Анализ финансового состояния "Промсвязьбанка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является получение практических навыков применения методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг. В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
-выявить методическое содержание исследования;
-произвести анализ факторинговых услуг;
-произвести анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг;
-произвести анализ формирования и разработка целевых рынков;

Файлы: 1 файл

Глава 2.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

В случае безоборотного  факторинга фактор-фирма изучает  кредитную историю и финансовое состояние не столько кредитора, сколько его контрагентов. Все это освобождает кредитора от издержек по страхованию кредита в специализированных учреждениях.

Так как фактор-фирма  приобретает требования клиента  к покупателям, то одновременно к  ней переходят бухгалтерский  учет проводимых операций и инкассирование дебиторской задолженности. Обязанностью фактор-фирмы становится принятие соответствующих мер с щелью воздействия на неаккуратных плательщиков и по необходимости получение полного или частичного возмещения от банкротств. Этому способствуют опыт, широкие международные связи и сама репутация крупных факторинговых компаний, которые позволяют ускорить платежи при возникновении подобных затруднений.

Понятие факторинг  может скрывать такую операцию - кредитование торговли в рассрочку. Сегодня подавляющая часть производителей предоставляет свои товары торговым агентам на реализацию, после чего предприятие остается без оборотных средств до тех пор, пока не начнут поступать деньги от продавцов. Избежать такой ситуации позволяет факторинговое обслуживание. Выглядит эта операция следующим образом.

Производитель заключает с банком договор, по которому переуступает ему права требования по оплате товара, предоставленного торговому  агенту. Банк сразу же оплачивает производителю  от 60 до 90% стоимости товара. Остальную  сумму за вычетом комиссионных он перечисляет ему после полной оплаты товара агентом.

Процент по факторингу, как правило, ниже процента, взимаемого банками по краткосрочным кредитам. Процентная ставка по факторингу на территории России колеблется от 10 до 22 % годовых [5,  с. 200].

Снижение в российской региональной структуре сделок факторинга доли регионов связано с падением доли Уральского ФО(см. график 1).

 График 1. Структура сделок в регионах . Источник [9].

Лидерство в  данном ФО ранее принадлежало  ГПБ-Факторинг  при этом в 1 полугодии 2012 года Фактор не принял участие в исследовании. Если бы доля Уральского ФО сохранилась на уровне 1 полугодия 2012 года, то в целом доля регионов продолжила бы рост.

Группа компаний «ВТБ Факторинг» захватила лидерство в большинстве регионов: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Дальневосточный ФО, Приволжский ФО, Сибирский ФО, Уральский ФО. Промсвязьбанк сохранил за собой лидерство в Северо-Западном ФО (кроме г. Санкт-Петербурга), Центральном ФО (кроме г. Москвы) и Северо-Кавказский ФО (на втором месте прежний лидер – ЮниКредит Банк). В Южном ФО, благодаря активному региональному развитию, наибольшая доля рынка в 1 полугодии 2012 года у Банка «Петрокоммерц» (около 30% локального рынка).

На структуру  сделок по объему бизнеса клиентов оказывают влияние 2 фактора: рост объемов безрегрессного факторинга (обычно сопровождается ростом числа крупных клиентов) и активная региональная экспансия факторинга (обычно способствует росту числа клиентов сегмента МСБ) (см. график 2).

График 2. Сруктура  сделок малого бизнеса. Источник [9]

Число обслуженных  по договорам факторинга компаний в 1 полугодии 2012 года выросло на 36,6% по сравнению с 1 полугодием 2011 года, при  этом объем рынка вырос на 70% за этот же период. Таким образом, существенный рост показал средний размер дебиторской задолженности, приходящейся на одного поставщика.

Именно крупные  поставщики обычно являются клиентами  по факторингу без регресса. Факторинг  без права регресса им не так интересен: у крупных клиентов есть персонал для управления дебиторской задолженностью, а банковские кредиты являются для них более дешевым источником пассивов, чем факторинг. Крупные компании готовы платить за безрегрессный факторинг, т. к. он улучшает структуру их баланса и снижает риски ведения бизнеса.

Существенное  сокращение доли оптовой торговли в  структуре сделок в 1 половине 2012 года, стало следствием высокой конкуренции между Факторами. Для того чтобы меньше конкурировать по цене, Факторы искали новых клиентов за пределами традиционной для факторинга оптовой торговли[12].

Рост обрабатывающих производств связан с крупным  клиентом по безрегрессному факторингу – КБ «БНП Париба Восток» (этот клиент составляет 9,3% всего рынка факторинга в 1 полугодии 2012 года). Но даже без учета этой сделки доля обрабатывающих производств показала бы небольшой рост. Рост рынка факторинга будет связан с новыми отраслями. Существует термин «факторабельность». Следует в меньшей степени применять подобную терминологию, потому что рынок в целом может быть нефакторабельным по уровню отсрочки платежа, но при этом на рынке могут быть отдельные интересные сделки и клиенты. Они дают возможность получить опыт работы на соответствующем рынке и создать основу для развития нового направления.

