Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 13:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов анализа кредитоспособности и оценка рисков ОАО «Пинский мясокомбинат». Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты организации анализа кредитоспособности и оценка рисков организации;
проанализировать кредитоспособность ОАО «Пинский мясокомбинат»;
В основе устойчивого финансового состояния предприятия, его ликвидности и платежеспособности лежит эффективность деятельности. Ее можно оценить с помощью показателей рентабельности, которые отражают прибыльность деятельности предприятия. Для оценки кредитоспособности предприятия из широкого спектра показателей рентабельности обычно используется ограниченный круг коэффициентов, представленных в таблице 1.4 [16, с. 21].
Таблица 1.4 - Расчет показателей рентабельности
Наименование показателя |
Формула расчета |
Содержание |
1. Рентабельность активов |
прибыль / средняя величина активов |
Величина прибыли, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль вложений в ее активы |
2. Рентабельность продаж по чистой прибыли |
величина чистой прибыли / выручка от продаж |
Характеризует уровень чистой прибыли в доходах. Отражает ту часть денежных поступлений, которая реально остается у предприятия. |
3. Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
величина прибыли от продаж / выручка от продаж |
Величина прибыли от продаж, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль выручки от продаж (долю прибыли от продаж в выручке) |
4. Рентабельность полных расходов на реализацию продукции |
величина прибыли от продаж / расходы на производство и реализацию продукции |
Величина прибыли от продаж, полученная организацией за анализируемый период, приходящаяся на каждый рубль общей величины расходов по обычным видам деятельности (себестоимости) |
Примечание – Источник: [16, c.21].
Показатели рентабельности позволяют спрогнозировать изменение финансового состояния предприятия, что является особенно важным, так как оценка кредитоспособности носит перспективный характер. Устойчивое получение предприятием прибыли в достаточных размерах обеспечивает возможность самофинансирования деятельности, высокие темпы роста собственного капитала и требуемый уровень независимости от заемных источников, а, следовательно, ликвидность баланса и платежеспособность предприятия.
При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежеспособности и ликвидности баланса; структуры, состояния и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и изменений ее уровня. Наиболее важными для оценки кредитоспособности являются показатели ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источниками средств [6, с. 115].
Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующий вывод, что под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Несмотря на указанные слабые стороны и отсутствие единого подхода к оценке одних и тех же показателей, финансовые коэффициенты остаются важным инструментом анализа кредитоспособности заемщика по целому ряду причин. Анализ финансовой отчетности достаточно прост в техническом плане по сравнению с анализом других характеристик заемщика, а информация, на основании которой он производится, стандартизирована в виде общепринятых форм отчетности и, как правило, ее достоверность подтверждена налоговыми органами. Кроме того, методы финансового анализа широко освещаются в литературе и известны экономистам практически любого профиля. Именно указанные причины обусловливают широкое применение финансового анализа в практике банков для диагностики кредитоспособности заемщика.
Открытое акционерное общество «Пинский мясокомбинат» входит в состав государственного объединения «Концерн «Брестмясомолпром». Собственником предприятия является Пинский районный исполнительный комитет. ОАО «Пинский мясокомбинат» создано на основании решения Пинского районного исполнительного комитета от 20 декабря 2011 года № 1005 путем преобразования коммунального производственного унитарного предприятия «Пинский мясокомбинат», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 16 апреля 2001 года в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200301991, в соответствии с законодательством о приватизации государственного имущества и законодательством об акционерных обществах. Коммунальное производственное унитарное предприятие «Пинский мясокомбинат» реорганизовано на основании решения Пинского районного исполнительного комитета от 30.05.2005 № 274 путем присоединения к нему коммунального унитарного сельскохозяйственного предприятия «Невель», зарегистрированного Брестским областным исполнительным комитетом 27.06.2001. Дата регистрации предприятия – свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации серия КО № 0034081. Свидетельство зарегистрировано Брестским Областным исполнительным комитетом 26.12.2007г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 200301991. Дата выдачи свидетельства 03.01.2010 года.
Основной вид деятельности – производство мяса и мясопродуктов 1 категории.
