Анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 08:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение факторов, от влияния которых зависит объем поступивших в анализируемый период налоговых доходов.
Задачи:
1) рассмотреть налоговые доходы и их разграничение между уровнями бюджетной системы;
2) провести анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней;
3) наметить основные пути реформирования налоговой системы в современных условиях и на перспективу.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Налоговые доходы и их разграничение между уровнями бюджетной системы 7
1.1 Сущность и функции налогов 7
1.2 Понятие налоговых доходов и их классификация 10
1.3 Распределение налогов между уровнями бюджетной системы 14
2 Анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней (на примере федерального, регионального и местного бюджетов) 17
2.1 Федеральный бюджет 17
2.2 Региональные бюджеты 23
2.3 Местный бюджет 26
3 Основные пути реформирования налоговой системы в современных условиях и на перспективу 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

курсач Нал. доходы.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

     2.3. Местный бюджет

 

     Переход к рыночным методам хозяйствования обусловил коренное реформирование бюджетной системы страны.

     Актуальным  вопросам постперестроечного периода  является перераспределение налоговых  доходов между уровнями бюджетов. Проведен анализ распределения налоговых доходов г. Иваново. Установлено, что в 2008 г. в местном бюджете оставалось 44,7% от общей суммы налоговых поступлений, а в 2009 г. – 19,6%. За тот же период доля перечислений в областной бюджет выросла с 6,2 % до 26,3%. В федеральный бюджет в 2008 г. отчислялось 49,1% налоговых доходов города, а в 2009 г. – 54,1%.

     Доля  безвозмездных поступлений из областного бюджета постоянно увеличивалась  и достигла в 2009 г. 57,8% от общей суммы  доходов. При этом закрепленные ст.15 Налогового кодекса местные налоги составили только 2,4%.

     Сложившаяся практика выстраивания межбюджетных отношений  приводит к тому что:

     1. Местные органы управления не  заинтересованы в увеличении  налогового потенциала города;

     2. Отсутствует возможность стратегического планирования развития муниципального образования;

     3. Безвозмездные поступления превратились  в доминирующую форму финансовой  поддержки, что обусловливает  высокую зависимость муниципальных  органов власти от областных.

     Учитывая  сложившуюся ситуацию, представляется целесообразным:

     1. Усилить экономическую заинтересованность  местных органов власти в развитии  налогового потенциала подведомственных  территорий путем законодательно  закрепленных повышенных нормативов  отчислений от налоговых поступлений при принятии плана городского бюджета.

     2. Повысить самостоятельность местных  бюджетов (при наличии достаточных  налоговых поступлений), установив  коэффициент автономии бюджета  не ниже 0,5 % .

     3. Пересмотреть малоэффективную практику превалирования в местном бюджете безвозмездных поступлений.

 

     

     3 Основные пути реформирования налоговой системы в современных условиях и на перспективу

 

     Конституция РФ относит уплату налогов в бюджет к обязанностям всех лиц, осуществляющих деятельность на территории страны. Это во многом обусловлено тем, что от своевременности и полноты сбора налогов зависит в целом экономическое состояние государства, формирование бюджетов различных уровней, а значит, и стабильность выплаты заработной платы, пенсий, дотаций, различных социальных пособий для малоимущих.

     В процессе реализации налогового законодательства возникают правоотношения между  субъектами налогового права – организациями  и физическими лицами. В таких  правоотношениях участвуют налогоплательщики, налоговые органы, а также правоохранительные органы. Они являются носителями юридических прав и обязанностей в налоговых правоотношениях.

     Слабый  контроль за сбором налогов создает  возможности для уклонения от уплаты налогов, что не только уменьшает  налоговые поступления, но и стимулирует прилив капитала в торгово-посреднические сферы, а также способствует развитию криминального предпринимательства. По оценкам экспертов, из-под налогообложения в РФ уводится до 40% всех поступлений фирм. Налоговые льготы не способствуют развитию предпринимательской деятельности в сфере производства и, следовательно, росту производительности труда [5].

