Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – провести сравнительный анализ доходов и расходов федерального бюджета за 2012, 2013, 2014 годы. Для выполнения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть экономическая сущность и законодательные основы федерального бюджета;
раскрыть понятия доходов и расходов федерального бюджета;
провести анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам за 2012 год;
провести анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета на 2013-2015 гг.
провести анализ расходной части проекта федерального бюджета на 2013-2015 гг.
Введение………………………………………………………………………….4
I. Теоретическая часть
Экономическая роль и законодательные основы федерального бюджета.7
Доходы федерального бюджета…………………………………………….11
Расходы федерального бюджета……………………………………………14
II. Практическая часть
2.1 Анализ исполнения федерального бюджета по доходам и расходам
за 2012 год……………………………………………………………………….20
2.2 Анализ структуры и динамики доходов федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….33
2.3 Анализ расходной части проекта федерального бюджета
на 2013-2015 гг………………………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………..42
Список литературы…………………………………………………………….44
II. Практическая часть
2.1 Анализ исполнения
федерального бюджета по
за 2012 год
Анализ соотношения
(млрд. рублей)
ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и федеральные законы о внесении изменений в него (2-й год планового периода) |
ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и федеральные законы о внесении изменений в него (1-й год планового периода) |
Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и федеральные законы о внесении изменений в него | ||||||
от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ |
от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ |
от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ |
от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ |
от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ | ||||
Доходы |
||||||||
Утверждено |
8 069,6 |
9 503,5 |
11 779,9 |
12 677,0 |
12 914,6 | |||
Изменение |
1 433,9 |
2 276,4 |
897,1 |
237,6 | ||||
Изменение,% |
17,8 |
24,0 |
7,6 |
1,9 | ||||
Исполнено |
12 855,5 |
12 855,5 |
12 855,5 |
12 855,5 |
12 855,5 | |||
Отклонение |
4 785,9 |
3 352,00 |
1 075,60 |
178,50 |
-59,10 | |||
Отклонение,% |
59,3 |
35,3 |
9,1 |
1,4 |
-0,5 | |||
Расходы |
||||||||
Утверждено |
9 681,0 |
11 237,9 |
12 656,4 |
12 745,2 |
12 957,3 | |||
Изменение |
1 556,9 |
1 418,5 |
88,8 |
212,1 | ||||
Изменение,% |
16,1 |
12,6 |
0,7 |
1,7 | ||||
Исполнено |
12 895,0 |
12 895,0 |
12 895,0 |
12 895,0 |
12 895,0 | |||
Отклонение |
3 214,0 |
1 657,1 |
238,6 |
149,8 |
-62,3 | |||
Отклонение,% |
33,2 |
14,7 |
1,9 |
1,2 |
-0,5 | |||
Дефицит(-) Профицит(+) |
||||||||
Утверждено |
-1 611,4 |
-1 734,5 |
-876,6 |
-68,1 |
-42,7 | |||
Изменение |
-123,1 |
857,9 |
808,5 |
25,4 | ||||
Исполнено |
-39,5 |
-39,5 |
-39,5 |
-39,5 |
-39,5 | |||
Отклонение |
1 571,9 |
1 695,0 |
837,1 |
28,6 |
3,2 |
Показатели федерального бюджета на 2012 год первоначально утверждены Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в том числе: общий объем доходов – в сумме 8069,6 млрд. рублей (15% ВВП); общий объем расходов – 9681,0 млрд. рублей (18% ВВП); дефицит федерального бюджета – 1611,4 млрд. рублей (3% ВВП).
Федеральными законами от 4 мая 2010г. № 71-ФЗ и от 23 июля 2010г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» изменены верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года; признаны утратившими силу 3 показателя: прогнозируемый объем нефтегазовых доходов федерального бюджета, объем нефтегазового трансферта и нормативная величина Резервного фонда на 2012 год.
Федеральным законом от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» утверждены новые показатели федерального бюджета на 2012 год: общий объем доходов – в сумме 9503,5 млрд. рублей (17% ВВП); общий объем расходов –11237,9 млрд. рублей (20,1% ВВП); дефицит федерального бюджета –1734,5 млрд. рублей (3,1% ВВП);
Федеральным законом от 1 июня 2011 г. №105-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» сокращены верхние пределы государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года.
Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012год и на плановый период 2013 и 2014 годов» утверждены показатели федерального бюджета на 2012 год, в том числе: доходы – 11779,9млрд. рублей (20,1% ВВП), расходы – 12656,4млрд.рублей (21,6% ВВП); дефицит – 876,6млрд.рублей (1,5% ВВП); верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года – 6 330,9 млрд. рублей, верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года – 48,4 млрд. долларов США, или 34,6 млрд. евро.
Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» доходы увеличены на 897,1 млрд. рублей, или на 7,6 %, расходы – на 88,7 млрд. рублей, или на 0,7 %, дефицит федерального бюджета снижен на 808,4 млрд. рублей, или на 92,2 %, верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года снижен на 868,7 млрд. рублей, или на 13,7 %, верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2013 года увеличен на 8,1 млрд. долларов США (на 16,7 %), или на 7,3 млрд. евро (на 21,1 %).
Основным фактором увеличения доходов явился рост средней экспортной цены на нефть марки «Юралс» со 100,0 доллара США до 115,0 доллара США за баррель.
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» изменены основные характеристики федерального бюджета на 2012 год: доходы увеличены на 237,6 млрд. рублей, или на 1,9%, расходы – на 212,2 млрд. рублей, или на 1,7 %, дефицит сокращен на 25,4 млрд. рублей.
Таким образом, в основные характеристики федерального бюджета на 2012 год, утвержденные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ, дважды в 2012 году вносились изменения.
Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12855,5млрд.рублей, что на 59,1млрд.рублей, или на 0,5%, меньше показателя (12 914,6млрд. рублей), установленного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями), расходы – 12895,0 млрд. рублей, что на 62,3 млрд. рублей, или на 0,5%, меньше законодательно установленного показателя (12957,3 млрд. рублей). Дефицит федерального бюджета составил 39,4 млрд. рублей при утвержденном бюджете с дефицитом 42,7 млрд. рублей.
На формирование доходной части федерального бюджета в 2012 году повлияли следующие изменения налогового, таможенного и бюджетного законодательства Российской Федерации:
В связи с уточнением ожидаемых итогов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 году федеральными законами от 5июня 2012г. №48-ФЗ и от 3 декабря 2012 г. №247-ФЗ увеличены доходы федерального бюджета на 2012 год.
При корректировке прогнозируемого объема доходов федерального бюджета помимо влияния факторов, связанных с изменением величины макроэкономических показателей (изменение цены на нефть марки «Юралс» и на природный газ, объемов ВВП, экспорта и импорта, изменение курса доллара США по отношению к рублю и др.), были учтены изменения налогового и таможенного законодательства, повышение собираемости НДС, налога на прибыль организаций и НДПИ, изменение структуры налоговой базы по НДС и налогу на прибыль организаций, а также увеличение доходов от перечисления части прибыли Банка России в связи с продажей пакета акций ОАО «Сбербанк России» и поступления дополнительных дивидендов от ОАО «Роснефтегаз».
Соотношение прогноза и уточненных прогнозов доходов федерального бюджета к федеральным законам от 30 ноября 2011 № 371-ФЗ, от 5 июня 2012 г. № 48-ФЗ, от 3 декабря 2012 г. № 247-ФЗ и доходов, утвержденных Федеральным законом от 13 декабря 2010г. №357ФЗ (с изменениями), представлено в следующей таблице 3.
(млн. рублей)
Наименование |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 год к федеральным законам |
Отклонение |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2011 год к Федеральному закону от 13 декабря 2010 г. № 357-ФЗ (с изменениями) | ||||||||
от 30.11.2011 № 371-ФЗ |
от 05.06.2012 № 48-ФЗ |
от 03.12.2012 № 247-ФЗ | |||||||||
млн. рублей |
струк-тура (%) |
млн. рублей |
струк-тура (%) |
млн. рублей |
струк-тура (%) |
% к ВВП |
(гр.6-гр.2) |
(гр.9/ гр.2)*100 |
струк-тура (%) |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
11779855,2 |
100 |
12677006,8 |
100 |
12914597,2 |
100 |
20,6 |
1134742,0 |
9,6 |
100 |
20,9 |
нефтегазовые доходы |
5574865,4 |
47,3 |
6383309,8 |
50,4 |
6408748,3 |
49,6 |
10,2 |
833882,9 |
15,0 |
49,2 |
10,3 |
ненефтегазовые доходы |
6204989,8 |
52,7 |
6293697,0 |
49,6 |
6505848,9 |
50,4 |
10,4 |
300 859,1 |
4,8 |
50,8 |
10,6 |
Налоговые доходы |
6675 932,3 |
56,7 |
6961115,7 |
54,9 |
6884762,7 |
53,3 |
11,0 |
208830,4 |
3,1 |
53,5 |
11,2 |
из них: |
|||||||||||
Налог на прибыль организаций |
371906,9 |
5,6 |
377837,9 |
5,4 |
372326,8 |
5,4 |
0,6 |
419,9 |
0,1 |
5,7 |
0,6 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1870088,3 |
28,0 |
1907949,6 |
27,4 |
1879832,6 |
27,3 |
3,0 |
9744,3 |
0,5 |
29,3 |
3,3 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации |
1818704,5 |
27,2 |
1721446,2 |
24,7 |
1697755,0 |
24,7 |
2,7 |
-120 949,5 |
-6,7 |
25,5 |
2,8 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
348309,2 |
5,2 |
342628,1 |
4,9 |
335919,5 |
4,9 |
0,5 |
-12 389,7 |
-3,6 |
3,8 |
0,4 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
55554,5 |
0,8 |
63534,7 |
0,9 |
53802,6 |
0,8 |
0,1 |
-17 51,9 |
-3,2 |
0,7 |
0,1 |
НДПИ |
2 087 386,0 |
31,3 |
2 420 883,5 |
34,8 |
2 419 780,7 |
35,1 |
3,9 |
332 394,7 |
15,9 |
33,2 |
3,7 |
Государственная пошлина |
98 248,5 |
1,5 |
99 650,4 |
1,4 |
102 505,6 |
1,5 |
0,2 |
4 257,1 |
4,3 |
1,1 |
0,1 |
Неналоговые доходы |
5 093 454,4 |
43,2 |
5 687 236,4 |
44,9 |
5 970 714,2 |
46,2 |
9,5 |
877 259,8 |
17,2 |
86,3 |
9,6 |
Безвозмездные поступления |
10 468,5 |
0,1 |
28 654,7 |
0,2 |
59 120,3 |
0,5 |
0,1 |
48 651,8 |
464,7 |
0,2 |
0,04 |
Доходы федерального бюджета в 2012 году составили 12855540,6млн. рублей, что на 59056,6млн. рублей, или на 0,5%, меньше прогнозируемого объема доходов, утвержденного Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями).
