Анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Задачи:
1) рассмотреть налоговые доходы и их разграничение между уровнями бюджетной системы;
2) провести анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней;
3) наметить основные пути реформирования налоговой системы в современных условиях и на перспективу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Налоговые доходы и их разграничение между уровнями бюджетной системы 7
1.1 Сущность и функции налогов 7
1.2 Понятие налоговых доходов и их классификация 10
1.3 Распределение налогов между уровнями бюджетной системы 14
2 Анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней (на примере федерального, регионального и местного бюджетов) 17
2.1 Федеральный бюджет 17
2.2 Региональные бюджеты 23
2.3 Местный бюджет 26
3 Основные пути реформирования налоговой системы в современных условиях и на перспективу 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсач Нал. доходы.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

      ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность темы. Налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

     Сущность  налогообложения заключается в  прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов государства.

     Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент  доходов бюджета  обеспечивают финансирование всей структуры  и его расходных статей.

     Роль  налогов в формировании доходов государственного бюджета определяется показателями удельных весов:

     - налоговых поступлений в общей  сумме доходов бюджета;

     - отдельной группы налогов (например, прямых или косвенных) в общей сумме доходов бюджета;

     - конкретного налога (например, налога на прибыль организации) в общей сумме доходов бюджета;

     - отдельной группы налогов в  общей сумме налоговых поступлений;

     - конкретного налога в общей  сумме налоговых поступлений.

     Эти показатели характеризуют значимость налогов в формировании доходов государственного бюджета в целом и налоговых поступлений в частности.

     К числу наиболее сложных экономических  проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить  их уменьшения, поиск факторов, оказывающих  влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы.

     Целью курсовой работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.

     Задачи:

     1) рассмотреть налоговые доходы и их разграничение между уровнями бюджетной системы;

     2) провести анализ различий в структуре налоговых  доходов в бюджетах различных уровней;

     3) наметить основные пути реформирования налоговой системы в современных условиях и на перспективу.

     Предметом курсовой работы выступают вопросы, связанные с поиском увеличения налоговых доходов государства  в современных условиях.

     Объектами исследования являются бюджеты РФ различных уровней.

 

     

     1 Налоговые доходы и их разграничение между уровнями бюджетной системы

     1.1 Сущность и функции налогов

 

     С появлением на земле первых государственных  образований возникла необходимость  в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств, но самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливалась в зависимости от политической и социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога. [1]

     Вся дальнейшая история налогообложения  показывает, что налоги являются важнейшим  и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства. Иными словами, государство не может существовать без взимания налогов: более того, налоги – это органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и налогообложение.

     Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую  и другие направления внешней  и внутренней политики, которые в  условиях гражданского общества превращаются в направление его деятельности и соответственно функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

     В XX веке основной была точка зрения о  том, что налог – это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных  потребностей на основе изданного закона.

     Налоговый кодекс РФ (п.1 ст.8) определяет налог  как «обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

     Налоги  – категория комплексная, которая  имеет экономическое и юридическое  значения. Рассматривая категорию «налог»  с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому, при определении экономической природы налога важнейшими критериями являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств, поступающих в распоряжение государства.

     Однако  на практике решающее значение при  определении категории «налог»  приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

     Исходя  из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций. [1]

     Источники и виды государственных доходов, и назначение каждого из них определяется экономической и правовой системы  страны.

     В 2009 году доходы государственного бюджета РФ складывались следующим образом: внешние заимствования – 10,3%; налоговые доходы – 6,8%; налоговые поступления – 77,0%. Следовательно, налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета, поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.

     В различных странах основную часть  доходов бюджета составляют именно налоги: в США они формируют 90 % бюджета, в Германии – 80%, Японии – 75%.

     Связь налогов и бюджета имеет двухсторонний  и неразрывный характер. Налоги как  основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей. В бюджетном процессе приоритет сохраняется за расходами, величина которых предопределяет доходную часть. Однако, наряду с воздействием налогообложения на бюджетный процесс происходит и обратное действие: состояние бюджета влияет на развитие налогообложения. Налоги и бюджет – это взаимообусловленные явления, то есть связь их носит двухсторонний   и неразрывный характер. 

     1.2 Понятие налоговых доходов и их классификация

 

     Доходы  бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

     Размер  предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов  и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах  соответствующего бюджета. [2]

     К неналоговым доходам относятся:

     доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

     доходы  от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

     средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

     иные  неналоговые доходы.

     К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям относятся перечисления в виде: [2]

     финансовой  помощи из бюджетов других уровней  в форме дотаций и субсидий;

     субвенций из Федерального фонда компенсаций  и (или) из региональных фондов компенсаций;

     субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней; 
иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

     безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

     безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических  лиц, международных организаций  и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

     В соответствии с комментируемой статьей  доходы бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ - федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных  бюджетов - подразделяются на налоговые, неналоговые и безвозмездные перечисления. Они нашли свое отражение в классификации доходов бюджетов РФ (приложение 2 к Закону о бюджетной классификации), включающей пять групп доходов:

     1) налоговые доходы;

     2) неналоговые доходы;

     3) безвозмездные перечисления;

     4) доходы целевых бюджетных фондов;

     5) доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности.

     К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы.

     Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Информация о работе Анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней