Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:48, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Задачи:
1) рассмотреть налоговые доходы и их разграничение между уровнями бюджетной системы;
2) провести анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней;
3) наметить основные пути реформирования налоговой системы в современных условиях и на перспективу.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Налоговые доходы и их разграничение между уровнями бюджетной системы 7
1.1 Сущность и функции налогов 7
1.2 Понятие налоговых доходов и их классификация 10
1.3 Распределение налогов между уровнями бюджетной системы 14
2 Анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней (на примере федерального, регионального и местного бюджетов) 17
2.1 Федеральный бюджет 17
2.2 Региональные бюджеты 23
2.3 Местный бюджет 26
3 Основные пути реформирования налоговой системы в современных условиях и на перспективу 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Местными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые
действующим НК РФ и нормативными
правовыми актами представительных
органов местного самоуправления, вводимые
в действие в соответствии с настоящим
Кодексом нормативными правовыми актами
представительных органов местного самоуправления
и обязательные к уплате на территориях
соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы в городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются
и вводятся в действие законами указанных
субъектов РФ. [2]
При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Пени представляют собой денежные суммы, которые налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Штрафами принято считать санкции, устанавливаемые и применяемые в виде денежных взысканий в размерах, которые установлены на законодательном уровне.
Действующее законодательство о налогах и сборах допускает предоставление налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов должен полностью учитываться в доходах соответствующего бюджета.
В
соответствии с действующим БК РФ
к неналоговым доходам
-
доходы от использования
-
доходы от платных услуг,
-
средства, полученные в результате
применения мер гражданско-
- иные неналоговые доходы. [2]
Эти же виды неналоговых доходов, но в иной разбивке повторены в классификации доходов бюджетов РФ (приложение 2 к Закону о бюджетной классификации). В ней в группу "Неналоговые доходы" включены следующие подгруппы:
1)
доходы от имущества,
2) доходы от продажи земли и нематериальных активов;
3)
поступления капитальных
4)
административные платежи и
5) штрафные санкции, возмещение ущерба;
6) доходы от внешнеэкономической деятельности;
7)
прочие неналоговые доходы, например
доходы от реализации и (или)
использования
Рассматривая такие основополагающие элементы государственной налогово-бюджетной политики, как процессы первоначального разграничения и последующего распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы, приводящие к возникновению классификационной основы для деления поступающих в бюджетную систему налоговых доходов на три взаимосвязанные категории (собственные, закрепленные и регулирующие), следует обратить внимание на появившийся в последнее время радикальный принцип «один налог - один бюджет». [3]
Этот принцип означает, что доходы, образуемые налогом определенного уровня налоговой системы, поступают напрямую и только в тот бюджет, уровень которого в структуре бюджетной системы соответствует уровню этого налога в налоговой системе. По существующему частному мнению, высказываемому в зарубежных исследованиях современного состояния финансовой системы России, нынешняя система отчислений от федеральных налогов в региональные и местные бюджеты скорее создала, чем решила те или иные проблемы. По этой причине рекомендуется полностью разделить между уровнями бюджетной системы налоги по принципу "один налог - один бюджет", в том числе с возможным созданием региональных и местных налоговых служб и казначейств.
Между
тем данные рекомендации настолько
теоретически абстрактны и так далеки
от реальности, что вряд ли могут
считаться полезными для
Следуя рассматриваемому принципу «один налог - один бюджет», в бюджет каждого уровня бюджетной системы поступают только налоговые доходы, которые формируются при взимании налогов и сборов, по уровню в налоговой системе соответствующих уровню бюджета в бюджетной системе, что приводит к образованию в бюджетах только собственных налоговых доходов. Проявление радикализма этого принципа в виде образования в бюджетах только собственных налоговых доходов и невозможности передачи их части бюджетам иных уровней бюджетной системы является причиной устранения из бюджетной системы распределительных процессов, создающих динамическую систему постоянного движения финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней и поддерживающих жизнеспособность бюджетной системы как целостной и единой структуры.
Устранение
распределительных процессов
Практическое внедрение принципа «один налог - один бюджет», приводящего к раздроблению целостной структуры бюджетной системы единого федеративного государства на отдельные изолированные фрагменты, укажет на нежелание Федерации проводить мероприятия, нацеленные на помощь входящим в нее субъектам в решении текущих финансово-экономических проблем. Учитывая, что в состав Российской Федерации входят субъекты, не способные обеспечить полноценное финансирование выполняемых ими задач и функций своими собственными доходными источниками, существование и важность процессов распределения налоговых доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы предрешены существованием самого федеративного государства.
При этом основными связующими нитями, скрепляющими единое экономическое пространство федеративного государства, являются государственные и муниципальные финансы, действие которых выражается в постоянном и непрерывном движении и централизации денежных средств в ходе распределения налоговых доходов между бюджетами всех уровней бюджетной системы и перераспределения налоговых доходов вышестоящих бюджетов между бюджетами нижестоящих уровней.
В связи с этим поставленная в Российской Федерации важнейшая цель укрепления единого федеративного государства с направленностью в сторону более равномерного распределения финансовых ресурсов между его субъектами исключает применение принципа «один налог - один бюджет» при формировании основных направлений совершенствования государственных финансов. Кроме того, учеными, исследующими современные проблемы проведения эффективной налоговой политики, справедливо указывается, что в практическом плане строгое и полное разграничение всех источников дохода по видам бюджетов - задача невероятной сложности, поскольку всегда будет существовать потребность в перераспределении средств.
Федеральный бюджет на 2008-2010 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны. Согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2008 год составил 6 644,45 млрд. рублей, на 2009 и 2010 год в сумме 7 465,45 и 8 089,97 млрд. рублей. Расходы федерального бюджета на 2008 год прогнозируются в размере 6 570,30 млрд. руб., на 2009 год 7 451,15 млрд. руб., а в 2010 году 8 089,97 млрд. руб. Прогнозируется профицит федерального бюджета в сумме 74, 15 млрд. рублей (2008 году) и 14,29 млрд. рублей в 2009 году. В 2010 году доходы равны расходам - около 8,10 млрд. руб. Профицит вообще не планируется. [4]
Проведем сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов. Рассмотрим таблицу 2.1.
Таблица 2.1 – Доходы федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов
|
Информация о работе Анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней