Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:09, практическая работа
Цель написания работы – Анализ динамики структуры поступлений и расходования средств федеральных социальных внебюджетных фондов. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается решить следующие задачи:
- провести анализ деятельности основных государственных внебюджетных фондов России и выяснить проблемы, с которыми они сталкиваются на современном этапе;
- на основании результатов анализа предложить пути совершенствования функционирования внебюджетных фондов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………5
Источники формирования и направления расходования средств социальных внебюджетных фондов Российской Федерации ……………………………….5
Анализ структуры и динамики доходов и расходов средств государственных внебюджетных фондов………………………………………………………….10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...18
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………………20
Расходование средств государственных внебюджетных фондов в соответствии со ст. 147 БК РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством [1].
Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления фондами и представляются в Минздравсоцразвития России для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
Таким образом, область перераспределения внебюджетных средств ограничена целевым назначением фонда. Такая ограниченность в распределительной функции этого сегмента государственных финансов в отдельных случаях имеет ряд преимуществ перед бюджетной формой перераспределения финансовых ресурсов. При выделении во внебюджетный фонд части финансовых средств легче просматривается соразмерность централизуемых источников и потребностей, более оперативно решаются вопросы управления данной частью финансовых р ресурсов, устраняется неизбежность дефицита по этим фондам, чего невозможно достигнуть в бюджетах в условиях экономического кризиса.
1.2 Анализ структуры
и динамики доходов и расходов
средств государственных
В ходе написания работы был проведен структурный анализ формирования и функционирования государственных социальных внебюджетных фондов. Одним из них является Пенсионный Фонд Российской Федерации, анализ структуры и динамики доходов и расходов которого основан на статистических данных, представленных в таблицах Б.1, Б.2 ПРИЛОЖЕНИЯ Б. Динамика доходов и расходов ПФР за 2006-2010 годы и плановые 2011-2013 годы представлена на рисунке 1.
Доходы бюджета ПФР
без учета накопительной
С 1 января 2010 года тариф отчислений в пенсионную систему был установлен в размере 20%, при одновременном введении для отдельных категорий плательщиков пониженных тарифов. В связи с этим на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда из федерального бюджета было перечислено 72,84 млрд. рублей.
В рамках Программы государственного софинансирования пенсии в 2010 году в бюджет Фонда от граждан и работодателей поступило 3,6 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При этом за застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы в 2010 году, из федерального бюджета перечислено 2,5 млрд. рублей.
Расходы на пенсионное обеспечение за 2010 год увеличились на 1 трлн. рублей и составили свыше 3,6 трлн. рублей, в том числе 480 млрд. руб. было направлено на повышение трудовых пенсий вследствие проведения валоризации расчетного пенсионного капитала пенсионеров. Из них 3,4 трлн. рублей – расходы на выплату трудовых пенсий (в 2009 году – 2,4 трлн. рублей).
В результате проведенной в 2010 году валоризации средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1090 рублей. Для отдельных категорий граждан, имеющих продолжительный трудовой стаж, сумма увеличения составила: для инвалидов вследствие военной травмы, включая инвалидов Великой Отечественной войны – 1715 рублей, для участников Великой Отечественной войны – 1855 рублей.
При этом наблюдается рост
числа вновь назначенных
В течение 2011 года пенсии были
проиндексированы трижды. 1 апреля 2011 года
трудовые пенсии россиян были проиндексированы
на 6,3%, социальные пенсии – на 8,8%. Кроме
того, 1 июля социальные пенсии дополнительно
увеличились на 3,41%. Помимо увеличения
трудовых и социальных пенсий, 1 апреля
на 10% был проиндексирован размер
ежемесячных денежных выплат. В целом,
в течение 2010 года пенсии в стране
увеличилась на 23%, а по сравнению
с серединой 2009 года – на 46%, что
превышает уровень
Объем поступивших в ПФР в I полугодии 2011 года страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составил 1 трлн. 343,4 млрд. руб., что на 47,5% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Этот показатель составляет 49,1% от годового прогноза поступлений. В целом по году прогнозируется поступление страховых взносов на 43% больше, чем в 2010.
Значительный рост поступления страховых взносов во внебюджетные фонды в 2012 году обусловлен повышением тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 20% до 22% и на обязательное медицинское страхование в ФОМС с 1,1% до 5,1%, увеличением значения фонда оплаты труда работников, с которого взимаются страховые взносы, с 463 000 рублей в до 512 000 рублей год, а также системной работой со страхователями.
Плановые показатели приведены
на основании положений
На выплату трудовых пенсий из бюджета ПФР в 2012 году будет выделено 4,2 трлн. рублей. Из федерального бюджета в бюджет ПФР поступит 1,5 трлн. рублей на исполнение обязательств государства по выплате государственных пенсий, пособий, материнского капитала, других социальных выплат, а также на софинансирование формирования пенсионных накоплений.
Средства федерального бюджета на предоставление материнского капитала в 2012 году предусмотрены в бюджете ПФР в сумме 162,7 млрд. рублей. Размер материнского капитала с 1 января 2012 года будет проиндексирован на 6,0% и составит 387,6 тыс. рублей.
В бюджете ПФР учтены средства федерального бюджета на софинансирование пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния на 2012 год в сумме 7,5 млрд. рублей (в 2011 году – 5 млрд. рублей).
Анализ структуры и динамики доходов и расходов ФСС основан на статистических данных, представленных в таблицах Б.3, Б.4 ПРИЛОЖЕНИЯ Б [9].
Рисунок 2 – Динамика доходов и расходов ФСС за 2007-2011 годы
Доходы ФСС от поступления страховых взносов в 2011 году по сравнению с ЕСН увеличились, несмотря на рост объемов выплат, не облагаемых страховыми взносами за счет расширения гражданско-правовых отношений в сфере производства и услуг, увеличения льгот при оплате труда инвалидов, возмещении расходов на командировки, оказании материальной помощи работникам и членам их семей и действие других факторов снижения фискальной нагрузки, предусмотренных законодательством.
Коэффициент сбора страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2011 году превысил 98%.
В 2011 году, общий объем
доходов бюджета ФСС в сумме
445 133, 6 млн. рублей (123,9 % к 2008 году), в
том числе за счет межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета в сумме
70 568 млн. рублей и из бюджета Федерального
фонда обязательного
Доходы ФСС в 2011 году составили 463 776,7 млн. руб. (или 109% к плановым показателям), расходы - 491 199,3 млн. руб. (108, 2%). Из них доходы по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 319 404 млн. руб., расходы - 353 610, 7 (дефицит - 34 206, 6); от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 62 788 3 и 54 905 соответственно (профицит - 7 883). Доходы от страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством достигли 243 432, 3 млн. руб. Это на 19 384, 9 млн. руб. больше, чем доходы от ЕСН в 2009 году, и на 26 213, 2 млн. руб. ниже плановых показателей. Расходы по этому виду страхования выросли на 22, 3% и составили 343 425, 2 млн. руб.
По итогам 2011 года уровень
сбора указанных страховых
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в 2011 году возросли на 22,4% относительно расходов 2010 года и составили 182,5 млрд. рублей или 57,1% в общих расходах по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, оплачено 392,6 млн.дней.
В 2011 году расходы работодателей на оплату первых 2 дней временной нетрудоспособности составили 14,7 млрд. рублей, оплачено 63,6 млн. дней.
В 2011 году среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности составил 464,8 рубля, что на 92,34 руб. или на 24,8% выше показателя 2010 года (372,45 руб.).
Детальный анализ факторов увеличения среднедневного размера пособия показал, что из полученной прибавки более 2/3 приходится на рост средней заработной платы, из которой исчисляется размер пособия, и менее 1/3 — на увеличение в связи с отменой ограничения пособия по временной нетрудоспособности максимальным размером. В 2009 г. такой максимум был установлен в сумме 18720 руб. в расчете на полный календарный месяц.
С 1 января 2010 года размер пособий определялся из заработка, на который начисляются страховые взносы. То есть заработка, не превышающего 34583 руб. в расчете на месяц.
Можно утверждать, что модернизация
страхования на случай временной
нетрудоспособности и в связи
с материнством обошлась бюджету
Фонда социального страхования
в 6-7% дополнительных расходов. Социальный
же эффект существенный: у значительной
части работников с заработком выше
среднего размера сняты имевшиеся
экономические барьеры для
На выплату пособий по беременности и родам направлено 67,3 млрд. руб. (рост на 17,5% к 2009 г.). Среднедневной размер пособия возрос на 65,8 рублей (или на 16,6%) и составил 463,0 рубля.
На выплату пособий
по уходу за ребенком до достижения
им возраста 1,5 лет гражданам, подлежащим
обязательному социальному
В 2011 году 2 млн. граждан получили 14,7 млн. пособий, что на 3% больше, чем в 2010 году. Средний размер пособия увеличился на 26,4% относительно 2010 года и составил 5375,1 руб.
Расходы на выплату пособий
по уходу за ребенком до достижения
им возраста 1,5 лет гражданам, не подлежащим
обязательному социальному
Через территориальные органы социальной защиты субъектов Российской Федерации выплачено пособий 1,6 млн. гражданам, что на 0,2 млн. больше, чем в 2009 г. Средний размер пособия по уходу за первым ребенком −1,8 тыс. руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 3,6 тыс. рублей.
Законодательные изменения
привели к существенному
В 2011 году в медицинские организации поступило 515,9 млрд. рублей (в 2009 г.- 491,5 млрд. рублей), в т.ч. на оплату медицинской помощи в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования 509,8 млрд. рублей.
В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 477,2 млрд. рублей или 97,6 %. Из них на ведение дела поступило 7,4 млрд. рублей, или 1,5 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 476,5 млрд. рублей (97,2%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Расходы на ведение дела составили 8,24 млрд. рублей, что на 0,3 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов по сравнению с уровнем 2009 года снизилась и составила 1,68%.
В бюджет ФФОМС в I полугодии 2011 года поступило 151,9 млрд. руб. страховых взносов, что в 3,6 раза больше по отношению к поступлениям в I полугодии 2010 года.
В 2010 году в бюджеты ТФОМС
поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5
млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2009 году.
Поступления налоговых платежей
составили 162,3 млрд. рублей (в том
числе единого социального
В 2010 году поступление платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля; страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля.
В бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования в I полугодии 2011 года поступило 106,6 млрд. руб., что в 1,4 раза превышает объем поступлений в I полугодии 2010 года.
Прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда в 2012 году составит 335 968 млн. рублей, общий объем расходов бюджета - 335 968 млн. рублей.
Бюджет ФФОМС на очередной финансовый год и двухлетний плановый период сформирован бездефицитным и составляет: в 2012 году 891,7 млрд. рублей (на 555,7 млрд. рублей или в 2,6 раза выше уровня 2011 года); в 2013 году 1 034,4 млрд. рублей; в 2014 году 1 188,5 млрд. рублей.