Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2012, 2013, 2014 годы. Для выполнения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическая сущность и законодательные основы федерального бюджета;
раскрыть понятия доходов и расходов федерального бюджета;
провести анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам за 2012 год;
провести анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013-2015 гг.
провести анализ расходной части проекта федерального бюджета на 2013-2015 гг.
Введение………………………………………………………………………….4
I. Теоретическая часть
Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета.7
Доходы федерального бюджета…………………………………………….11
Расходы федерального бюджета……………………………………………14
II. Практическая часть
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
за 2012 год……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….33
2.3 Анализ расходной части проекта федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….44
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Теоретическая часть
II. Практическая часть
2.1 Анализ исполнения
федерального бюджета по
за 2012 год………………………………………………………………………
2.2 Анализ структуры
и динамики доходов
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….33
2.3 Анализ расходной части проекта федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение
В условиях рыночной экономики всё более повышается роль финансовой системы как одного из основных способов отражения взаимоотношений между хозяйствующими субъектами на основе использования всеобщего эквивалента - денег. В настоящее время в экономической литературе широко стала использоваться категория «финансовый потенциал» как отражение финансовых возможностей развития государства, регионов, фирм, домохозяйств. Преимущественно её исследования проводятся на микроуровне, но в условиях повышения самостоятельности регионов возникает необходимость оценки возможностей и их финансового развития.
На современном этапе в состав финансовой системы Российской Федерации входят:
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Государство осуществляет экономическое и социальное регулирование с помощью финансовой системы, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством бюджета государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Общее понятие бюджета приведено в Бюджетном кодексе Российской Федерации. «Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [БК, ст.6].
На данном этапе развития для России важна подлинная финансовая стабилизация, открывающая путь к экономическому подъему, росту реальных инвестиций в производство, повышению уровня жизни, образования и культуры. Особое влияние на финансовую стабилизацию оказывает состояние бюджетной системы. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.
Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Вхождение отечественной экономики в новые экономические условия хозяйствования сопровождается появлением проблем, которые требуют неотложного их решения. В последнее время все большее внимание уделяется проблемам, связанным с экономией и повышением эффективности использования бюджетных средств.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране зависит от того, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени. В связи с этим для принятия действенных и эффективных решений, как на федеральном, так и на территориальном уровнях, изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма, тщательный анализ возникающих в ходе формирования и исполнения бюджета проблем, обрели в настоящее время особую актуальность.
Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2012, 2013, 2014 годы. Для выполнения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
Теоретической базой написания курсовой работы являются нормативно-законодательные акты РФ, Бюджетный кодекс РФ, отчеты Министерства финансов РФ, Счетной палаты РФ, работы отечественных авторов, периодическая литература.
Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы и приложения.
I. Теоретическая часть
1.1 Экономическая роль и
Федеральный бюджет - ведущее звено бюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.
Федеральный бюджет - это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным собранием РФ в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового продукта.
По экономическому содержанию
федеральный бюджет представляет собой
форму образования и
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между видами экономической деятельности, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных видов деятельности в производственной и непроизводственной сферах.
Средства федерального
бюджета выступают важным финансовым
источником капитальных вложений в
основные фонды, дотаций жизненно важным
видам экономической
В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).
Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения
общегосударственных
В ст. 71 Конституции Российской Федерации
записано: "В ведении Российской
Федерации находятся: федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы,
федеральные фонды региональног
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.
При формировании проекта перспективного финансового плана для Минфина России основными задачами бюджетной политики стали:
Это означает, что никаких
новых задач в области государс
Однако кроме риска
Так, на фоне замедления роста экспорта углеводородов и снижения мировых цен остается очень высоким риск разбалансировки бюджетной системы из-за низкого уровня и качества инвестиций, снижения ценовой конкурентоспособности промышленной и сельскохозяйственной продукции. И эти риски необходимо не только просчитывать при планировании бюджетных доходов, но и нивелировать с помощью бюджетных механизмов реализации инвестиционных программ.
Для российского бюджета качество инвестиционных программ остается пока еще нерешенной задачей. И в ближайшие два года еще только предстоит перейти к новой форме планирования инвестиций, когда каждый объект федеральных целевых программ или не программной части федеральной адресной инвестиционной программы будет спланирован по объему финансирования на весь период строительства.
Несмотря на высокие темпы роста инвестиций в прошедшем году (13,7%), Россия пока остается страной с низким уровнем накопления основного капитала - всего 18% ВВП против 25-30% в других государствах, решающих задачи развития. При этом накопление капитала сосредоточено в основном в топливно-сырьевом секторе при острейшем дефиците на транспорте и в высокотехнологичных отраслях.
Можно приветствовать тот факт, что в трехлетнем федеральном бюджете впервые существенное внимание уделяется реализации проектов с применением новых механизмов государственно-частного партнерства с использованием средств Инвестиционного фонда РФ. Но это задача, над решением которой предстоит еще много потрудиться. Поскольку опыт стран, давно уже применяющих механизмы частно - государственного партнерства, свидетельствует о том, что эти механизмы далеко не всегда приводят к ожидаемым результатам, нужны очень серьезные технологические проработки этих проектов, а главное - способов контроля за их реализацией и аудита эффективности использования государственных ресурсов.
У нас пока еще нет серьезных наработок даже в плане законодательного регулирования этих процессов. Не следует также забывать, что трехлетний бюджет принят на фоне осуществления активной фазы бюджетной реформы, поэтому сохраняются высокие бюджетные риски адаптационного характера. Несомненно, что принятые поправки в Бюджетный кодекс РФ, в отличие от предыдущих его корректировок, носят системный характер, и это создает правовую основу для новой организации бюджетного процесса всей бюджетной системы Российской Федерации. По существу, предстоит серьезным образом преобразовать бюджетный процесс на базе внедрения современных принципов и методов финансового менеджмента, повышения самостоятельности и ответственности органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления и в конечном счете - повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Информация о работе Анализ доходов и расходов федерального бюджета