Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2012, 2013, 2014 годы. Для выполнения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическая сущность и законодательные основы федерального бюджета;
раскрыть понятия доходов и расходов федерального бюджета;
провести анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам за 2012 год;
провести анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013-2015 гг.
провести анализ расходной части проекта федерального бюджета на 2013-2015 гг.
Введение………………………………………………………………………….4
I. Теоретическая часть
Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета.7
Доходы федерального бюджета…………………………………………….11
Расходы федерального бюджета……………………………………………14
II. Практическая часть
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
за 2012 год……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….33
2.3 Анализ расходной части проекта федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….44
Доходы федерального бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
К налоговым доходам относятся: предусмотренные БК РФ (ст. 50) и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
К неналоговым доходам относятся:
К безвозмездным поступлениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные поступления от бюджетов бюджетной системы РФ.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации.
В доходах федерального
бюджета отдельной строкой
Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доходы федерального бюджета.
Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской Федерации слагается главным образом из налогов на прибыль с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Налоги и сборы представляют
собой часть национального
В Российской Федерации уровень доходов бюджетной системы в процентах к ВВП в 2012 году сохранился на уровне 2011 года (37,4%), из стран «Группы семи» (Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония) этот показатель вырос в США (на 0,4 процентного пункта), Японии (на 0,3 процентного пункта), Германии (на 0,7 процентного пункта), Франции (на 1,2 процентного пункта), Италии (на 1,6 процентного пункта), Канаде (на 0,1 процентного пункта), и только в Великобритании снизился на 2,1 процентного пункта.
Уровень расходов бюджетной системы относительно ВВП в России в 2012 году по сравнению с 2011 годом повысился – с 35,8 % до 37 %, или на 1,2 процентного пункта. Рост данного показателя отмечен в Японии и Франции (на 0,6 процентного пункта), Италии (на 0,9 процентного пункта). В США, Германии, Великобритании и Канаде наблюдалось снижение данного показателя (на 1,2, 0,3, 1,8 и 0,6 процентного пункта соответственно).
В большинстве стран «Группы семи» (кроме Японии и Великобритании) в 2012 году по сравнению с 2011 годом отмечено снижение уровня дефицита бюджетных систем в процентах к ВВП: в США – с 10 % до 8,4 %, Франции – с 5,2 % до 4,6 %, Италии – с 3,7 % до 3 % и Канаде – с 4 % до 3,3 %. В Германии дефицит бюджетной системы в 2011 году (0,8 %) сменился профицитом в 2012 году (0,2 %). В условиях замедления экономического роста и сохранения достаточно высоких цен на нефть Россия исполнила бюджет 2012 года с незначительным профицитом бюджетной системы – 0,4 % ВВП (в 2011 году профицит составлял 1,6 % ВВП).
Доходы, расходы и дефицит (профицит) бюджетных систем Российской Федерации и стран «Группы семи» в 2011 – 2012 годах в процентах к ВВП представлены в следующей таблице.
Таблица 1
(в % к ВВП)
Страны |
Показатели |
2011 год |
2012 год |
гр.4 - гр.3 (процентных пунктов) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Россия |
Доходы |
37,4 |
37,4 |
0 |
Расходы |
35,8 |
37,0 |
1,2 | |
Профицит |
1,6 |
0,4 |
-1,2 | |
США |
Доходы |
31,4 |
31,8 |
0,4 |
Расходы |
41,4 |
40,2 |
-1,2 | |
Дефицит |
-10,0 |
-8,4 |
-1,6 | |
Япония |
Доходы |
30,8 |
31,1 |
0,3 |
Расходы |
40,7 |
41,3 |
0,6 | |
Дефицит |
-9,9 |
-10,2 |
0,3 | |
Германия |
Доходы |
44,5 |
45,2 |
0,7 |
Расходы |
45,3 |
45,0 |
-0,3 | |
Дефицит |
-0,8 |
- | ||
Профицит |
0,2 |
- | ||
Великобритания |
Доходы |
37,3 |
35,2 |
-2,1 |
Расходы |
45,3 |
43,5 |
-1,8 | |
Дефицит |
-8,0 |
-8,3 |
0,3 | |
Франция |
Доходы |
50,8 |
52,0 |
1,2 |
Расходы |
56,0 |
56,6 |
0,6 | |
Дефицит |
-5,2 |
-4,6 |
-0,6 | |
Италия |
Доходы |
46,1 |
47,7 |
1,6 |
Расходы |
49,8 |
50,7 |
0,9 | |
Дефицит |
-3,7 |
-3,0 |
-0,7 | |
Канада |
Доходы |
37,6 |
37,7 |
0,1 |
Расходы |
41,6 |
41,0 |
-0,6 | |
Дефицит |
-4,0 |
-3,3 |
-0,7 |
Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической
роли в процессе
2) по функциональному
назначению - на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народного хозяйства,
В составе расходов бюджета в зависимости от их экономического содержания можно при анализе выделить текущие расходы и капитальные расходы.
Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включаются статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.
Формирование расходов федерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами РФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочий органов государственной власти.
Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:
В соответствии с выполняемыми
функциями государства
1) обеспечение деятельности
Президента РФ, Федерального Собрания
РФ, Счетной палаты РФ, Центральной
избирательной комиссии РФ, федеральных
органов исполнительной власти
и их территориальных органов,
другие расходы на
2) функционирование федеральной судебной системы;
3) осуществление международной
деятельности в
4) национальная оборона
и обеспечение безопасности
5) фундаментальные исследования
и содействие научно-
6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7) государственная поддержка атомной энергетики;
8) ликвидация последствий
чрезвычайных ситуаций и
9) исследование и использование космического пространства;
10) содержание учреждений,
находящихся в федеральной
11) формирование федеральной собственности;
12) обслуживание и погашение государственного долга РФ;
13) компенсация государственным
внебюджетным фондам расходов
на выплату государственных
14) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
15) проведение выборов
и референдумов Российской
16) федеральная инвестиционная программа;
17) обеспечение осуществления
отдельных государственных
18) финансовая поддержка
субъектов Российской
19) официальный статистический учет;
Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:
1) государственная поддержка
отраслей экономики, строительс
2) обеспечение
3) обеспечение противопожарной безопасности;
4) научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
5) обеспечение социальной защиты населения;
6) обеспечение охраны окружающей природной среды;
7) обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
8) развитие рыночной инфраструктуры;
9) обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
10) обеспечение деятельности
избирательных комиссий
11) обеспечение деятельности средств массовой информации;
12) финансовая помощь другим бюджетам;
13) прочие расходы,
находящиеся в совместном
Расходы федерального бюджета являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает многообразие бюджетных расходов федерального бюджета, однако при этом они служат единой цели - обеспечению финансовыми ресурсами федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета Российской Федерации тесно связано понятие бюджетного финансирования - предоставление средств министерствам, ведомствам, организациям и учреждениям на проведение предусмотренных по плану мероприятий.
В основе бюджетного финансирования лежат принципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и предоставления средств в соответствии со сметным порядком осуществления их расходов.
Информация о работе Анализ доходов и расходов федерального бюджета