Анализ кредитной политики и формирование кредитного портфеля ЗАО " ВТБ 24"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 14:25, курсовая работа

Описание работы

Формирование кредитного портфеля коммерческого банка является основным этапом реализации его кредитной политики. К формированию кредитного портфеля приступают, когда сформулирована общая цель кредитной деятельности банка, выработана стратегия кредитной политики, в рамках этой стратегии определены приоритетные цели формирования кредитного портфеля с учетом сложившихся условий внешней среды, конъюнктуры рынков, собственных возможностей банка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Кредитная политика коммерческих банков. Формирование кредитного портфеля ……………………………………………………....…6-17
Роль кредита, в формировании экономической политики страны……………………………………………………….............6
Факторы кредитной политики банка………………………………10
Основные направления, стабилизирующие кредитную политику банка…………………………………..……………….…………….15
Глава 2. Анализ кредитной политики и формирование кредитного портфеля ЗАО " ВТБ 24"………………………………………………………………..18-37
Характеристика деятельности банка. Основные экономические показатели ……………………………………...…………………..…18
Анализ кредитной политики банка………………………………..…21
Анализ эффективности управления кредитным портфелем банка..25
Мероприятия по совершенствованию кредитной политики банка..32
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………...41

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota (Автосохраненный).doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2: Анализ кредитной политики и формирование кредитного портфеля ЗАО «ВТБ 24»

2.1. Характеристика деятельности банка. Основные экономические показатели ЗАО «ВТБ 24»

Банк ВТБ 24 (закрытое акционерное  общество) (далее по тексту - ВТБ 24, Банк) — один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг. Банк входит в состав международной финансовой  группы ВТБ и специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса.

ВТБ 24 предлагает широкий спектр продуктов и услуг для частных лиц и предприятий малого бизнеса: выпуск банковских карт, потребительское и ипотечное кредитование, услуги дистанционного управления счетами, срочные вклады,  денежные переводы, программы кредитования и расчетно-кассового обслуживания субъектов малого бизнеса. 

На сегодняшний день ВТБ 24 — второй по величине розничный  банк в России. Сеть банка на конец 2011 года достигла 606 отделений в 212 городах. Теперь услуги банка доступны для 72% городского населения России в 69 регионах.

Основным акционером ВТБ 24 является ОАО Банк ВТБ (98,93% акций). По состоянию на 1 января 2012 года уставный капитал ВТБ 24 составлял 50,7 млрд. рублей, собственные средства — 114,7 млрд. рублей.

2011 год стал годом  возобновления активного роста розничного кредитования. Население восстановило свою кредитоспособность и предъявило повышенный спрос на кредитные продукты. Вслед за розницей опережающими темпами стало увеличиваться и корпоративное кредитование. При этом сохранился высокий уровень сбережений. Несмотря на то, что темпы роста привлеченных средств населения оказались более чем в полтора раза ниже, чем темпы роста кредитного портфеля, население осталось чистым кредитором банковского сектора. Это подтверждает высокий уровень доверия к российским банкам.

Темпы роста банковской системы в 2011 году по сравнению с 2010 годом заметно выросли. В среднем  за месяц активы российских банков росли на 1,9% против 1,2% за 2010 год. При  этом капитал российских банков увеличивался заметно медленнее, хотя и ускорился по сравнению с 2010 годом — 0,9% против 0,2% соответственно. В результате, к началу 2012 года объем активов российской банковской системы увеличился до 41,6 трлн. руб., а капитал — до 5,2 трлн. руб. 

Темп роста большинства  основных характеристик российской банковской системы в 2011 году в целом  соответствовал темпам роста российской экономики. В результате  отношение  активов банков к ВВП незначительно  выросло (с 76% до 77%), объем банковских депозитов физических лиц остался на уровне 22% ВВП. При этом следует отметить кредитную активность: кредитный портфель увеличился за год  с 50% ВВП до 53% ВВП, в том числе кредиты населению выросли с 9% ВВП до 10% ВВП.

Основным видом операций банковской системы остается кредитование: к концу 2011 года объем кредитов, предоставленных российскими банками нефинансовому сектору экономики и физическим лицам, составлял 24,7 трлн. руб., что на 5,5 трлн. руб. больше, чем на начало года. При этом доля кредитов физическим лицам в активах банков выросла с 12% до 13%, а доля кредитов юридическим лицам выросла  с 45% до 46%.

В 2011 году продолжилась тенденция  снижения доли просроченной задолженности  в портфелях банков как по кредитам физическим, так и по кредитам юридическим  лицам. Просроченная задолженность по кредитам физическим лицам снизилась с 6,9% до 5,2%, а по кредитам юридическим лицам – с 5,0% до 4,4%.

