Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 10:31, курсовая работа

Описание работы

Минувший со дня обретения Кыргызстаном государст¬венной независимости период, несмотря на его небольшую еще протяженность по времени, уже дал немалый опыт об¬ретений и потерь, политического и гражданского возмужа¬ния. Сбылась многовековая мечта кыргызского народа, с восьмого века не имевшего собственной государственности. И хотя долгожданная независимость, как поначалу каза¬лось, чуть ли не с неба свалилась, и будущее виделось в ро¬зовом свете, сегодня мы понимаем: за нее надо платить, она реальна лишь в условиях напряженной, слаженной ра¬боты всего общества, мудро и ответственно следующего к заветным целям.

Содержание работы

Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Государственный бюджет, сущность и значение
1. 2 Бюджетная классификация, бюджетный процесс
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
2.1 Доходы государственного бюджета Кыргызской Республики
2.2. проблемы совершенствования управления государственного бюджета
2.3. Расходы бюджета в 2011 году
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ..docx

— 66.08 Кб (Скачать файл)

Рассчитанные по отдельным категориям финансовые потребности затем суммируются  для получения показателя потребности  для каждой территории.

2.3. Расходы бюджета Кыргызской Республики в 2011 году

 

Республиканский бюджет Кыргызской Республики на 2011 год  утвержден по расходам в сумме 90 миллиардов 97 миллионов 934,6 тысячи сомов.

Расходы республиканского бюджета  утверждаются в соответствии с бюджетной  классификацией по функциям (функциональная классификация), министерствам и  ведомствам (ведомственная классификация), а также утверждаются расходы  по бюджету развития (программа государственных  инвестиции ). Утвержденный бюджет по расходам на 2011 год вырос на 49% по сравнению  с выполненным бюджетом 2010 года, абсолютный рост расходов запланирован по всем функциям, кроме охраны окружающей среды, жилищных и коммунальных услуг. Больше всего - почти в три раза в относительном выражении или на 7 млрд. сомов - по сравнению с 2010 годом выросли расходы на образование, что связано с повышением заработной платы учителям. В абсолютном выражении более всего выросли расходы на экономические вопросы - на 11 млрд. сомов.

Источник: Закон КР «О республиканском  бюджете КР на 2011 год и прогнозе на 2012-2013 годы», отчеты Казначеи ства об исполнении бюджета за 2009 и 2010 годы (www.kazna.gov.kg), данные предоставленные  Министерством финансов КР.

 Сколько государственных средств  будет затрачено на 1 человека? В  2011 году на одного гражданина  Кыргызской Республики государство  планирует израсходовать 16 414 сомов,  при этом более всего будет  тратиться на экономические вопросы  – 4 438 сомов и меньше всего  на охрану окружающей среды  – 82 сома.

Наибольшую долю в расходах в 2011 году составляют расходы на экономические  вопросы – 24,4 миллиарда сомов, которые распределяются следующим образом.

Министерство сельского хозяйства  – 1,3 млрд. сомов, при этом 408 млн. сомов  финансируются из республиканского бюджета и 889 млн. сомов – из бюджета развития (реализация совместных проектов с международными организациями). Согласно Пояснительной записке к Закону о республиканском бюджете, на зарплату подведомственных организации планируются 198,5 млн. сомов, на противоэпизоотические работы – 41,7 млн. сомов, на химическую обработку почвы – 35 млн. сомов, на государственную ветеринаризацию (вакцинация 11 млн. голов скота) – 204,2 млн. сомов, на химизацию сельхозпосевов (125 тыс. га против саранчовых вредителей и 3 тыс. га против американской белой  бабочки) – 65,2 млн. сомов

и госпомощь сельхозпроизводителям  Нарынского и Ат-Башинского раионов, пострадавших от снегопада в сентябре 2010 года - 14,5 млн. сомов. Как можно оценить данные расходы? Например, расходы на зарплату подведомственных организации составляют 49% расходов министерства, финансируемых из республиканского бюджета, расходы на вакцинацию составляют 18,6 сома на голову скота, расходы на химизацию сельхозпосевов – примерно 509,4 сома на гектар (если предполагать, что расходы на химизацию против саранчовых вредителей и против американскои белои бабочки одинаковы). Чтобы оценить остальные расходы, необходима дополнительная информация по количеству получателей или

физическому количеству.

