Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении анализа и особенностей формирования расходной части федерального бюджета.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– исследовать состав и структуру расходной части федерального бюджета Российской Федерации;
– изучить особенности формирования расходной части федерального бюджета;
– выявить направления совершенствования расходной части федерального бюджета;
– проанализировать структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг.
Введение 33
1 Социально-экономическая сущность расходов федерального бюджета 5
1.1.Понятие и сущность расходов федерального бюджета 5
1.2 Особенности расходов федерального бюджета 7
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета 9
2 Анализ динамики расходной части федерального бюджета 12
2.1 Анализ структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг. 12
2.2 Особенности формирования расходной части федерального бюджета и направления его совершенствования 15
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25
– повышение с 2011 г. тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование с 26% до 34% фонда оплаты труда (с сохранением тарифов страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,2%);
– уменьшение бюджетных ассигнований на начисления на выплаты по оплате труда по бюджетным учреждениям, в которых средняя заработная плата превышает 415,0 тыс. руб. на одного человека в год;
– корректировка бюджетных ассигнований с учетом изменения прогнозируемого курса доллара США к рублю18.
Бюджетные ассигнования федерального
бюджета по подразделу «Международные
отношения и международное
Таблица 3 – Бюджетные ассигнования федерального бюджета
2010 г. (сводная бюджетная роспись) |
2011 г. (проект) |
2012 г. (проект) |
2013 г. (проект) | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Объем, млрд. руб. |
155,3 |
101,7 |
96,6 |
91,4 |
изменения к предыдущему году: |
||||
Продолжение таблицы 3 | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
млрд. руб. |
-53,6 |
-5,1 |
-5,2 | |
в % |
-34,5 |
-5,1 |
-5,3 | |
доля в общем объеме расходов, % |
1,52 |
0,95 |
0,86 |
0,75 |
доля в ВВП, % |
0,34 |
0,20 |
0,17 |
0,15 |
Согласно выше представленной таблице анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному подразделу показывает, что расходы снижаются как по сравнению с соответствующим предыдущим годом, так и по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 г. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. снижение составит 41,1%19.
Указанное снижение обусловлено в основном значительным сокращением в 2011-2013 гг. бюджетных ассигнований для оплаты взносов в Антикризисный фонд Евразийского экономического сообщества (15,25 млрд. руб., 15,35 млрд. руб. и 15,5 млрд. руб. соответственно) по сравнению с 2010 г. (59,8 млрд. руб.), а также прекращением с 2011 г. финансовых операций по внесению взносов в уставные капиталы совместных предприятий (в 2010 г. - 21,2 млрд. руб)20.
По данным отчета за 2009 г., исполнение расходов федерального бюджета по подразделу «Международные отношения и международное сотрудничество» составило 112,5 млрд. руб., что на 3,7 млрд. руб., или 3,2%, меньше расходов, утвержденных Федеральным законом № 204-ФЗ (с изменениями), и на 30,0 млрд. руб., или на 21,1%, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 г.
Таким образом, проведя анализ структуры расходов федерального бюджета можно сделать вывод, что в 2011 - 2013 гг. продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации21.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенного исследования установлено следующее:
Значения
расходов федерального бюджета в
развитии современной российской экономики
трудно недооценить, учитывая их роль
и влияние на различные стороны
хозяйствования, стимулирование разработки
и внедрения в производство передовых
научных достижений. Расходы федерального
бюджета являются общественно полезными.
Активная роль государства в общественном
воспроизводстве и повышение
эффективности экономики, укрепление
обороноспособности обусловливает
многообразие бюджетных расходов федерального
бюджета, однако при этом они служат
единой цели - обеспечению финансовыми
ресурсами федеральных
– территориальный – расходы для субъектов Российской Федерации;
– отраслевой – расходы министерств и ведомств;
– функциональный – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.
Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы.
Наиболее значительны расходы на оборону, народное хозяйство.
4. В структуре расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетным учреждениям) наибольший удельный вес занимает ассигнования в национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
5. Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. являются социальная политика, национальная экономика, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.
Анализ распределения расходов федерального бюджета по государственным программам показал, что программная часть расходов федерального бюджета составляет в 2011 г. – 84,8%, в 2012 г. - 81,1%, в 2013 г. – 75,8% общего объема расходов федерального бюджета и сгруппирована она по пяти направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики; обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство. Наибольший объем расходов федерального бюджета предусматривается по направлению «Новое качество жизни» – более 50%.