     Еще один недостаток нашей налоговой  системы – ее усложненность. Это  выражается в том, что при отнесении  тех или иных налогов к соответствующей группе имеет значение не то, в какой бюджет зачислится платеж, а органом какого уровня государственного управления введен и регистрируется порядок уплаты данного налога.

     Не  способствует эффективному функционированию налоговой системы и нецивилизованные действия государства, постоянно меняющего правила экономической игры. В условиях, когда ставки налогообложения меняются постоянно, никакая долгосрочная предпринимательская деятельность невозможна, так как государство выступает ненадежным экономическим партнером.

     Выход из бюджетного кризиса может быть найден путем увеличения доходов  бюджета. Учитывая тяжелое финансовое положение, основным массам отечественных  товаропроизводителей такой путь может  показаться далеко не лучшим [5].

     В экономической литературе сложились две точки зрения на процесс совершенствования налоговой системы РФ. Одни экономисты предлагают коренную ломку старой налоговой системы и создание новой; другие считают, что сложившаяся в стране налоговая система должна быть усовершенствована путем устранения недостатков.

     Налоговая система должна быть повернута к  производству, стимулируя его рост и тем самым, увеличивая базу налогообложения, которая должна зависеть от массы  произведенной продукции.

     В России с начала 90-х годов доля НДС в налоговых поступлениях падает, что объясняется как снижением ставки НДС, так и уменьшением уровня собираемости налога. В последние годы величина поступлений НДС и подоходного налога в России была значительно ниже, чем в большинстве развитых стран. Это объясняется гораздо более низкой долей денежных доходов населения. Оценка ситуации показывает, что налоговая система РФ не является жесткой, уровень налогообложения не слишком велик и не слишком превышает средний показатель в странах с аналогичным уровнем экономического развития [5].

     В целях снятия всех налоговых преград  на пути экономического роста и превращения  налоговой системы в эффективную  систему налогообложения, Правительством РФ были определены приоритетные направления  реформы налоговой политики, направленной на поиск путей увеличения налоговых доходов государства:

      - создание стабильной и ясной  налоговой системы;

      - формирование стимулов к повышению  собираемости налогов;

      - создание благоприятных условий  для повышения эффективности  производства;

      - укрепление доходной части бюджета.

     Поэтому весь смысл проводимой налоговой  реформы (согласно НК РФ) можно свести к нескольким основным позициям:

      - снижение налоговой нагрузки;

      - сокращение числа налогов;

      - уменьшение количества и упорядочение  налоговых льгот [5].

     С 2005 года отменен НДС на реализацию земельных участков жилой недвижимости.

     Не  мене важным является переход с 1 января 2005 года на принцип «страны на значения»  в торговле с Украиной, Казахстаном  и Беларусью. Теперь экспорт нефти  и газа в эти государства СНГ рассматриваются как нормальный экспорт, и экспортеры получили возможность предъявлять к вычету соответствующие суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные в РФ. Для реализации этих мер было ратифицировано несколько дополнительных межгосударственных соглашений.

     Кардинальные  изменения произошли в налоге на прибыль с 1 января 2002г., что определено в гл.25 НК РФ. Совокупная ставка налога снижена с 35 до 24% с одновременной  отменой всех льгот.

     В целях дальнейшей стабилизации налогового бремени с 1 января 2005 года снижены ставки единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такой подход обеспечит реальное снижение ЕСН для работодателей в тех отраслях, где оплата труда невысока и которые не могли воспользоваться регрессивной шкалой налогообложения, и не секрет, что непомерная нагрузка на фонд заработной платы вынуждает многих работодателей выплачивать «черную» зарплату.

     Изменились  и пропорции распределения полученного  ЕСН:

      - 20% (вместо 28) – в федеральный  бюджет;

      - 3,2% (вместо 4) – в Фонд социального страхования;

      - 0,8% (вместо 0,2) – в Федеральный  Фонд обязательного медицинского  страхования;

      - 2% (вместо 3,4) – в территориальные  фонды обязательного медицинского  страхования.

     В плане реализации задачи снижения налогового бремени также произошло введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13%. Наибольший рост поступления доходов в бюджетную систему России произошел 2001-2002гг. именно по этому налогу, что дает основание для вывода о прямой связи между либерализацией налогообложения и ростом доходных поступлений [6].

     Среди новых моментов уплаты налога выделяется система четких и носящих всеобщий характер стандартных, социальных, профессиональных и имущественных налоговых вычетов, а также «освобождение» основной массы физических лиц от необходимости предоставления в налоговые органы деклараций о доходах.

     Серьезные изменения в рамках налоговой  реформы произошли по акцизам, особенно в отношении акцизов на нефтепродукты. В связи с отменой с 1 января 2004 года налога на реализацию ГМС, в перечень подакцизных товаров были включены дизельное топливо и автомобильные масла, с 1 января 2003г. – прямогонный бензин.

     Важные  изменения с 2004 года произошли в  системе имущественных налогов (налог  на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог с наследования и дарения). Имущественные налоги должны стать стабильным источником дохода региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания – стимулировать эффективное использование имущества.

     В перечне налогов РФ установлен налог  на недвижимость, который заменяет собой три имущественных налога: юридических лиц, физических лиц, земельного. Отменен также налог на операции с ценными бумагами. Он заменяется государственной пошлиной в значительно меньших размерах и тоже с верхним ограничителем. Отменяется сбор за использование наименования «Россия» и «Российская Федерация», он тоже замене государственной пошлиной, которую нужно уплатить один раз, а не платить налог с оборота, который существовал, фактически, под видом этого сбора.

     Формально с 1 января 2005 года уже введена в  действие гл.31 «Земельный налог». Однако, фактически большинство муниципалитетов  смогло ввести такой налог только с 2006 года. Это принципиально новый  налог, базирующийся на кадастровой стоимости земли. Размер налоговой ставки определяют муниципальные власти, но она не должна превышать 1,5%, а для земель, используемых для сельскохозяйственных нужд, занятых жилищным фондом, предоставленных для жилищного строительства или же ведения хозяйства и садоводства, размер налоговой ставки не может быть выше 0,3%. Кроме того, в зависимости от категории земли могут быть установлены дифференцированные ставки.

     Переход всех регионов на новый порядок сбора  земельного налога даст дополнительные доходы местным бюджетам. Эти доходы будут расти по мере совершенствования земельного кадастра, вовлечения земли в оборот, выдачи свидетельств о собственности, оценки земли.

     С 2005 года повышены ставки дивидендов –  с 6 до 9%, при этом схема уплаты дивидендов не изменилась, что обеспечивает отсутствие каскадного налогообложения. По-прежнему налоги на дивиденды, уплаченные на предыдущих этапах, могут быть зачтены при определении сумм налогов, которые в последствии уплачиваются акционерами компании, получившей доход в виде дивидендов.

     Проводимая  налоговая реформа является основным из важнейших факторов обеспечения  экономического роста, развития предпринимательской  активности, ликвидации теневой экономики, привлечение в Россию полномасштабных  иностранных инвестиций.

     Таким образом, в последнее время в налоговое законодательство РФ внесено достаточно много изменений и дополнений. Их общее направление – сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижение налоговой нагрузки [5].

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство  финансирует важнейшие направления  жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан.

     Современная налоговая система РФ введена в действие с 1 января 1992 года на основе закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ», принятого 27 декабря 1991 года. Несовершенство этого закона связано было наряду с множеством ее недостатков, прежде всего с отсутствием единой законодательной и нормативной базы налогообложения. В целях разрешения сложившихся в налоговой системе проблем в России с 1 января 1999 года введена часть первая НК РФ.

     Весьма  серьезной проблемой является количество действующих в стране налогов. Сегодня  на территории РФ также предусмотрена трехуровневая система распределения налогов:

     федеральные налоги и сборы;

     налоги  и сборы субъектов Федерации;

     местные налоги и сборы.

Информация о работе Анализ различий в структуре налоговых доходов в бюджетах различных уровней