Госкомитет по водному хозяйству  и мелиорации – 2,3 млрд. сомов.

Министерство транспорта и коммуникаций – 10,4 млрд. сомов, в том числе 1,3 млрд. сомов из республиканского бюджета. Из них 1,1 млрд. сомов будут направлены на ремонт и содержание дорог общереспубликанского пользования. Министерство природных  ресурсов – 163,2 млн. сомов. К расходам министерства относятся также расходы  на проведение геологоразведочных работ  подведомственными предприятиями, на содержание Земельной инспекции для осуществления контроля за рациональным использованием земель, на финансирование Государственной картографо-геодезической службы и Государственной инспекции по надзору за промышленной безопасностью и горному надзору

(Госгортехнадзора).Министерство экономического регулирования – 415,4 млн. сомов.

На долю государственных служб  общего назначения в расходах 2011 года приходится 20,1% или 18,1 млрд. сомов. К ним относятся следующие расходы.

Содержание  государственного аппарата – 4,1 млрд. сомов. Согласно Пояснительной записке  к Закону о республиканском бюджете, на исполнительные и законодательные  органы (Аппарат президента КР, Жогорку  Кенеш КР и др.) – 1,2 млрд. сомов, на финансовую и налогово-бюджетную  деятельность (Министерство финансов, Государственная налоговая служба, Государственная таможенная служба и др.) – 1,2 миллиарда, международные  отношения (МИД и др.) - 742,1 млн. сомов, общие вопросы кадрового обслуживания (Государственная кадровая служ-

ба) – 45 млн. сомов, общее планирование и статслужбы – 199 млн. сомов, другие госуслуги общего назначения (образование, здравоохранение, сельское хозяйство) – 405,5 млн. сомов. Исходя из того, что общая численность государственных 23 и муниципальных служащих в 2011 году составила около 28 тысяч человек, содержание одного чиновника обходится нашей стране примерно в 140 тысяч сомов в год или около 11 666 сомов в месяц.

Обслуживание госдолга – 11,1 млрд. сомов. На каждого жителя Кыргызской Республики, включая стариков и младенцев, сумма государственного долга составляет 20 222 сома.

Расходы на обслуживание государственного долга

Расходы 2011 год, млн. сомов

Проценты 3 149,01

Внутренний долг 919,15

Внешний долг 2 229,86

Основная сумма 7 968,13

Внутренний долг 5 894,24

Внешний долг 2 073,90

Всего: 11 117,14

Трансферты (гранты) местным бюджетам: категориальные гранты (заработная плата учителей ) – 4,1 млрд. сомов, выравнивающие гранты 1,1 млрд. сомов. Судебная система – 517,5 млн. сомов. При численности работников судебной системы – 2575 человек, расходы на содержание одного судейского чиновника соста-вят 200 971 сом в год. Генеральная прокуратура – 257 млн. сомов. Аппарат Омбудсмена – 26,5 млн. сомов. На долю социальной защиты в общих расходах в 2011 году приходится 14,5% или

13,0 млрд. сомов. Эти расходы включают  в себя следующее. 

Пособия малообеспеченным семьям и  гражданам – 2 858,4 миллиона сомов. Из этих средств государством выплачивается  ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей, средний размер которого составляет 328 сомов в месяц и определяется, исходя из среднедушевого совокупного дохода семьи; ежемесячное социальное пособие, размер которого составляет от 1000 до 2000 сомов;

а также дополнительное ежемесячное  социальное пособие, размер которого составляет 3 100 сомов в месяц. Компенсации взамен льгот – 1 566,8 млн. сомов. С 1 января ведется монетизация  льготных услуг. Происходит как сокращение категории льготников с 38-ми до 25-ти, так и сокращение видов льготных услуг с 40 до 8 видов.

Социальное страхование – 102,0 млн. сомов. Эти расходы включают в  себя пособия по беременности и родам  и на погребение.

