Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 17:41, курсовая работа
Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности. Таким образом, главной задачей финансового анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных на будущее.
Из данных, представленных в таблице, видно, что в 2004г. было введено на баланс предприятия 8,1% основных фондов. В 2007г. этот показатель незначительно вырос до 9,2%. Показатели, характеризующие реальное движение ОФ достаточно сильно различаются по активной и пассивной частям ОФ. Так, коэффициент ввода по активной части в 2004 г. составил 17,11%, а по пассивной – 4,26%.
Коэффициент выбытия всего по ОФ невысок и имеет тенденцию к возрастанию (от 2,91% в 2004г. до 5,48% в 2007г.).
Коэффициент износа в 2004г. составлял 8,43%, но к 2007г. он значительно увеличился до 22,09%.
Коэффициент годности в 2004г. составлял почти 100% (91,57%), но к 2007г. он снизился до 77,91%.
В качестве обобщающего показателя, характеризующего использование основных средств, рассчитаем показатели фондоотдачи за анализируемый период.
2004 год 659542088/1638168006=0,4
2005 год 748680783/2025263176=0,37
2006 год 848947834/2437703974=0,35
2007 год 975590231/2859831769=0,34
В исследуемом периоде показатель фондоотдачи имеет тенденцию к уменьшению. Это связано с увеличением доходов от основной деятельности предприятия, а так же увеличением среднегодовой стоимости основных фондов.
2.2 Анализ текущих активов
К текущим активам (оборотному капиталу)
относится часть активов
Оборотный капитал, выступая первоначально в форме денежных средств, используется для приобретения материально-производственных запасов, затем превращается в готовую продукцию. Реализация готовой продукции представляет собой процесс ее обмена на денежные средства. Расчеты занимают определенный период времени, в течение которого оборотный капитал, перед тем как вернуться в свою исходную денежную форму, существует в виде дебиторской задолженности.
Текущие активы представляют собой наиболее ликвидную часть активов компании. Ликвидность актива определяется скоростью превращения и размером затрат, связанных с превращением его в денежные средства. По степени ликвидности на первом месте в оборотном капитале стоят денежные средства, (они обладают абсолютной ликвидностью), затем дебиторская задолженность, далее идет готовая продукция, и на последнем месте – запасы.
В процессе функционирования компании оборотный капитал, находясь в постоянном движении, одновременно существует во всех вышеназванных формах. Особенности структуры оборотного капитала можно проанализировать по бухгалтерскому балансу, который составляется на определенную отчетную дату и представляет собой одномоментный срез структуры активов компании и источников их финансирования.
Проанализируем оборотные средства железнодорожного предприятия по следующим направлениям:
– динамика текущих активов (горизонтальный анализ);
– структура текущих активов (вертикальный анализ);
– оборачиваемость текущих активов.
Первый и второй пункт анализа проводится на основе табл. 1.1, 1.3 и 1.5.
Динамика текущих активов
В период с начала 2004 года по начало 2007 года произошло увеличение текущих активов в основном за счет увеличения производственных запасов и прочих текущих активов. При этом происходит сокращение активов по незавершенному производству и готовой продукции.
В период с 2004 года по 2005 год происходит сокращение текущих активов, прежде всего в части дебиторской задолженности, а также денежных средств, незавершенного производства, прочих текущих активов и готовой продукции. При этом увеличиваются производственные запасы и НДС.
В 2006 г. происходит значительное увеличение текущих активов. Основную роль в этом играет увеличение производственных запасов, НДС, денежных средств и прочих текущих активов. При этом продолжается снижение дебиторской задолженности и незавершенного производства.
К 2007 году текущие активы вновь сокращаются. Это произошло в основном из-за значительного снижения НДС. Остальные показатели в 2007 году увеличиваются (кроме незавершенного производства, которое снизилось незначительно).
Структура текущих активов
Текущие активы составляют незначительную долю средств ОАО (5%-8%) и имеют тенденцию к снижению (хотя за 2005 год произошло некоторое увеличение за счет увеличения производственных запасов).