Рост доли наиболее «коротких» сделок связан все с тем  же единственным клиентом – КБ «БНП Париба Восток» (см. график 3).

График 3. График роста наиболее «коротких» сделок. Источник [9]

Без учета этого  Фактора средний срок сделки остался на том же уровне – 51 день. С учетом КБ «БНП Париба Восток» – уменьшился до 46 дней. Такие существенные колебания свидетельствуют о молодости рынка. Небольшое влияние на сокращение срока сделки может оказать распространение электронного факторинга. Средний срок сделки очень чувствителен к ситуации с ликвидностью: при снижении доступности «короткой» ликвидности поставщики пользуются отсрочкой платежа вплоть до окончания льготного периода (см. таблицу 1).

Таблица 1

Средний срок сделки по факторингу 2008-2011гг.

 

1полугодие 2008г

1полугодие 2009г

1полугодие 2010г

1 полугодие  2011г

Средний срок сделки факторинга,

 дни

63

72

53

51


 

Существенно выросла доля безрегрессного факторинга. Если в 1 полугодии 2011 года она составляла 25,7% рынка, то в 1 полугодии 2012 года – 34,6% .

Рост безрегрессного факторинга способствовал сохранению высоких темпов прироста всего рынка. Объем рынка внутреннего безрегрессного факторинга в 1 полугодии 2012 года вырос в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом традиционно клиентские базы Факторов по безрегрессному и регрессному факторингу мало пересекаются, то есть говорить о том, что произошел массовый переход клиентов с регрессного в безрегрессный факторинг, не приходится. За безрегрессным факторингом приходят, как правило, крупные поставщики, заинтересованные в покрытии рисков. Крупные клиенты (в отличие от МСБ) имеют инфраструктуру, позволяющую им собирать дебиторскую задолженность.

 Доля безрегрессного факторинга в 1 полугодии 2011 года существенно выросла (см. график 4).

График 4. Доля безрегрессивного факторнинга в I полугодии 2011 года(%). Источник[]

 

Лидером в сегменте безрегрессного факторинга по объемам  уступленных требований остается БСЖВ Факторинг а на второе место вышел  ГПБ за счет одного крупного клиента. Существенный рост безрегрессного факторинга пока происходит за счет крупных сделок (см. таблицу 2). По числу обслуженных клиентов традиционно лидерство за собой сохраняет группа НФК, на втором месте АКБ

Таблица 2

Объем денежных требований, число клиентов   по безрегрессному факторингу в банках на 2011 год

 

 

 

 

Наименование  фактора

Объем денежных требований

фактически  уступленных 

Фактору по внутреннему

безрегрессному  факторингу

(руб.)

Число клиентов,

обслуживающихся по безрегрессному факторингу за 1 полугодие 2011 г.

1

ООО «БСЖВ Факторинг»

19 549 805 6

6

2

ГПБ (ОАО) и ООО  «ГПБ-факторинг»

16 687 701 1

1

3

Банк НФК (ЗАО) и ООО «НФК-Премиум»

10 161 501 176

176

4

ООО ВТБ Факторинг

9 863 400 17

17

5

ЗАО«ТрансКредитФакто-

ринг»

9 012 634 12

12

6

ОАО Банк «Петрокоммерц»

6 766 293 1

1

7

ОАО «Промсвязьбанк»

5 935 623 22

22

8

ОАО«Металлинвестбанк»»

3 975 651 51

51

9

ОАО «АЛЬФА-БАНК»

3 036 096 2

2

10

ОАО «МКБ»

637 862 8

8

11

ООО «ФакторРус»

73 938 5

5

13

ЗАО «РФК»

50 235 2

2

14

ООО «ФК «Лайф»

43 700 7

7

15

АКБ «Ижкомбанк» (ОАО)

30 000 1

1

16

ООО «СИБСОЦБАНК»

8 853 2

2

17

ЗАО «ЮниКредит Банк»

7 670 1

1


 

средств является в соответствии с новой редакцией 110-И поводом для применения повышенных коэффициентов риска) [9].

Поэтому можно прогнозировать дальнейшее снижение доли банков на рынке факторинга.

 

 

 

 

Глава 3.  Анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг, конкурентам

Факторинг в 2011 году оказался привлекательнее кредита  как для банков, так и для  многих их клиентов. Это позволило  факторинговому рынку вырасти в 1,8 раза и показать рекордные объемы - 880 млрд рублей. Факторинг в 2011 году оказался привлекательнее кредита как для банков, так и для многих их клиентов

Объем рынка  факторинга по итогам 2011 года достиг рекордных 880 млрд рублей. Темпы прироста в 2011 году относительно 2010-го составили 77% (это сопоставимо с расширением рынка в первом полугодии 2008 года (см. график 6).

График 5. Темп прироста рынка факторинга в 1 полугодии 2012 года(млрд.руб.). Источник[9]

Столь стремительные  темпы в 2011-м обеспечила переориентация части клиентов с банковских кредитов на факторинг.