Несмотря на сохранение высокого уровня доверия населения  к российским банкам, возврат к  потребительской модели поведения  вызвал снижение темпов роста депозитов населения. По итогам года темп прироста средств, привлеченных от физических лиц, составил более 21%, против 31% в 2010 году. При этом основная часть прироста (более 46%) традиционно пришлась на IV квартал. В результате доля средств населения в банковских пассивах в течение года незначительно снизилась с 29% до 28,5% пассивов.

Тем не менее, эффект значительно более  высокой базы привел к тому, что  банки привлекли больше средств  населения, чем предоставили ему  в виде кредитов. По итогам года прирост привлеченных средств населения превысил объем выданных ему кредитов на 0,6 трлн. руб., что втрое меньше, чем чистое сальдо по итогам 2010 г. В условиях ограниченного внешнего финансирования население остается важным источником финансирования не только розничного, но и корпоративного кредитования.

В условиях восстановления розничных  рынков и усиления конкуренции ВТБ 24 продолжил укреплять свои рыночные позиции. Его активы увеличились  за 2011 год в 1,3 раза, собственные средства – в 1,1 раза (как и годом ранее). По итогам года банк занимает 6 место в российской банковской системе по активам и 6 место по капиталу.

Опережающий по сравнению с рынком рост портфеля кредитов населению позволил банку увеличить рыночную долю (с  учетом цессии) на 0,8 п.п. до 11,4%. Рост объемов средств населения, размещенных в ВТБ 24, также опережал рынок (31% против 21%), а доля банка на данном рынке выросла на 0,5 п. п. и составила 6,9%. ВТБ 24 упрочил свои позиции в качестве второго розничного банка страны как по объему кредитов, предоставленных населению, так и по объему привлеченных от него депозитов, более чем в 3 раза опережая ближайших преследователей.

В 2012 году мы не ожидаем серьезных  потрясений в российском банковском секторе. Продолжится рост кредитования, как банковского, так и корпоративного, хотя и, вероятно, не столь высокими темпами, как в 2011 году. Превышение темпов роста розничного кредитования над корпоративным, по нашему мнению, сохранится. Население продолжит оставаться чистым кредитором банковского сектора, хотя темпы роста привлеченных средств населения немного замедлятся. По итогам года мы ожидаем прироста кредитов и депозитов населения, как в реальном выражении, так и относительно ВВП.

 

2.2 Анализ кредитной политики ЗАО «ВТБ 24»

 

Кредитная политика ЗАО «ВТБ-24» строится не только с учетом соблюдения общепринятых основных принципов кредитования: срочность, платность, возвратность, обеспеченность.

Получение кредита в  ЗАО «ВТБ-24»  возможно после осуществления ряда процедур, заключающихся в анализе достигнутых потенциальным заемщиком финансовых показателей и бизнес-плана компании (в ряде случаев - технико-экономического обоснования получения кредита), анализе достаточности залогового обеспечения.

Кредит может быть выдан на следующие цели: приобретение активов (зданий, оборудования, автотранспорта, судов и т.д.) для расширения производства; на пополнение оборотных средств; оплату услуг; приобретение сырья и материалов для производства; приобретение товаров для перепродажи, то есть на коммерческие цели; иные цели.

Банк ВТБ 24(ЗАО) предлагает следующие виды кредитования:

1) Кредит наличными

2) Кредит «Коммерсант»

3) Кредит «АвтоСтандарт»

4) Кредит «АвтоЛайт»

5) Кредит «АвтоЭкспресс»

6) Ипотечный кредит  на строящееся или готовое жилье

7) Ипотечный кредит  с переменной ставкой

8) Ипотечный кредит  на залоговую недвижимость

Основная цель кредитной  политики ЗАО «ВТБ-24» - формирование кредитного портфеля, позволяющего поддерживать качество активов на приемлемом уровне, обеспечивающего целевой уровень доходности, направленного на минимизацию кредитных рисков.

Процедура предоставления кредитов физическим лицам -трудоспособному населению - при краткосрочном, равно как и при долгосрочном кредитовании включает в себя следующие этапы:

1) Беседа с клиентом.

2) Анализ платежеспособности клиента и его поручителей на основании предоставленных документов.

3) Анализ качества предлагаемого обеспечения обязательств по кредиту.

4) Составление заключений о возможности выдачи кредита службами отделения - кредитной, юридической, службы безопасности.

5) Рассмотрение заявки на выдачу кредита на заседании кредитно-инвестиционного комитета отделения.

6) Оформление кредитного договора, договора залога, договоров поручительства и другой необходимой для получения кредита документации.

7) Контроль за целевым использованием кредита.

8) Контроль за своевременным поступлением средств в погашение кредита и причитающихся процентов.

9) Проведение мероприятий по возврату просроченной задолженности.

     В таблице  2.1 приведена примерная методика балльной оценки кредитоспособности индивидуальных клиентов «ВТБ 24» и его филиалов, разработанная с учетом зарубежного опыта и адаптированная к реалиям российской практики.