В структуре текущих активов примерно равные доли составляют производственные запасы и НДС. Наибольшую часть в 2004 году занимает дебиторская задолженность (36,39%), которая снижается к 2006 году до 23,43%. Одновременно происходит рост доли производственных запасов (с 24,97% в 2004 году до 35,42% в 2007 году) и НДС (с 22,66% в 2004 году до 33,70% в 2006 году. В 2007 году доля НДС значительно снижается до 17,3%).
Доля денежных средств в структуре текущих активов невелика. Причем самые высокие показатели в 2004 году (13,17%), затем в 2005-2006 г.г. она резко снижается и составляет примерно 7% и к 2007 году увеличивается почти в два раза.
Малая часть текущих активов приходится на незавершенное производство (1-1,5%), что связано со спецификой сферы функционирования транспортной компании – услуги по перевозки грузов и пассажиров не имеют вещной формы, их нельзя накопить, они не учитываются в незавершенной форме.
Оборачиваемость текущих активов
Скорость оборота текущих активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем выше скорость оборота, тем эффективнее выбранная стратегия.
Для определения тенденций оборачиваемости оборотных средств рассчитаем коэффициент оборачиваемости.
2004 год 659542088/147587861=4,47
2005 год 748680783/144641864=5,18
2006 год 848947834/146392904=5,80
2007 год 975590231/152506851=6,40
Из анализа оборачиваемости оборотных средств видно, что коэффициент увеличивается в динамике, что говорит об ускорении оборота текущих активов.
3. Анализ финансового состояния ОАО. Показатели ликвидности и финансовой устойчивости
Проведенный анализ общей структуры баланса (раздел 1) и анализ текущих активов (раздел 2) составляет базу для оценки финансового состояния предприятия.
Оценка финансового состояния
предприятия может
Ликвидность компании характеризует ее способность погашать свои обязательства в среднесрочной перспективе. Степень ликвидности определяется как общим соотношением текущих активов и текущих пассивов компании (т.е. наиболее ликвидной части активов и обязательств компании, которые должны быть погашены в ближайшее время), так и отдельных их элементов.
Для оценки ликвидности баланса рассчитаем следующие коэффициенты:
1. Коэффициент общей ликвидности, как отношение текущих активов к текущим пассивам компании. Нормативное значение показателя: от 1 до 2. Данный показатель является наиболее общим. Совпадение его значения с нормативным является необходимым, но не достаточным условием для оценки финансового состояния предприятия как удовлетворительного.
2. Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности, как отношение текущих активов за вычетом запасов к текущим пассивам. Нормативное значение показателя: более 1. Этот показатель более жесткий, так как при его расчете из текущих активов убирается их самый неликвидный элемент – запасы.
3. Коэффициент абсолютной ликвидности, как отношение суммы денежных средств компании к общей сумме текущих пассивов. Нормативное значение показателя: более 0,2. Данный коэффициент показывает, какую часть своих краткосрочных обязательств компания может погасить немедленно, то есть характеризует платежеспособность компании.
Показатели финансовой устойчивости предназначены для оценки финансового положения предприятия на долгосрочную перспективу. Они строятся на основе анализа структуры источников финансирования компании (пассивов) и направлений использования собственного капитала. Наиболее надежным источником является собственный капитал. Поэтому, чем больше доля собственного капитала в общей сумме пассивов компании, тем надежнее положение компании в долгосрочной перспективе.
Коэффициент автономии также строится на основе анализа структуры пассивов. Он рассчитывается как отношение заемных средств (долгосрочных и краткосрочных) к собственным источникам финансирования и показывает, какое количество заемных источников приходится на каждый рубль собственного капитала.
Коэффициент маневренности рассчитывается по следующей формуле:
Кманевр = (СК – ПА + ДЗС) /СК = СОК/СК,
где СК – собственный капитал;
ПА – постоянные активы;
ДЗС – долгосрочные заемные средства
СОК – собственный оборотный капитал.
Собственный капитал как самый надежный источник в первую очередь должен использоваться для финансирования постоянных активов –наименее ликвидных активов компании с длительным периодом кругооборота. Оставшаяся часть собственного капитала (собственный оборотный капитал) может быть направлена на финансирование оборотного капитала (текущих активов). Коэффициент маневренности показывает, какую часть собственного капитала компания в состоянии направить на финансирование текущих активов. Чем больше значение этого показателя, тем выше финансовая устойчивость компании.