Ассортимент вырабатываемой продукции на предприятии составляет более 310 наименований. В частности ОАО «Пинский мясокомбинат» производит и реализует:
-продукты питания - мясо и субпродукты, колбасные изделия, в т.ч. колбасы вареные, сосиски и сардельки, шпикачки, колбасы салями варено-копченые, изделия колбасные полукопченые, изделия колбасные сырокопченые, сыровяленые, колбасы ливерные и кровяные, паштеты, зельцы, сальтисоны, холодцы, продукты из свинины и говядины сырокопченые, сыровяленые, вяленые, соленые, копчено-вареные, копчено-запеченные, изделия оригинальные из субпродуктов копченые, копчено-вареные, продукты прессовeнные и фаршированные вареные и копчено-вареные;
-полуфабрикаты из
-жиры животные топленые пищевые,
-сырье для кожевенной промышленности - шкуры консервированные;
-сырье для производства колбасных изделий - кишки консервированные;
-полуфабрикаты для кормления животных.
Основные показатели деятельности ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2011 – 2013 гг. представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Основные показатели деятельности ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2011 – 2013 гг.
Показатели |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Отклонение 2013/2011г., +/- |
Темпы роста 2013/2011г., % |
1. Объем производства промышленной продукции, млн.руб. | |||||
1.1. в фактических отпускных ценах |
385533 |
713057 |
822940 |
437407 |
213,46 |
1.2. в сопоставимых ценах |
385533 |
798624 |
921693 |
536160 |
239,07 |
2. Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг , млн.руб. |
409363 |
735962 |
864513 |
455150 |
211,18 |
3. Себестоимость реализованной продукции, товeров, работ, услуг: | |||||
3.1. в сумме, млн р. |
364438 |
69 356 |
821638 |
457200 |
225,45 |
3.2. затраты на 1 р. реализованной продукции, р. |
0,89 |
0,95 |
0,95 |
0,06 |
106,76 |
4. Прибыль (убыток) от реализации продукции, товаров, работ, услуг: | |||||
4.1. в сумме, млн р. |
33657 |
11274 |
2580 |
-31077 |
7,67 |
4.2. к выручке от реализации (рентабельность продаж), % |
8,22 |
1,53 |
0,30 |
-7,92 |
3,63 |
5. Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности, млн р. |
39 |
-149 |
-214 |
-253 |
-548,72 |
6. Прибыль (убыток) от финансовой деятельности, млн р. |
8474 |
-10661 |
171 |
-8303 |
2,02 |
7. Прибыль (убыток) до налогообложения, млн р. |
33474 |
-3867 |
-14372 |
-47846 |
-42,93 |
8. Чистая прибыль (убыток). млн.руб. |
25764 |
-3868 |
-14372 |
-40136 |
-55,78 |
9. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн.руб. |
126950 |
178170 |
243532 |
116582 |
191,83 |
10. Фондоотдача |
3,04 |
4,00 |
3,38 |
0,34 |
111,27 |
11. Среднесписочная численность работников, чел. |
845 |
858 |
867 |
22,00 |
102,60 |
12.Производительность труда |
456,25 |
831,07 |
949,18 |
493 |
208,04 |
13. Среднемесячная заработная плата, млн. р. |
2,44 |
4,22 |
4,86 |
2,42 |
199,18 |
Примечание - Источник: на основании отчетных данных предприятия
ОАО «Пинский мясокомбинат» ежегодно увеличивается объем производства с 385533 млн.руб. в 2011г. до 822940млн.руб. в 2013гг. или на 213%. Увеличивается объем сертифицированной продукции, так в 2011 году только 78,8% всей продукции было сертифицировано, в 2013 году - уже 86,2% произведенной продукции прошло сертификацию. Удельный вес новой продукции в общем объеме производства ОАО «Пинский мясокомбинат» незначителен -6% по состоянию на 01.01.2014г., однако за три года объем новой продукции увеличился.
На сегодняшний день свою продукцию ОАО «Пинский мясокомбинат» поставляет в 38 регионов Республики Беларусь. Практически полностью охвачена Брестская область, а также такие густонаселенные (и как следствие наиболее емкие) города как Минск, Гродно, Гомель и Могилев. Для энергичного продвижения своей продукции предприятие развивает сеть фирменных магазинов, а также активно взаимодействует с различными торговыми посредниками – индивидуальными предпринимателями, организациями «Потребкооперации» и др. От эффективности работы данных посредников зависит не только продвижение продукции «Пинский мясокомбинат», но и известность продукции, распространение продукции в новых, неосвоенных регионах. С целью увеличения заинтересованности в работе торговых посредников с ОАО «Пинский мясокомбинат», последний разрабатывает и использует различные условия оплаты – дилерские договора, отсрочка платежа и др.
