Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи: показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции; провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; провести анализ динамики себестоимости продукции; провести факторный анализ себестоимости продукции предприятия.
Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды российских и зарубежных специалистов по проблемам управления себестоимостью продукции, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.
Ориентация экономики на рыночные
отношения коренным образом меняет
подходы к решению многих экономических
проблем и прежде всего тех, которые
связаны с управлением
Анализ себестоимости
Снижение себестоимости
Рост собственного производства при возмещении всех производственных затрат требует раскрытия в более глубоком методическом плане вопросов перспективного и стратегического развития и управления производством. Наступает этап децентрализации по принятию управленческих решений в условиях самоокупаемости и полной самостоятельности предприятий. Отсюда и проблемные вопросы, вскрывающие суть методических подходов к управлению затратами, являются своевременными для «микроэкономик» любого предприятия. Этим обусловлен выбор темы исследования и ее актуальность.
Объект исследования – потребительское общество (ПО) «Хлебокомбинат».
Предмет исследования –
процесс анализа финансово-
Цель работы – проведение
анализа финансово-
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи: показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции; провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; провести анализ динамики себестоимости продукции; провести факторный анализ себестоимости продукции предприятия.
Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды российских и зарубежных специалистов по проблемам управления себестоимостью продукции, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.
Под себестоимостью продукции (работ и услуг) понимаются выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования – самими организациями (предприятиями) [10, c. 24].
Схема формирования себестоимости приведена на рисунке 1.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций:
– служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;
– является базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения на этой основе прибыли и рентабельности;
– представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений предприятия;
– отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.
При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:
– цеховую себестоимость, представляющую затраты цеха, связанные с производством продукции;
– производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;
– полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной; себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.
Целью анализа затрат на производство и себестоимость отдельных видов и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии издержек и уменьшения себестоимости. В расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и перспективе.
В процессе анализа затрат на производство и себестоимость выпускаемой продукции промышленное предприятие:
– изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции;
– оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;
– сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;
– исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию;
– изучает показатели вклада на покрытие, запаса финансовой прочности и операционного рычага;
– оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты, с плановой сметой;
– определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;
– устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.) [6, c. 114].
Основными источниками
информации для проведения анализа
себестоимости продукции
Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь определяется следующими факторами:
– формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;
– степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;
– состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;
– наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;
– наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
– абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;
– издержкоемкость продукции;
– себестоимость отдельных изделий;
– отдельные статьи затрат;
– затраты по центрам ответственности.
Анализ себестоимости продукции проводится в следующих основных направлениях:
– структурно-динамический анализ себестоимости продукции;
– анализ затрат на рубль продукции;
– анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;
– анализ себестоимости конкретных видов продукции;
– факторный анализ себестоимости продукции.
Рассмотрим сжато отдельные положения методики анализа затрат на производство и себестоимость выпускаемой продукции промышленного предприятия [8, c. 27].
В процессе анализа изучают совокупные затраты на весь объем произведенной и реализованной продукции и их средней размер на один рубль указанных видов продукции, их изменения по сравнению с планом и в динамике. Отдельно изучаются изменения себестоимости по основным видам и всей продукции. Для этого просчитывают фактическую себестоимость товарной, реализованной продукции и основных ее видов, оценивают их изменения по сравнению с планом и в динамике и какие факторы оказали влияние на эти изменения (пересмотр цен, тарифов, изменения объема и структуры товарной и реализованной продукции, величины запасов готовой продукции на начало и конец анализируемого периода).
Каждое предприятие выполняет подробный анализ структуры затрат на производство. Прежде всего определяют удельный вес каждой статьи затрат за определенный период, оценивают темп изменения ее величины для того, чтобы выявить издержки, которые могут стать значимыми в ближайшем будущем. Нельзя получить заметную экономию по статье издержек, которые составляют, например, 1% от всех расходов. Для получения значимого эффекта необходимо проанализировать 20% видов издержек, которые занимают около 80% в их совокупной величине (известно правило: 20% видов дает 80% объема продаж, издержек и т.д.).
При рассмотрении структуры затрат предприятия следует оценивать каждую статью с точки зрения ее значимости и контролируемости.
Обобщение данных промышленных предприятий позволило установить, что важными контролируемыми статьями затрат являются материалы, зарплата, накладные расходы. Высокими темпами растут расходы на электроэнергию (силовую). К числу важнейших не контролируемых расходов относят расходы на социальные нужды, которые для своего покрытия постоянно требуют наличия средств (эта статья существует только в условиях российской экономики). Причем покрывать эту статью предприятия должны независимо от того, есть ли у него чистая прибыль или нет.
При определении резервов роста необходимо учесть составляющие каждой значимой статьи. Так, в состав производственных накладных расходов входят амортизация и затраты на текущий ремонт, а также расходы на содержание зданий и сооружений, которые интенсивно растут в последнее время, а в состав общезаводских накладных расходов – заработная плата общезаводского персонала и прочие расходы (телефонные переговоры). Предприятие должно подробно изучить каждую значимую статью расходов, определить, в какие периоды и почему происходят их резкие изменения, и установить, как можно уменьшить влияние неблагоприятных факторов [9, c. 45].
Особое внимание необходимо уделять анализу безубыточности производства. При этом анализе предприятие получает ответ на такие вопросы: какое воздействие на прибыль имели бы снижение цены реализации и продажа большого количества изделий, какой требуется объем продаж для покрытия дополнительных постоянных издержек в связи с предполагаемым расширением предприятия и другие. Цель анализа безубыточности – установить, что произойдет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объема производства изменится. Такая информация имеет огромное значение для предприятия, так как одной из важных переменных, влияющих на совокупный доход от продаж, совокупные издержки и прибыль, является объем производства (или реализации). По показателю выпуска продукции предприятия имеют возможность определить, при каком объеме прибыль будет максимальной и при каком не будет ни прибыли, ни убытков (т.е. установить точку безубыточности).
Операционный анализ – это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства. Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, value, profit – анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование [8, c. 59].