Дома-интернаты и другие учреждения системы соцобеспечения – 165,2 млн. сомов. За счет средств республиканского бюджета финансируются 3 психоневрологических дома-интерната для детей, 6 домов-интернатов для престарелых граждан и инвалидов и 5 домов-интернатов для психоневрологических инвалидов. Расходы на питание для домов-интернатов рассчитаны в среднем по 55 сомов. Трансферты в Социальный фонд – 7 588,7 млн. сомов. Данная сумма полностью поступит в Пенсионный фонд для выполнения обязательств государства по финансированию

• базовой части пенсии в размере 40 процентов от общей потребности  – 2 513,4 млн. сомов;

• компенсации пенсионерам за электроэнергию – 1 745,1 млн. сомов;

• выплат пенсии военнослужащим (15 тыс. человек) – 1 151,3 млн. сомов или 

6396 сомов в месяц на одного  военного пенсионера;

• выплат досрочной (льготной ) пенсии лицам, проживающим и работающим в условиях высокогорья, – 634,6 млн. сомов;

• выплат льготной пенсии многодетным  матерям и матерям инвалидов  с

 детства – 1 137,8 млн. сомов;

• выплат надбавок к пенсиям, предусмотренных  статьей 13 Закона

 Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании»,

– 44,6 млн. сомов и надбавок к  пенсии за особые заслуги перед Кыргызской

Республикой – 253,3 млн. сомов.

На долю образования в расходах в 2011 году приходится 12,7 % – 11,5 млрд. сомов, в том числе 8,5 млрд. сомов за счет бюджетных средств (включая 5,8 млрд. сомов на повышение зарплаты) и 2,2 млрд. сомов за счет спецсредств  (денег, которые учреждения образования получают за счет предоставления платных услуг).

Из средств республиканского бюджета  финансируется 316 образовательных организации, в том числе 114 организации Агентства по профтехобразованию, 117 Министерства образования и науки, 19 организации Госагентства культуры, 13 организации Министерства здравоохранения, 8 образовательных организации МВД и т. д. В их числе 22 детских сада, 5 детских домов, 16 вспомогательных школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями, 20 общеобразовательных школ, 11 профессионально технических училищ, 30 высших учебных заведений, 28 средних профессиональных учебных заведении, 5 внешкольных образовательных учреждении и т. п. Расходы на научные учреждения планируются в сумме 448,8 млн. сомов.

На долю здравоохранения в общих  расходах в 2011 году приходится 10,3% или 9,3 млрд. сомов. Проект бюджета на 2011 год по подведомственным учреждениям Министерства здравоохранения составляет 5 404,1 млн. сомов (без ПГИ), в том числе расходы за счет бюджетных средств составят 4995,0 млн. сомов и за счет спецсредств – 409,0 млн. сомов, из них на исполнение Программы государственных гарантии по обеспечению граждан республики медико-санитарной помощью (ФОМС - единый плательщик) планируется направить средства в объеме 2932,0 млн. сомов.По средствам обязательного медицинского страхования, выплачиваемым из республиканского бюджета на медицинское страхование детей, лиц получающих пособие и пенсионеров, предусматриваются ассигнования в объеме 259,4 млн. сомов. Министерству здравоохранения (подведомственные учреждения) планируется на-

править средства в объеме 1 665,5 млн. сомов. Бюджет развития – это бюджет капитальных расходов. Исходной базой при его планирований служит Программа государственных инвестиции. В нее включаются инвестиционные проекты с участием государства.

Финансирование планируется из внутренних и внешних источников. Внутреннее финансирование включает: капитальные вложения, покрываемые из республиканского бюджета: бюджетные расходы совместного с иностранными партнерами финансирования проектов – так называемая доля софинансирования правительства.