Налоговые доходы составили 6853223,7 млн. рублей, или 99,5% суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ (с изменениями), неналоговые доходы – 5937667,2 млн. рублей, или 99,4%, безвозмездные поступления – 64649,7млн.рублей, или 109,4%.
Доходы федерального бюджета в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились на 1487888,0 млн. рублей, или на 13,1 %, и по отношению к объему ВВП (62599059,0 млн. рублей) составили 20,5 %, что на 0,1 процентного пункта выше уровня 2011 года (20,4 %).
Федеральным законом от 30 ноября 2011г. №371-ФЗ расходы федерального бюджета утверждены в сумме 12656444,0 млн. рублей, что составляет 21,6 % объема ВВП.
Федеральным законом от 5 июня 2012 г. № 8-ФЗ расходы федерального бюджета увеличены на 88707,3 млн. рублей, или на 0,7 %, и составили 12745151,3 млн. рублей, или 21% объема ВВП, что ниже первоначально утвержденного показателя на 0,6 процентного пункта.
Федеральным законом от 3 декабря 2012г. №247-ФЗ расходы федерального бюджета увеличены на 212151,8 млн. рублей, или на 1,7%, и составили 12957303,1 млн. рублей, или 21,2 % объема ВВП, что ниже первоначально утвержденного показателя на 0,4 процентного пункта.
Объемы и структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов в 2012 году представлены в следующей таблице.
Наименование раздела классификации расходов федерального бюджета |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" и федеральные законы о внесении изменений в него |
Отклонение | ||||||||||
от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ |
от 5 июня 2012 г. |
от 3 декабря
2012 г. | ||||||||||
сумма (млн. рублей) |
струк-тура (в %) |
в % к ВВП |
сумма (млн. рублей) |
струк-тура (в %) |
в % к ВВП |
сумма (млн. рублей) |
струк-тура (в %) |
в % к ВВП |
гр.8 - гр.2 |
% (гр.11) |
гр.9 - гр.3 (%) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
Общегосударственные вопросы |
829 629,3 |
6,6 |
1,4 |
871 064,4 |
6,8 |
1,4 |
832 330,7 |
6,4 |
1,4 |
2 701,4 |
0,3 |
-0,1 |
Национальная оборона |
1 846 584,7 |
14,6 |
3,1 |
1 864 453,7 |
14,6 |
3,1 |
1 846 250,4 |
14,2 |
3 |
-334,3 |
-0,02 |
-0,3 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 826 342,3 |
14,4 |
3,1 |
1 844 475,6 |
14,5 |
3 |
1 818 582,1 |
14 |
3 |
-7 760,1 |
-0,4 |
-0,4 |
Национальная экономика |
1 792 827,8 |
14,2 |
3,1 |
1 754 076,6 |
13,8 |
2,9 |
2 027 201,6 |
15,6 |
3,3 |
234 373,9 |
13,1 |
1,5 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
135 311,3 |
1,1 |
0,2 |
136 903,0 |
1,1 |
0,2 |
221 805,4 |
1,7 |
0,4 |
86 494,1 |
63,9 |
0,6 |
Охрана окружающей среды |
21 673,0 |
0,2 |
0,04 |
22 228,8 |
0,2 |
0,04 |
22 660,5 |
0,2 |
0,04 |
987,5 |
4,6 |
0,004 |
Образование |
605 673,0 |
4,8 |
1 |
614 748,0 |
4,8</spa |
Информация о работе Анализ доходов и расходов федерального бюджета