Анализ и особенности формирования расходной части федерального бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в рассмотрении анализа и особенностей формирования расходной части федерального бюджета.
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
– исследовать состав и структуру расходной части федерального бюджета Российской Федерации;
– изучить особенности формирования расходной части федерального бюджета;
– выявить направления совершенствования расходной части федерального бюджета;
– проанализировать структуру расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг.

Содержание работы

Введение 33
1 Социально-экономическая сущность расходов федерального бюджета 5
1.1.Понятие и сущность расходов федерального бюджета 5
1.2 Особенности расходов федерального бюджета 7
1.3 Состав и структура расходов федерального бюджета 9
2 Анализ динамики расходной части федерального бюджета 12
2.1 Анализ структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг. 12
2.2 Особенности формирования расходной части федерального бюджета и направления его совершенствования 15
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25

Файлы: 1 файл

курсач переделанная.docx

— 68.51 Кб (Скачать файл)

В соответствии с уровнем государственного управления расходы федерального бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть 
использован и такой источник, как самофинансирование).

Структура государственных расходов, т.е. соотношение между группами 
расходов на народное хозяйство, социально-культурные нужды, военными 
расходами и расходами на управление в бюджете государства, не одинаково 
в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития12.

Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. Перечисленные группы расходов определены по предметному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно классифицировать и по 
другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому 
назначению и др.)

Анализ расходов федерального бюджета  по разделам функциональной 
классификации показывает, что наиболее значительны расходы на оборону, 
народное хозяйство. Социально-культурная же сфера в последние годы 
испытывает ощутимый недостаток ассигнований, исходя из разумных и 
желаемых потребностей современного общества13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ ДИНАМИКИ РАСХОДНОЙ  ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

 

2.1 Особенности формирования расходной части  федерального бюджета и направления его совершенствования

 

Формирование объема и структуры  расходов федерального бюджета на 2012-2014 гг. осуществлялось исходя из следующих основных подходов:

– определение «базовых» объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 г. на основе утвержденных Федеральным законом от 13.12.2010 № 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг.»;

– определение «базового» объема бюджетных ассигнований на 2014 г., исходя из необходимости финансового обеспечения расходных обязательств;

– уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012 – 2014 гг. с учетом:

– осуществления с 2012 г. финансового обеспечения полиции за счет средств федерального бюджета;

  – передачи субъектам Российской Федерации федеральных учреждений среднего профессионального образования и учреждений, осуществляющие дезинфекционную деятельность;

– передачи субъектам Российской Федерации полномочий в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам), в части выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью;

– передачи субъектам Российской Федерации финансового обеспечения содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях, реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц;

– компенсации выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов с учетом снижения на 2012-2013 гг. тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34% до 30% (с установлением ставки тарифа страховых взносов сверх установленной облагаемой базы 512 тыс. руб. в 2012 г. и 573 тыс. руб. в 2013 г. в размере 10%), а для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения,  – до 20%;

–  индексации с 1 января 2012 г. на 6%, с 1 января 2013 г. на 5,5%, с 1 января 2014 г. на 5,0% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) федеральных государственных органов и обеспечение деятельности федеральных государственных учреждений, в том числе на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц;

– проведения реформы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов;

– увеличения пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц в связи с проведением реформы денежного довольствия;

– формирования Федерального дорожного фонда;

–  завершения реализации отдельных проектов (подготовки к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г. в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивостоке в 2012 г., отдельных федеральных целевых программ и объектов капитального строительства, не входящих в федеральные целевые программы);

– реализации новых федеральных целевых программ.

 

Таблица 1 – структура расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий бюджетным (автономным) учреждениям).

 

 

 

 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

проект

%% к  предыдущему году

проект

%% к  предыдущему году

проект

%% к  предыдущему году

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

11 027,1

12 656,4

114,8

13 730,6

108,5

14 582,9

106,2

Условно утвержденные

     

343,3

 

833,6

 

Всего (без учета условно утвержденных)

11 027,1

12 656,5

114,8

13 387,4

105,8

13 749,4

102,7

в том числе:

Общегосударственные вопросы

844,6

832,9

98,6

831,0

99,8

814,2

98,0

Национальная  оборона

1 537,4

1 853,3

120,5

2 329,4

125,7

2 737,4

117,5

Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность

1 242,1

1 822,0

147,4

1 981,3

108,8

2 072,5

104,7

Национальная  экономика

1 784,9

1 797,2

100,7

1 720,5

95,7

1 653,0

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

234,1

136,0

58,1

104,3

76,7

73,8

70,8

Охрана  окружающей среды

17,6

21,7

123,3

22,6

104,2

23,6

104,7

Образование

560,0

603,5

107,8

558,9

92,6

499,5

89,4

Культура, кинематография

88,0

86,2

98,0

84,6

98,1

82,7

97,8

Здравоохранение

503,7

551,1

109,4

503,3

91,3

461,8

91,8

Социальная  политика

3 135,3

3 895,9

124,3

4 155,3

106,7

4 163,6

100,2

Физическая  культура и спорт

44,0

40,8

92,8

40,3

98,7

27,7

68,8

Средства  массовой информации

61,3

73,5

120,0

70,6

96,0

65,5

92,8

Обслуживание  государственного и муниципального долга

350,7

388,4

110,8

482,3

124,2

579,2

120,1

Межбюджетные  трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований

623,4

553,9

88,9

503,0

90,8

494,7

98,3


 

На основе данных таблицы 1 можно  сделать вывод, что в структуре расходов федерального бюджета в сопоставимых условиях (с учетом особенностей планирования бюджетным учреждениям) наибольший удельный вес занимает ассигнования в национальную безопасность и правоохранительную деятельность14.

 

2.2. Анализ структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на плановый период 2012-2013 гг.

 

Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета на 2011 г. и   на плановый период   2012 и 2013 гг. являются социальная политика, национальная экономика, национальная   оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

При увеличении расходов федерального бюджета необходимо принять во внимание уровень исполнения расходов, а также  эффективность их использования в 2009 г.

В 2011 г.  по сравнению с 2010 г. увеличение расходов федерального бюджета предусматривается по подразделу «Лесное хозяйство» – на 64% (неисполнение в 2009 г. составило 11% к сводной бюджетной росписи с изменениями), по подразделу «Топливно-энергетический комплекс» – на 57,9% (15,4%), по разделу «Обслуживание государственного и муниципального долга»  – на 39,1% (13,1%), по разделу «Охрана окружающей среды» – на 26,7% (2,5%), по подразделу «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» – на 20,8% (6,1%)15.

Приоритетной задачей в области  национальной обороны является финансовое обеспечение Государственной программы   вооружения на 2011   - 2020 гг., которая предполагает  комплексное переоснащение войск  современными видами вооружения  и военной техники начиная с   2011 г. При   этом основной прирост   расходов на национальную оборону предусмотрен на оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации новой техникой и вооружением.

Анализ реестра расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств  федерального бюджета, в том числе  за счет субвенций бюджетам субъектов  Российской Федерации, показывает, что  объем бюджетных ассигнований, включенных в реестр, соответствует ведомственной  структуре расходов федерального бюджета, приведенной в приложениях 8 и  11 к законопроекту (открытая часть), и составляет в 2011 г. 87,7%,  в 2012 г. – 83,6%, в 2013 г.  – 78,1% общих расходов федерального бюджета, по остальной части расходов (12,3%, 16,4%, 21,9% соответственно) реестр не представлен16.

Анализ перечня публичных нормативных  обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетов по ним на 2011 г. и на плановый период 2012 и  2013 гг. показал, что объем  бюджетных ассигнований, подлежащих индексации, в  общем объеме бюджетных ассигнований,  направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, в 2011-2013 гг.  составляет 8 - 9%.