Собственный оборотный капитал используется и при определении доли собственных источников в финансировании оборотного капитала компании. Этот показатель рассчитывается как отношение собственного оборотного капитала к оборотному капиталу.
Для оценки финансовой устойчивости предприятия рассчитаем вышеперечисленные показатели 1. Долю собственного капитала в общей сумме пассивов компании. 2. Коэффициент автономии. 3. Коэффициент маневренности. 4. Долю собственных источников в финансировании оборотного капитала компании) за весь анализируемый период и оформим результаты расчетов в табл. 3.1.
Т а б л и ц а 3.1
Показатели ликвидности и финансовой устойчивости(в долях)
Наименование показателей |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007г |
Нормативное значение |
Показатели ликвидности |
|||||
Кобщ.ликв |
1,32 |
1,37 |
1,08 |
0,77 |
От 1 до 2 |
Ксрочн.ликв |
0,93 |
0,91 |
0,66 |
0,44 |
> 1 |
Кабс.ликв |
0,08 |
0,09 |
0,06 |
0,02 |
> 0,2 |
Показатели финансовой устойчивости |
|||||
Доля собственного капитала в общей сумме пассивов компании |
0,92 |
0,91 |
0,92 |
0,90 |
|
Кавтономии |
0,09 |
0,1 |
0,09 |
0,11 |
|
Кманевр. |
0,022 |
0,021 |
0,005 |
0,018 |
|
Доля собственных источников в финансировании оборотного капитала компании |
0,24 |
0,27 |
0,08 |
0,29 |
За весь анализируемый период показатель общей ликвидности находится в пределах нормативного значения, несколько сокращаясь, как и другие показатели, к 2007году. Одновременно. Коэффициент срочной ликвидности не достигает нормативной единицы и имеет отчетную тенденцию к снижению. Это свидетельствует о том, что оборотный капитал компании представлен недостаточно ликвидными элементами.
В отличие от показателей ликвидности, первый показатель финансовой устойчивости имеет очень высокое значение: доля собственного капитала за весь анализируемый период не опускается ниже 90% в общей сумме источников финансирования. В результате на рубль собственных средств в компании приходится всего 9 копеек заемных – компания автономна от внешних источников финансирования.
Вместе с тем, доля собственного капитала, направляемая на финансирование оборотных активов компании, чуть превышает 2% в начале анализируемого периода и имеет тенденцию к снижению. Одновременно компания покрывает за счет своих средств около четверти всех текущих активов. Таким образом, компания направляет очень незначительную часть собственных источников на финансирование оборотного капитала. Это связано с высокой фондоемкостью железнодорожного транспорта, с одной стороны и с незначительными объемами долгосрочных заимствований, с другой.
4. Анализ формирования и
В заключительной части курсового проекта рассмотрим процессы формирования и использования прибыли железнодорожного предприятия.
Т а б л и ц а 4.1
Анализ динамики прибыли от обычной деятельности
Наименование показателя |
2004г. |
2005г. |
2006г. |
2007 |
Прибыль от продаж, всего (стр. 050), тыс. руб. |
16951097 |
54673521 |
64421593 |
70797790 |
В % к базовому году |
100% |
322,54 |
380,04 |
417,66 |
В том числе: |
||||
Прибыль от грузовых перевозок, тыс. руб. |
29041891 |
103103280 |
105180856 |
105279138 |
В % к базовому году |
100% |
355,02 |
362,17 |
362,51 |
Финансовый результат от пассажирских перевозок в дальнем сообщении, тыс. руб. |
-8178658 |
-31324052 |
-27012820 |
21216441 |
В % к базовому году |
100% |
383,00 |
330,28 |
-259,41 |
Финансовый результат от пассажирских
перевозок в пригородном |
-6490641 |
-27008862 |
-20360254 |
21932792 |
В % к базовому году |
100% |
416,12 |
313,69 |
-337,91 |
Финансовый результат от ПВД, тыс. руб. |
2578505 |
9903155 |
6613811 |
8667885 |
В % к базовому году |
100% |
384,07 |
256,50 |
336,16 |
Информация о работе Анализ финансового состояния и финансовых результатов железнодорожной компании