С одной стороны, на фоне ухудшения ситуации с ликвидностью более консервативным стал подход банков к выдаче новых ссуд и пролонгации  действующих кредитов. Банки сейчас нередко отказывают в предоставлении кредита под залог товара в обороте. Финансовые институты больше заинтересованы в факторинге как в инструменте краткосрочного размещения, который позволяет контролировать процентные риски и диверсифицировать кредитные. С другой стороны, из-за жесткой ценовой конкуренции стоимость факторинга упала и стала сопоставима со стоимостью кредита. Есть заявления отдельных крупных факторов о том, что они стали продавать дороже. Общее повышение ставок произошло, но многие игроки все равно продают необоснованно дешево. При сопоставимой стоимости кредита и факторинга клиент выбирает факторинг, который хотя бы декларирует некую сервисную составляющую.

Рынок в 2011 году еще более четко сегментировался  на факторинг как замену кредиту (то есть с минимальной сервисной составляющей) и факторинг с полноценной сервисной составляющей.

 Рост рынка  пока обеспечивают преимущественно  клиенты, которые видят в факторинге  лишь источник пассивов, а не  комплексную услугу, позволяющую  экономить на расходах. В сегменте  факторинга с минимальным сервисом сложилась жесткая конкуренция, поскольку большая часть факторов ориентирована именно на него. По мнению многих игроков, факторинговые ставки со второй половины 2011 года росли медленнее, чем стоимость пассивов факторов, поэтому маржинальность факторинга не увеличилась. Основная сложность в 2011 году была связана с работой в условиях минимальной маржи, которая по-прежнему ниже, чем в 2010-м, начальник банковского управления Металлинвестбанка. Примечательно, что лидеры рынка не предоставили данных о размере факторингового вознаграждения, полученного ими в 2011 году, поэтому оценить динамику показателя в целом по рынку невозможно.

В исследовании рынка факторинга по итогам 2011 года приняло участие рекордное число факторов - 35. На рынке появляются новые игроки (ФК «Клевер», «Прогресс-Факторинг», «Политекс», Связной банк и др.). Наибольшие темпы прироста объемов уступленных требований в 2011 году из числа крупных факторов (топ-15) показали «ВТБ Факторинг» (189%) и Номос-банк (265,5%).              

 Первое место  по объему уступленных требований  сохранил за собой Промсвязьбанк,  даже суммарные показатели уступленных  требований «ВТБ Факторинга»  и «Транскредитфакторинга», входящих  в группу ВТБ, меньше результатов  Промсвязьбанка.

Темпы прироста менее 20% отмечены лишь у некоторых компаний, занимающих места ниже 20-го (Роспромбанк, СДМ-банк, Нордеа банк, Ижкомбанк). Факторы из числа кредитных организаций на фоне снижения ликвидности стали отказываться от низкомаржинального факторинга, который в 2010 году использовали как приманку для привлечения клиентов на комплексное обслуживание в банк. Средний темп прироста портфелей факторов на 1 января 2012 года по сравнению с данными на 1 января 2011-го составил 64,4%, в то время как у «ВТБ факторинг» портфель вырос в 2,8 раза.

Безрегрессный факторинг в 2011 году рос темпами, опережающими рост факторинга с правом регресса. Благодаря этому за прошедший  год существенно увеличилась  доля безрегрессного факторинга в структуре сделок .

В ближайшие  несколько лет, вполне вероятно, по объемным показателям этот продукт сравняется с регрессным факторингом. Лидером в сегменте безрегрессного факторинга по объемам уступленных требований остается «Росбанк Факторинг». Лидер рынка безрегрессного факторинга по числу обслуженных клиентов тоже остался прежним - банк НФК, на втором месте - Металлинвестбанк.

Объем рынка  факторинга по итогам 1 полугодия 2012 года составил 610 млрд. рублей. Темпы прироста рынка в 1 полугодии 2012 года относительно аналогичного периода прошлого года составили 70%, снизившись с 80% за аналогичный период прошлого года. Более высокие темпы прироста рынка в 1 полугодии 2011 года связаны эффектом низкой базы.

 На протяжении  последних 1,5-2 лет факторинг был  настолько дешев, что его стоимость  стала сопоставима со стоимостью кредитов, это обеспечило рынку взрывные темпы роста: за прошлый год рынок вырос на 77%. В 2012 году многие Факторы стали смещать приоритеты с объемных показателей на рентабельность, подорожало и банковское фондирование. Это привело к заметному (на 2-2,5 п. п.) росту ставок на рынке факторинга. Факторинг дорожал даже чуть быстрее, чем банковские ссуды, но поставщики не вернулись обратно к кредитам. В 1 полугодии 2012 года объем уступленных требований вырос на 70% (по отношению к аналогичному периоду 2011 года), что лишь немногим ниже прошлогодних темпов.

Информация о работе Анализ финансового состояния "Промсвязьбанка"