Анализ финансового состояния "Промсвязьбанка"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 19:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является получение практических навыков применения методики комплексного исследования рынка факторинговых услуг. В рамках поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
-выявить методическое содержание исследования;
-произвести анализ факторинговых услуг;
-произвести анализ рыночной ситуации, клиентско-потребительской базы рынка факторинговых услуг;
-произвести анализ формирования и разработка целевых рынков;

Файлы: 1 файл

Глава 2.doc

— 542.50 Кб (Скачать файл)

 Клиенты  успели оценить преимущества  продукта и выстроить свои  бизнес-процессы под факторинг:  сократили сотрудников, занятых  сбором дебиторской задолженности,  адаптировали типовую документацию, отказались от открытых в банках лимитов. Поэтому быстрого возврата к традиционному кредитованию не будет, а Факторы, наладившие технологии по управлению рисками, имеют возможность пользоваться плодами возросшей популярности факторинга. Многие предприятия стали более активно использовать факторинг в своей деятельности, у них есть понимание, что факторинг удобен и к тому же сейчас еще и исторически дешев, поэтому даже определенное повышение ставок не может негативно сказаться на их отношении к продукту. По мнению большинства Факторов, до конца года ставки вырастут еще на 2-3 п. п. В целом, есть тенденция к повышению ставок для клиентов. Это, наверное, связано с тем, что акционеры банков наконец обратили внимание на маржинальность бизнеса и, может быть, попросили менеджмент выдерживать определенную маржу.

 На фоне  сохранения высокой конкуренции  на рынке Факторы осваивают  новые отрасли, увеличивают объем  предоставляемого финансирования. Отношение объема финансирования, фактически предоставленного Фактором клиентам под уступку денежного требования, под которое предоставлено финансирование, выросло с 90,8% (в  1 полугодии 2011 года) до 94,6% (в 1 полугодии 2012 года). Ожидаемая смена лидера произошла в 1 полугодии 2012 года: на первую строчку в рэнкинге Факторов по объему уступленных требований вышла группа «ВТБ Факторинг» (в составе ООО «ВТБ Факторинг» и ЗАО «ТрансКредитФакторинг») (см. таблицу 3).

Таблица 3

Объему уступленных  денежных требований банками по итогам 2012 года

Наименование  Фактора

Кредит-

ные рейтинги

Объем уступ-

пленных ттребований 2011г., т. руб.

Темпы прироста

объема уступленных  требов.2010/2011гг., %

1

ОАО "Промсвязьбанк"

-

185 549 682

42.1

2

ООО ВТБ Факторинг

-

124 943 000

189.0

3

ОАО "АЛЬФА-БАНК"

-

103 225 777

88.2

4

ОАО Банк «Петрокоммерц»

А+

64 755 073

124.6

5

Банк НФК (ЗАО)

-

61 464 420

62.9

6

ЗАО "ТрансКредитФакторинг"

-

48 343 754

42.5


 

7

РОСБАНК Факторинг

-

44 381 282

62.8

8

ГПБ (ОАО) / ООО "ГПБ-факторинг"

А++

37 267 838

101.2

9

ЗАО ЮниКредит  Банк

-

34 013 964

72.0

 

ОАО АКБ “Металлинвестбанк”

-

29 890 230

28.6

11

ОАО "МКБ"

-

21 863 000

75.5

12

ООО ФК "Лайф"

-

19 711 141

66.0

13

«НОМОС-БАНК» (ОАО)

-

16 083 000

265.5

14

ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)"

-

10 408 436

102.4

15

ЗАО "КРЕДИТ ЕВРОПА БАНК"

-

10 270 266

159.9

16

ЗАО "Русская  Факторинговая Компания"

-

6 440 041

32.5

17

"ТКБ" (ЗАО)

А+

6 204 274

254.0

18

ООО "Факторинговая  компания "Санкт-Петербург"

-

5 392 403

77.6

19

ООО "ФакторРус"

-

3 753 038

2 449.5

20

ООО "ФТК"

-

3 339 000

160.9

21

ЗАО "ФК"КЛЕВЕР"

-

2 892 000

-

22

ОАО «Собинбанк»

-

2 799 427

455.4

23

КБ "РОСПРОМБАНК" (ООО)

-

2 621 685

4.4

24

ЗАО АКБ "ЦентроКредит"

-

1 735 104

23.9

25

ООО "Прогресс-Факторинг"

-

1 417 683

-

26

КБ "СДМ-БАНК" (ОАО)

-

1 070 061

17.8

27

ООО "ПОЛИТЕКС"

-

1 058 024

-

28

ООО "Эконом-факторинг"

-

1 057 471

7,4

29

ООО "Факторинговая  Энергетическая Компания"

-

758 261

-

30

ОАО "Нордеа Банк"

-

715 690

0.0

31

ООО ФК "КОЛЬЦО УРАЛА"

-

715 260

39183

32

"СИБСОЦБАНК" ООО

А

549 958

51.3

33

Связной Банк

-

427 700

-

34

ООО "Факторинг ДВ"

-

123 442

51.5

35

АКБ "Ижкомбанк"(ОАО)

-

110 991

5.6


Примечательно, что КБ «БНП Париба Восток» (ООО), оказывавший  в 1 полугодии 2012 года услуги только безрегрессного факторинга и только одному клиенту, смог ворваться в топ-4. Самые высокие  темпы прироста объемов уступленных требований показал в 1 полугодии ТКБ (ЗАО), благодаря чему Фактор переместился на 4 позиции в рэнкинге.

 По объему  портфеля тройка лидеров такая  же, как и по объему уступленных  денежных требований. Но четвертое  место по портфелю на 01.07.12 сохраняет за собой группа НФК, а не КБ «БНП Париба Восток» (ООО).

 Отрицательные  темпы прироста объемов уступленных  требований показали банки не из числа топ-10 - ООО «Эйч-эс-би-си Банк (РР)», КБ «РОСПРОМБАНК» (ООО), ЗАО АКБ «ЦентроКредит», ОАО «Нордеа Банк», АКБ «Ижкомбанк» (ОАО).

То, что рынок наконец-то признал факторинг в качестве одного из эффективных инструментов финансирования свидетельствует еще один факт: в 2011 году рост оборота в этом сегменте в России составил почти 80%. В Волгограде оборот факторинга за первое полугодие 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 33%. При этом рынок факторинга в 2012 году растет интенсивнее, чем кредитование и лизинг. Такой качественный прорыв этого финансового инструмента можно объяснить тем, что компании стали предпочитать факторинг традиционному кредитованию.

Факторинг в Волгограде стал привлекательным для банков из-за коротких сроков размещения, а для клиентов-из-за дополнительных сервисов при сопоставимой с кредитами стоимости. Совсем недавно у факторинга была репутация продукта, доступного только для корпоративного сегмента. Но теперь сами банки понимают, что массовость даст больше прибыли. И спешат разработать предложения, интересные и для малого и среднего бизнеса (МСБ), это мы можем наблюдать исходя из Таблицы 4.

                                                                                                                        Таблица 4

Виды факторинга и условия его предоставления банках и факторинговых

Наименование

Виды факторинга

Условия предоставления факторинга

НФК

Безрегрессный факторинг 

Финансирование  экспортных операций

-Рекомендуемый  объем передаваемой каждый месяц  дебиторской задолженности должен  составлять не менее 5 млн. руб.

-Нет ограничений  по количеству покупателей-Ограничения для Поставщиков и Покупателей из следующих отраслей: лесная промышленность, нефтегазовая промышленность, производство и поставки горючесмазочных материалов, и сельское хозяйство.

ВТБ

Факторинг открытый

Факторинг с  регрессом

Факторинг внутренний

-Срок работы  компании-дебитора на рынке должно  быть не менее полутора лет;  продолжительность работы клиента  с данным поставщиком должна  составлять не менее 3-х месяцев,  в течение которых не было  зафиксировано серьезных нарушений  платежной дисциплины со стороны дебитора.

- Количество  дебиторов, передаваемых на факторинговое  обслуживание, должно быть не  менее 2-х. Ограничений по сумме  передаваемой дебиторской задолженности  нет.

Промсвязьбанк

Факторинг с  регрессом

Факторинг без  регресса

Экспортный  факторинг  
Импортный факторинг

-Компания–поставщик  зарегистрирована и работает  не менее одного года.

-Поставщик ведет  учет своей деятельности и  составляет отчетность в соответствии  с законодательством Российской  Федерации.

-Договором поставки товаров или оказания услуг предусмотрена безналичная форма расчетов, а отсрочка платежа не превышает 120 календарных  дней.

-Сотрудничество  поставщика и дебитора должно  осуществляться на условиях систематичности  поставок и иметь долгосрочную  перспективу.

.-Предполагаемый  ежемесячный оборот по факторингу  не менее трех миллионов рублей.

ЛайфФакторинг

Нанофакторинг

Факторинг с  регрессом

Факторинг без  регресса

-Финансирует  всех — от крупной компании  до ИП (нет min сумм финансирования)

- Госфинасирование  на специальных условиях в рамках реализации федеральной программы Российского банка развития по поддержке предпринимательства через факторинг

Возрождение

Факторинг с  регрессом

Факторинг без  регресса

- Финансирование  до 90% денежного требования

-Отсрочка платежа до 180 дней

- Все комиссии  за факторинг относятся на  себестоимость

-Устойчивое  финансовое положение поставщика


 

В результате доля компаний МСБ, использующих факторинг, стремительно растет. Если в первом полугодии 2008-го эта доля составляла всего 8%, то в 2012 году она выросла до 18%. В структуре сделок по количеству клиентов доля сектора МСБ составляет три четверти рынка. Ранее в банках факторинг был продуктом для корпоративного бизнеса, в последние полтора-два года ситуация меняется,  поворачивается лицом в сторону сектора МСБ. Количество корпоративных клиентов все-таки ограничено, их можно либо переманивать при помощи демпинга, что непродуктивно, либо заниматься сектором МСБ, где можно заработать.

Такое переформатирование рынка-концентрация финансовых институтов на малых и средних предприятиях-уже сложившееся явление в экономике. Банки ищут более маржинальные ниши кредитования, чем перекредитованный корпоративный сектор. Несмотря на то, что пока в кредитовании доля корпоратива остается самой высокой, а рост кредитования — незначительный, динамика кредитования сектора МСБ выше в четыре раза. Многие клиенты сектора МСБ, которые не использовали факторинг до кризиса, попробовали его в льготный период (тогда ставки были ниже, чем сегодня), и теперь даже при удорожании инструмента активно используют его и не собираются переходить обратно в кредитование.

Действительно, у факторинга и стандартных продуктов  кредитования в 2011 году практически  сравнялись ставки. Однако в текущем  году факторинг стал дорожать, что позволило говорить о нем как о самом дорогом инструменте финансирования. В Волгограде эффективная ставка по одному из самых популярных факторингу с регрессом находилась в диапазоне 12-18% годовых, по безрегрессному-2,5-3% от суммы поставки. Не так давно факторинговые компании начали поднимать ставки по действующим договорам на 0,5-3%. Для новых же клиентов ставки могут оказаться еще выше. Тем не менее это удорожание - чистая формальность. На самом деле, учитывая удорожание пассивов, общую конъюнктуру рынка и рост инфляции, можно сказать, что какого-то весомого ценового повышения в факторинге не случилось[11]. Поэтому клиенты, по сути, оказываются в плюсе. Несмотря на то, что в первом полугодии 2012 года начался процесс удорожания факторинга по сравнению с кредитованием, возврата по клиентам, использующим факторинг как базовую услугу, не произошло, поскольку все уже оценили преимущества продукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Формирование и разработка целевых рынков. Возможный прогноз факторинговых услуг

 

Выбор, перед  которым в настоящее время  оказались факторинговые компании, вполне очевиден: диверсифицируйся или  уходи, ведь рынок сегментируется, а продуктовая линейка значительно расширяется. Причем еще одним фактором, характеризующим ситуацию на отечественном рынке, является приближение ассортимента и качества факторинговых услуг к лучшим мировым аналогам, что, безусловно, добавляет накала в конкурентную борьбу. В этом большая заслуга НФК(Национальная Факторинговая Компания). В тот период, когда рынка факторинга как такового в нашей стране фактически и не было, когда первые компании и банки только начинали предлагать факторинговый продукт (во многих банках на самом деле то, что называлось факторингом, таковым, по сути, не являлось), пионер рынка, «Уралсиб-НИКойл» (сейчас НФК), целеноправленно и методично, прикладывая титанические усилия, продвигал факторинговый продукт, как комплексный продукт.

В настоящее  время эту идею подхватили практически  все игроки отечественного рынка. В 2006 году продуктовые ряды большинства  компаний пополнились безрегрессным  факторингом, факторинг-экспрессом для малого и среднего бизнеса. В текущем году эта тенденция существенно усилилась.

В то же время, как  уже отмечалось выше, происходит и  сегментация рынка: провайдеры услуг  переходят к работе с определенной целевой аудиторией. Крупные банки  в основном работают по факторингу с крупными и средними компаниями. Специализированные факторинговые компании и небольшие банки – в основном со средним и малым бизнесом. Во многом это связано с готовностью факторинговых компаний брать на себя риски. В дальнейшем конкурентоспособность компаний будет зависеть не только от доступа к финансовым ресурсам, но и от качества маркетинга и эффективности риск-менеджмента.

Дальнейшее  расчленение сегментов применяется для формирования как можно более однородных целевых групп составляются матрицы РБУ по типу «клиенты/услуги».

Предоставляемые услуги

Потребительские сегменты

 

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Внутренний  факторинг

 с правом  регресса

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Х

Внутренний  факторинг

 без права  регресса 

 

Х

 

Х

 

Х

           

Экспортный  факторинг

 с правом  регресса

       

Х

 

Х

Х

   

Х

 

Экспортный  факторинг

без права регресса

     

Х

Х

Х

           

Импортный факторинг

 

Х

         

Х

   

Х

Х


 

Рис. 2. Матрица клиенты /услуги (факторинг)

А - производители, работающие на рынке продуктов питания

Б - оптовики, работающие на рынке продуктов питания

В - производители, работающие на рынке продуктов питания среднего ценового сегмента

Г - оптовики, работающие на рынке продуктов питания среднего ценового сегмента

Информация о работе Анализ финансового состояния "Промсвязьбанка"