При этом индексация социальных выплат запланирована на уровне инфляции, установленной на 2011 г. в 6,5%. Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г. предусмотрен механизм индексации социальных выплат по фактическому уровню инфляции, сложившемуся в предыдущем году (в 2010 г.– по оценке, 8%).

Анализ распределения расходов федерального бюджета по государственным  программам показал, что программная  часть расходов федерального бюджета составляет в 2011 г. – 84,8%, в 2012 г.  – 81,1%, в 2013 г. – 75,8% общего объема расходов федерального бюджета и сгруппирована она по пяти направлениям: новое качество жизни; инновационное развитие и модернизация экономики;  обеспечение национальной безопасности; сбалансированное региональное развитие; эффективное государство. Наибольший объем расходов федерального бюджета предусматривается по направлению «Новое качество жизни» - более 50%.

 

Таблица 2 – Бюджетные ассигнования федерального бюджета «Общегосударственные вопросы»

 

2010 г. (сводная бюджетная роспись)

2011 г. (проект)

2012 г. (проект)

2013 г. (проект)

1

2

3

4

5

Объем, млрд. руб.

800,2

863,8

794,5

771,7

Изменения к предыдущему году:

 

 

     

млрд. руб.

 

63,6

-69,3

-22,8

в %

 

7,9

-8

-2,9

доля в общем объеме расходов, %

7,82

8,10

7,07

6,34

доля  в ВВП, %

1,77

1,71

1,42

1,25

Без учета  межбюджетных трансфертов, млрд. руб.

797,3

858,6

790,8

768,0

изменения к предыдущему году:

       

млрд. руб.

 

61,3

-67,8

-22,8

в %

 

7,7

-7,9

-2,9

Межбюджетные  трансферты, млрд. руб.

2,9

5,2

3,7

3,7

доля  в разделе, %

0,4

0,6

0,5

0,5


 

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному  разделу показывает, что расходы  как в целом по разделу, так  и без учета межбюджетных трансфертов  увеличиваются в 2011 г. по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 г. и снижаются в 2012 и 2013 гг. по сравнению с соответствующим предыдущим годом. В 2013 г. по сравнению с 2010 г. снижение составит 3,6%, в том числе без учета межбюджетных трансфертов - 3,7%.

Расходы федерального бюджета по разделу  «Общегосударственные вопросы» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 г. будут осуществлять 69 главных распорядителей бюджетных средств, в 2012 и 2013 гг. – 68. Наиболее крупные из них Министерство финансов Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Управление делами Президента Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство, Российская академия наук, на которые в 2011 г. будет приходиться 76% расходов по данному разделу, в 2012 и 2013 гг. – 79%.

В структуре раздела основное место  занимают расходы по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых  и таможенных органов и органов  финансового (финансово-бюджетного) надзора» и по подразделу «Другие общегосударственные вопросы» в 2011-2013 гг. на них приходится по 24-25% объема расходов по данному разделу.

По данным отчета об исполнении федерального бюджета за 2009 г. (далее – по данным отчета за 2009 г.), исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Общегосударственные расходы» составило 853,1 млрд. руб., что на 79,9 млрд. руб., или 8,6%, меньше расходов, утвержденных Федеральным законом от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 гг.» (далее - Федеральный закон № 204-ФЗ (с изменениями), и на 119,6 млрд. руб., или на 12,3%, меньше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 г17.

Основными факторами, влияющими на формирование объемов бюджетных  ассигнований на обеспечение деятельности федеральных государственных органов в 2011-2013 гг., являются:

– сохранение условий оплаты труда (денежного вознаграждения, денежного содержания, заработной платы) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (за исключением судей Российской Федерации) и федеральных государственных гражданских служащих, действующих в текущем году;

– сокращение предельной численности работников центральных аппаратов и территориальных органов в течение 2011 - 2013 гг. на 20% с сохранением 50-процентной расчетной экономии по фонду оплаты труда в распоряжении соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

Информация о работе Анализ и особенности формирования расходной части федерального бюджета