Таким образом, в 2011-2013 гг. продолжится реализация ряда инвестиционных проектов, имеющих общефедеральное и региональное значение с учетом принятых решений Правительства Российской Федерации.
На современном этапе основными проблемами бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета являются:
– ситуации, связанные с проблемой межбюджетного выравнивания и выделения трансфертов бюджетам других уровней;
– необходимость дальнейшего совершенствования порядка разграничения расходных полномочий федерального бюджета;
– проблемы, связанные с управлением государственным долгом как следствием дефицита федерального бюджета.
Нами была предложена разработка мероприятий по повышению бюджетно-финансовой самостоятельности федерального бюджета, среди которых можно выделить:
11) систематизация
предоставляемых межбюджетных
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 8 мая 2010 г. № 117–ФЗ : [федер. закон : принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 19 апреля 2010 г. : введен в действие с 1 января 2011 г.] // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 32. – Ст. 8, 12, 224.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 20 августа 2004г. № 120–ФЗ: [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 4 июля 2004 г. : введен в действие с 1 января 2006г.] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» – Электрон.текст. данные. – Ст. 41, 42,46.
3.Богачева, О.Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации / О.Б. Богачева. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. – 479 с.
4. Поляков, Г. Бюджетная система России / Г. Поляков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 256 с.
5. Александрова, И.М. Бюджетная система РФ / И.М. Александрова. – М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2009. – 486 с.
6. Баранова, Л.Г.Бюджетный процесс в Российской Федерации: учебное пособие /Л.Г. Баранова.- М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 2009. – 362 с.
7. Ковалева, А.М. Формирование расходной части федерального бюджета: учебное пособие / А.М. Ковалева. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 64 с.
8. Селезнева, И.Н., Ионова, А.Ф. Финансовый анализ, управление финансами: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. – 78 с.
9. Лавриков, И.Н. Проблемы межбюджетных отношений в РФ и пути их решения / И.Н. Лавриков // Финансы. – 2009. – №5. – С. 71-74.
10. Александрова, Е.Н., Аретова, Е.В., Пономаренко, Е.Е. Ключевые проблемы развития социальной сферы России: организационно-экономический аспект / Е.Н. Александрова, Е.В. Аретова, Е.Е. Пономаренк // Финансы и кредит. – 2009. – №28. – С. 67-76.
11. Анисимова, С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики / С.А. Анисимова // Финансы. – 2010. – №11. – С. 23-26.
12. Белоусова, О.М. Управление бюджетной политикой в сфере социальных расходов как важный инструмент инвестиционной стратегии государства / О.М. Белоусова // Ученые записи РГСУ. – 2010. – №3. – С. 64-74.
13. Ефимова, С.Б. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере / С.Б. Ефимова // Финансы и кредит. – 2009. – №1. – С. 49-57.
14. Кудрин, А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики / А.Л. Кудрин // Финансы. – 2010. –№1. – С. 3-7.
16. Пешкова, Х.В. Принципы осуществления расходов бюджета: некоторые теоретические и практические аспекты / Х.В. Пешкова // Финансовое право. – 2010. – №11. – С. 33-39.
17. Токаева, Т.И. О некоторых вопросах совершенствования механизма финансирования социальной сферы / Т.И. Токаева // Экономический вестник. – 2009. – №2. – С. 134-139.
18. Шахова, Г.Я., Боженко, И.П. Федеральные расходы и социально-экономическое развитие / Г.Я. Шахова, И.П. Боженко // Финансы. – 2010. – №8. – С. 61-66.
19. Соколова А.А. Актуальные вопросы реформы
федерального бюджета Российской Федерации
[электронный ресурс] // REFORMJOURNAL.RU : Журнал
«РЕФОРМЫ». 2010 г. – Электрон.данные. URL:
http://www.ncstu.ru/rubrica/5/
20. Российская Федерация в цифрах (Комплексный сборник). Стат.сб./Госкомстат. – У., 2011. – 463 с.
1 Поляков Г. Бюджетная система России. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – С. 25-29.
2 Ковалева А.М. Формирование расходной части федерального бюджета. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 36-42.
3 Ефимова С.Б. Оптимизация расходной бюджетной политики государства в социальной сфере // Финансы и кредит. – 2009. – №1. – С. 49-57.
4 Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы. – 2010. –№1. – С. 3-7.
5 Богачева О.Б. Проблемы укрепления бюджета Федерации. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – С. 23-24.
Информация о работе Анализ и особенности формирования расходной части федерального бюджета