражаются в качестве издержек, хотя уменьшают сумму наличности, а амортизация основного капитала - это издержки, которые снижают прибыль, но на сумму денежной наличности не влияют. Нынешний финансовый механизм позволяет предприятиям иметь крупную просроченную задолженность перед их контрагентами и не оказываться при этом банкротом. Формирование реального рыночного механизма заставит предпринимателей относиться к планированию денежных потоков серьезнее, для того чтобы не попасть под процедуру банкротства.

Информация о работе Анализ денежного оборота, ликвидности и финансовой устойчивости предприятия ОАО «Мосэнергосбыт»