На основе данной методики каждый коммерческий банк может создать единый интегральный показатель, в котором отразить/взвесить значения показателей, положенных в основу оценки кредитоспособности клиентов с учетом специфики функционирования и собственного видения своих клиентов.

Таблица 2.1 Методика оценки кредитоспособности индивидуального клиента «ВТБ-24»

 

Показатели

Баллы

Кретиреальный уровень

1.

2.

3.

1.Совокупный годовой доход (тыс.  руб.)

Менее 10

5

 

10 - 20

15

 

20 - 40

30

 

40 - 60

45

 

Более 60

60

1-а. В том числе годовой  доход на одного члена семьи

 

Дифференцированно по регионам

2. Ежемесячный платеж в погашение  ссуды (в %)

Более 40 %

0

 

30 - 40

5

 

20 - 30

20

 

10 - 20

35

 

Менее 10 %

50

3.Долги заемщика:

Более 10 % размера ссуды

-10

- прочим кредитным институтам

Менее 10 %

- 5

- налоговым органам

более 10% размера ссуды

- 10

 

менее 10%

- 5

4. Период обслуживания в данном  банке

До 1 года

0

 

1 – 2 года

5

 

2 – 3 года

10

 

3 – 5 лет

25

 

5 – 10 лет

40

 

Более 10 лет

50

5. История кредитных отношений

Любые нарушения в течение последних 3 лет

- 10

 

Нет сведений

+ 30

6. Наличие банковских счетов

Имеет счет до востребования

30

 

Счета до востребования и сберегательные

50

 

До востребования и другие счета

40

 

Только счет сберегательный

30

7. Владение пластиковыми картами  (кредитными, дебетовыми)

Нет

0

 

1 и более

30

 

Нет ответа

0

8. Возраст заемщика

До 50 лет

5

 

Свыше 50 лет

25

9. Статус резидента

Владелец квартиры / дома

50

 

Приобретает квартиру

40

 

Арендатор

15

 

Проживает с родителями

10

 

Другие варианты

5

10. Срок проживания по последнему адресу

До 1 года

0

 

1 – 2 года

15

 

2 – 4 года

35

 

Более 4 лет

50

11. Срок работы на одном предприятии  (рабочем месте)

До 1 года

5

 

1 – 2 года

20

 

2 – 4 года

50

 

Более 4 лет

70

 

Пенсионер

70

 

Безраболный

5

Итого

Выдача ссуды

Более 300

 

Экспертная оценка

200 – 300

 

Отказ в выдаче ссуды

Менее 200


 

     Развитие кредитных отношений населения с банками - это вопрос не только экономический, но и политический, и социальный. Помимо необходимой экономической и политической стабильности, разработки коммерческими банками социально - ориентированной кредитной политики во взаимоотношениях с населением, он требует также модернизации форм и методов кредитования, совершенствования кредитов, использования опыта зарубежных стран с рыночной экономикой

Таким образом,  особенности кредитной политики ВТБ 24 предоставляют - кредиты заемщикам на цели, предусмотренные их уставом для осуществления текущей и инвестиционной деятельности. Предоставление банком кредитов основывается на учете необходимых потребностей заемщиков в заемных средствах, наличии достаточных гарантий для своевременного их возврата.

2.3 Анализ эффективности  управления кредитным портфелем  банка

 

Для того чтобы оценить  эффективность кредитной политики банка, необходимо проанализировать его кредитный портфель. Кредитный портфель - это характеристика структуры и качества суд, классифицированных по определенным критериям: по отраслям, видам обеспечения, степени риска и срокам. 2

     Выделяют пять стадий формирования оптимального кредитного портфеля:

     1. анализ факторов, воздействующих на спрос и предложение кредита;

     2. формирование кредитного потенциала коммерческого банка;

     3. обеспечение соответствия структуры кредитного потенциала и выданных ссуд;

     4. анализ выданных кредитов по различным признакам;

     5. оценка эффективности и качества кредитного портфеля, разработка мероприятий по совершенствованию кредитного портфеля банка.

     На первой стадии анализ осуществляется аналитическими службами банка с учетом региональных рынков, на которых работает банк. Желательно, чтобы данная работа стала постоянной составляющей в процессе совершенствования кредитного портфеля, так как это позволит банку своевременно уловить изменения банковской конъюнктуры и принять меры по снижению кредитного риска и повышению доходности кредитования.

     Среди факторов, определяющих развитие кредитных операций в банке, различают внутренние и внешние.

К внутренним относятся:

имеющиеся у банка кредитные ресурсы с учетом их срочности и объема;

     - наличие собственного капитала в достаточных размерах (так как, с одной стороны, собственный капитал может выступать в качестве дополнительного источника для осуществления кредитных операций банка, а с другой — собственный капитал в определенной степени может компенсировать риски по кредитным операциям);

Информация о работе Анализ кредитной политики и формирование кредитного портфеля ЗАО " ВТБ 24"