Внешнее финансирование проектов означает, что государство для их реализации берет займы у внешних кредиторов. Сегодня в Кыргызстане большая доля расходов по бюджету развития приходится на внешнее финансирование, что ведет к росту дефицита бюджета и увеличению государственного долга. Раздельное планирование капитальных расходов государства в бюджете развития и текущих расходов в государственном бюджете помогает четко определить, какие расходы можно финансировать за счет займов. Ведь в перспективе капитальные расходы обеспечат рост доходной базы бюджета, а на текущие расходы брать займы нельзя. Текущие расходы, покрываемые за счет кредитов, - это необоснованное увеличение трат, которое ляжет тяжелым бременем на будущие поколения. Не стоит забывать, что самостоятельный бюджет развития позволяет осуществлять дорогостоящие и долгосрочные программы и проекты. Капитальные расходы нацелены на создание и приобретение объектов, которыми общество будет пользоваться много лет. При этом есть выбор: либо накапливать средства в течение десятилетия и потом построить, например, детский сад, либо взять сегодня взаймы, построить детсад и потом в течение следующего десятилетия расплачиваться по кредиту и процентам. Во втором случае детсад обойдется дороже, но он начнет приносить пользу уже сегодня, в тот момент, когда он больше всего нужен. Раздельное планирование капитальных расходов позволяет начать реализацию наиболее приоритетных проектов уже сегодня.

Расходы по бюджету развития в 2011 году, включая расходы по программе  государственных инвестиции (ПГИ), планируются  в размере 19 миллиардов 435 миллионов 634,9 тысячи сомов. Из них 1,1 млрд. сомов  – из республиканского бюджета, 10,4 млрд. сомов – из внешних источников в виде кредитов и 7,9 млрд. сомов – из внешних источников в виде грантов.

Наибольшие объемы финансирования, как и в 2010 году, приходятся на сектор транспорта (18 307,0 млн. сомов внешнего финансирования и 1 366,1 млн. сомов внутреннего софинансирования). Ожидается продолжение реализации проекта ЦАРЭС «Транспортный коридор», финансируемого Азиатским банком развития, продолжение реализации проектов по реабилитации автодороги Бишкек – Торугарт (фазы 1 и 2), финансируемых АБР и Китаем, а также начало реализации проектов по реабилитации автодороги Бишкек – Торугарт (фаза 3), финансируемых АБР и АКГ. Общая сумма финансирования проекта ЦАРЭС «Транспортный коридор» в 2011-2013 гг. составит 14 593,3 млн. сомов (933,2 млн. сомов внутреннего софинансирования и 13 660,1 млн. сомов внешнего финансирования). Кроме этого, продолжается реализация проекта по реабилитации автодороги Тараз – Талас – Суусамыр, поддерживаемого ИБР. Бюджет развития Министерства сельского хозяиства, реализующего проекты «Контроль птичьего гриппа» и «Сельскохозяи ственные инвестиции и услуги» (Всемирный банк), составят 1 034,9 млн. сомов, 6,12% из которых будут покрыты за счет софинансирования из республиканского бюджета.

В рамках проектов «Сельские инвестиции-2», «Инфраструктура малых городов» и «Инфраструктура городов Бишкек и Ош», «Сельское водоснабжение  и санитария-2», «Инфраструктурные  услуги на уровне населенных пунктов», «Реабилитация системы питьевого  водоснабжения г. Каракола», реализуемых  Агентством развития и инвестирования сообществ (АРИС), в 2011-2013 гг. ожидается освоение средств внешнего финансирования на общую сумму 1 334,9 млн. сомов и внутреннего – на сумму 186,3 млн. сомов. В 2011 и 2012 гг. начинается реализация проекта «Конверсия долга 2 - Коммунальная инфраструктура» (Банк KfW). Данный проект будет реализован в рамках реструктуризации государственного долга Кыргызскои Республики перед Германией (Банк KfW). Ожидаемые размеры капитальных вложении в энергетически сектор в 2011-2013 гг. составят 1 121,3 млн. сомов за счет средств ПГИ.

Капитальные расходы Министерства образования и науки планируются  в 2011-2013 гг. на уровне 437,0 млн. сомов. Значительные объемы финансирования предполагаются за счет реализации двух крупных гранатовых проектов «Сельское образование» (Всемирный банк) и «Развитие сектора образования-2» (Азиатский банк развития), а также начала проекта «Образование для всех-2». Общий объем ожидаемых инвестиционных расходов на 2011-2013 гг. по Министерству здравоохранения составит 593,2 млн. сомов.

Информация о работе Анализ государственного бюджета Кыргызской Республики