По итогам работы за 2013 год на ОАО «Пинском мясокомбинате» всего было занято 867трудящихся. По сравнению с 2011 годом число трудящихся сократилось на 9%. В общей структуре персонeла мясокомбината численность рабочих составляет около 70-75% однако в течение периода с 2011 по 2013 гг. наблюдается снижение удельного веса рабочих в общей структуре, когда их численность возросла с 692 чел в 2011г. до 653 чел к 2013г. или на 9 чел., так же отметим, что по предприятию идет и увеличение численности руководителей и специалистов. Так в 2013 году среднегодовая выработка на одного работающего составляла 949,2 млн. рублей, в 2011 году – 456,3 млн. рублей. Повышение производительности труда может быть связано с повышением автоматизации производства, улучшения существующих производственных процессов и применение более привлекательных условий материального стимулирования.
В период с 2011 по 2013 год основные средства ОАО «Пинский мясокомбинат» увеличились на 191%. Структура основных фондов ОАО «Пинский мясокомбинат» выглядит следующим образом: наибольший удельный вес принадлежит машинам и оборудованию - около 51,61 % в структуре основных средств за 2013г., далее идут здания и сооружения – 39,2 %, передаточные устройства – 6,89%. Использование основных производственных фондов становится все более эффективным, так как рост фондоотдачи означает экономию имеющихся мощностей.
В период 2011-2013г. по предприятию идет снижение прибыли от реализации с 33657 млн.руб. в 2011г. до 2580 млн.руб. к 2013г. или на 31077 млн.руб.. Так же отметим, что в 2012-2013г. ОАО «Пинский мясокомбинат» сработал с убытками, которые к 2013г. составили 14372 млн.руб.
Анализируя кредитоспособность предприятия первоначально, необходимо изучить его имущественное положение. Для характеристики структуры имущества оценим соотношение между основными и краткосрочными средствами, удельный вес различных элементов имущества в их общей сумме (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Данные о структуре и динамике активов ОАО «Пинский мясокомбинат» за 2011 - 2013 гг.
Статьи актива баланса |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Отклонение 2013/2011гг., +/- | |||
млн р. |
% к итогу |
млн р. |
% к итогу |
млн р. |
% к итогу | ||
1.Долгосрочные активы |
96905 |
56,07 |
125567 |
50,30 |
166610 |
53,86 |
69705 |
В том числе: |
|||||||
1.1. Основные средства |
86924 |
50,30 |
120539 |
48,29 |
164902 |
53,30 |
77978 |
1.2. Нематериальные активы |
21 |
0,01 |
37 |
0,01 |
31 |
0,01 |
10 |
1.3 Вложения в нематериальные активы |
9960 |
5,76 |
4991 |
2,00 |
1677 |
0,54 |
-8283 |
2. Краткосрочные активы, в том числе |
75917 |
43,93 |
124063 |
49,70 |
140756 |
45,50 |
64839 |
2.1. Запасы и затраты |
21800 |
12,61 |
51105 |
20,47 |
39167 |
12,66 |
17367 |
2.2 Расходы будущих периодов |
265 |
0,15 |
335 |
0,13 |
380 |
0,12 |
115 |
2.3. Налоги по приобретенным ценностям |
178 |
0,10 |
4 |
0,00 |
62 |
0,02 |
-116 |
2.4. Краткосрочная дебиторская задолженность |
24890 |
14,40 |
45534 |
18,24 |
55214 |
17,85 |
30324 |
2.5. Денежные средствe |
3982 |
2,30 |
2845 |
1,14 |
1484 |
0,48 |
-2498 |
2.6. Прочие |
24802 |
14,35 |
24240 |
9,71 |
44449 |
14,37 |
19647 |
Баланс |
172822 |
100,00 |
249630 |
100 |
309366 |
100 |
136544 |
Информация о работе Анализ кредитоспособности организации и оценка рисков