Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении анализа и особенностей формирования расходной части федерального бюджета.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– исследовать состав и структуру расходной части федерального бюджета Российской Федерации;
– изучить особенности формирования расходной части федерального бюджета;
– выявить направления совершенствования расходной части федерального бюджета;
– проанализировать структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг.
Введение 33
1 Социально-экономическая сущность расходов федерального бюджета 5
1.1.Понятие и сущность расходов федерального бюджета 5
1.2 Особенности расходов федерального бюджета 7
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета 9
2 Анализ динамики расходной части федерального бюджета 12
2.1 Анализ структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг. 12
2.2 Особенности формирования расходной части федерального бюджета и направления его совершенствования 15
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Экономико-математический факультет
Кафедра государственного управления и финансов
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы»
на тему «Анализ и особенности формирования расходной части федерального бюджета»
очной формы обучения
группы Э-33
Мустафина Г.А.
Научный руководитель:
асс. Вострецов А.И.
Нефтекамск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
33 |
1 Социально-экономическая |
5 |
1.1.Понятие и сущность |
5 |
1.2 Особенности расходов |
7 |
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета |
9 |
2 Анализ динамики расходной части федерального бюджета |
12 |
2.1 Анализ структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг. |
12 |
2.2 Особенности формирования расходной части федерального бюджета и направления его совершенствования |
15 |
Заключение |
22 |
Список использованных источников и литературы |
25 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современном мире бюджет является важнейшим инструментом государственного регулирования экономики, а также экономической основой для осуществления традиционных функций государства, а именно поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка и ряд других возложенных на него функций.
Актуальность работы определяется, прежде всего, тем, что государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Немаловажным будет отметить то, что государственные расходы являются ведущим звеном финансовой системы государства, и играют важную роль в экономической и политической жизни любого государства.
Степень научной разработанности проблемы. Значительный вклад в исследование проблем о системе расходов федерального бюджета и вопросов, связанных с планированием расходов государства внесли отечественные исследователи Г. Поляков1, А.М. Ковалева2, С.Б. Ефимова3, А.Л. Кудрин4.
Цель исследования состоит в рассмотрении анализа и особенностей формирования расходной части федерального бюджета. Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– исследовать состав и структуру расходной части федерального бюджета Российской Федерации;
– изучить особенности формирования расходной части федерального бюджета;
– выявить направления совершенствования расходной части федерального бюджета;
– проанализировать структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг.
Предметом исследования являются экономические отношения возникшие в процессе формирования расходной части федерального бюджета Российской Федерации.
Объектом исследования является федеральный бюджет Российской Федерации.
Теоретическая значимость работы состоит в определении особенностей формирования и развития современной системы расходов федерального бюджета.
Практическая значимость работы состоит в том, что рекомендации по оптимизации процесса формирования федерального бюджета могут быть внедрены в действующую практику бюджета Российской Федерации, а также предназначены для широкого использования органами государственной власти.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы (20 источников). В первой главе дается характеристика расходов федерального бюджета. Во второй главе раскрывается актуальность и анализ структуры федеральных расходов на плановый период. Список использованных источников и литературы содержит 2 нормативно-правовых акта, 3 учебника и 3 учебных пособия, 10 статей из периодического издания, 1 статистический сборник. В основной части работы размещено 2 схемы и рисунка, 3 таблицы.
1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ РАСХОДОВ
1.1 Понятие и сущность расходов федерального бюджета
Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и обязательных государственных расходах; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики5.
Бюджетные расходы можно определить как процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Мы видим, что акцент делается на управленческие, процедурные моменты. Действительно, в современных условиях бюджетные расходы - основа сложной системы взаимоотношений, охватывающей не только органы государственной власти (законодательные, исполнительные, контрольные и др.), но и гражданское общество. Распределение государственных средств по отдельным расходным статьям закрепляется законодательно, в составе законов о бюджете. Его планирование, обсуждение, исполнение и контроль является центральным элементом бюджетного процесса. Определение, принятое в Бюджетном кодексе, подчеркивает функциональную сторону расходов, делает акцент на разграничении расходных полномочий различных уровней государственной власти6.
Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов, которые можно представить в виде схемы.
Рисунок 1 – Источники расходов федерального бюджета
На основании российского
1) расходы, финансируемые
2) расходы, финансируемые
По согласованию с органами власти субъектов РФ и органами власти местного самоуправления за счет средств федерального бюджета, бюджетов РФ и местных бюджетов финансируются следующие виды расходов, которые наглядно представим в виде схемы 2.
Рисунок 2 – Расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления
1.2. Особенности расходов
Одним из факторов, влияющих на изменение структуры расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов является, начавшаяся с 2012 г., особенность планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям в рамках реализации положений Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»7.
Планирование бюджетных
Аналитическая информация по распределению бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям между соответствующими разделами, подразделами классификации расходов бюджета в разрезе видов деятельности федеральных государственных учреждений представлена в приложении № 8 к настоящей пояснительной записке.
Основание для расходов - закон о бюджете на соответствующий год. Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребностей содержания и развития экономических структурных образований по нескольким принципам:
– отраслевой – расходы министерств и ведомств;
– функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.
– территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации9;
Совершенно очевидно, что все расходы бюджета, так или иначе, предназначены для достижения цели на конкретном предприятии, в учреждении, организации или органе исполнительной, законодательной, судебной власти. Получатели средств федерального бюджета расположены на территориях, т.е. там, где созданы органы федерального казначейства.
Таким образом, огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы10.
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета
Структура бюджетных расходов в
течение многих лет была
в нашей стране относительно стабильной,
демонстрируя давно
установившиеся приоритеты в распределении
средств бюджета. Основная
масса ресурсов (около половины всех бюджетных
средств) направлялась на
народное хозяйство и поддержку экономики,
что обеспечивало выполнение
экономической функции государства; и
только около трети бюджетных
средств расходовалось на социально-культурные
мероприятия.
Основой отраслевой группировки расходов
федерального бюджета является общепринятое
деление экономики на отрасли и виды деятельности.
Расходы в производственной сфере подразделяются
по отраслям народного хозяйства: на развитие
промышленности, сельского хозяйства,
транспорта, связи и др.; в непроизводственной
– по отраслям и видам общественной
деятельности: на образование, культуру,
здравоохранение, социальное
обеспечение, государственное управление
и т.п. Такое деление
государственных расходов (также как и
по роли в воспроизводстве)
помогает выявлять пропорции в распределении
бюджетных средств, но уже по
отраслям. Изменяя эти пропорции, государство
может добиваться нужных
сдвигов в отраслевой структуре общественного
производства.
Классификация расходов по целевому назначению
(экономическому
содержанию) является необходимой базой
для осуществления финансового
контроля за использованием бюджетных
средств11.
В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической
классификацией расходов бюджета
используются и другие группировки, в
том числе и организационная, в
основе которой лежит распределение ассигнований
по целевым программам и
уровням управления. Группировка расходов
по целевым программам указывает
на конкретных получателей бюджетных
средств, ответственных за
эффективное использование выделяемых
бюджетных ресурсов.
Информация о работе Анализ и особенности формирования расходной части федерального бюджета