Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 16:30, курсовая работа
Цель работы – проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности и себестоимости предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие задачи: показать значение, задачи и источники анализа себестоимости продукции; провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия; провести анализ динамики себестоимости продукции; провести факторный анализ себестоимости продукции предприятия.
Теоретической и методологической базой исследования являются научные труды российских и зарубежных специалистов по проблемам управления себестоимостью продукции, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.
У предприятия имеется недостаточно высоколиквидных активов для погашения наиболее срочных обязательств (разница составляет 1012 тыс. руб. – в 2008 гг. и 540 тыс. руб. – в 2007 г., 123 тыс. руб. – в 2006 г.). В соответствии с принципами оптимальной структуры активов по степени ликвидности, краткосрочной дебиторской задолженности должно быть достаточно для покрытия среднесрочных обязательств. В данном случае у предприятия недостаточно быстрореализуемых активов для полного погашения среднесрочных обязательств.
Поскольку соблюдаются
не все условия ликвидности
Для оценки платежеспособности
предприятия рассчитывают относительные
показатели: коэффициент абсолютной
ликвидности, коэффициент быстрой
ликвидности и коэффициент
Эти показатели представляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешних субъектов анализа; коэффициент абсолютной ликвидности – для поставщиков сырья и материалов, коэффициент быстрой ликвидности – для банков, коэффициент текущей ликвидности – для инвесторов.
Таблица 4 – Коэффициенты платежеспособности ПО «Хлебокомбинат» за 2006–2008 годы
Коэффициенты ликвидности |
Норматив |
2006 |
2007 |
2008 |
Изменение | |
2007 от 2006 |
2008 от 2007 | |||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,1–0,2 |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
0 |
0 |
Коэффициент текущей ликвидности |
2 |
0,5 |
0,25 |
0,24 |
-0,25 |
-0,01 |
Коэффициент критической ликвидности |
1 |
1,15 |
1,06 |
1,16 |
-0,09 |
0,1 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) определяется отношением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия.
Данный коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов. Однако и при небольшом его значении предприятие может быть всегда платежеспособным, если сумеет сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и срокам. Поэтому каких-либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует. Дополняет общую картину платежеспособности предприятия наличие или отсутствие у него просроченных обязательств, их частота и длительность.
Коэффициент абсолютной ликвидности имеет значение значительно ниже нормы в 2006–2008 гг.
Итак, в случае поддержания остатка денежных средств на уровне отчетной даты (в основном за счет обеспечения равномерного поступления платежей от партнеров по бизнесу) имеющаяся краткосрочная задолженность не может быть погашена за 2–5 дней.
Коэффициент быстрой (срочной) ликвидности – отношение совокупности денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и краткосрочной дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, к сумме краткосрочных финансовых обязательств. Удовлетворяет обычно соотношение 0,7–1.
Значение коэффициента быстрой (промежуточной) ликвидности не соответствует норме – 0,5; 0,25; 0,24 в 2006–2008 гг. при норме 1,0 и более. Это говорит о недостатке у ПО «Хлебокомбинат» ликвидных активов, которыми можно погасить наиболее срочные обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, к общей сумме краткосрочных обязательств; он показывает степень покрытия оборотными активами оборотных пассивов.
Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами, что наблюдается у ПО «Хлебокомбинат», обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. Чем больше этот запас, тем больше уверенность кредиторов в том, что долги будут погашены.
Проводя анализ себестоимости
продукции предприятия, необходимо
осуществлять анализ ее динамики и
структуры. В наглядном виде динамика
себестоимости проданных
Рисунок 1 – Динамика себестоимости проданных товаров, продукции, услуг ПО «Хлебокомбинат» в 2006–2008 гг.
Из рисунка 1 видно, что основная тенденция изменения полной себестоимости продукции и услуг ПО «Хлебокомбинат» – тенденция к возрастанию с 13096 тыс. руб. до 19259 тыс. руб.
Факторный анализ себестоимости продукции позволяет выявить причины изменения ее общей суммы и отдельных элементов. Факторный анализ позволяет определить резервы и пути снижения себестоимости продукции.
Прежде всего определим показатель «затраты на рубль товарной продукции», проанализируем его динамику и дадим оценку повлиявшим на него факторам.
2006 год: 13096/13398 = 0,977, или 97,7%
2007 год: 7841/8023=0,977, или 97,7%.
2008 год: 19259/19734=0,976, или 97,6%.
Затраты на рубль товарной продукции предприятия ПО «Хлебокомбинат» являются весьма высокими. Так, в 2006–2007 г. они составили 0,977, в 2008 г. несколько сократились и составили до 0,976.
Методом цепной подстановки определим влияние изменения себестоимости и выручки от продаж на затраты на рубль товарной продукции (рис. 2).
Рисунок 2 – Влияние факторов на изменение затрат на рубль товарной продукции ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.
Расчет влияния изменения себестоимости продукции:
19259/8023 – 0,977 = 2,40–0,977 = 1,423 руб.
Вследствие роста
Расчет влияния изменения выручки от продаж:
0,976 – 2,4 = -1,424, или -142,4%.
За счет роста выручки от продаж затраты на рубль товарной продукции сократились на 1,424, или 142,4%.
Общее влияние факторов: 1,423–1,424 = -0,001.
Совместное влияние факторов привело к снижению затрат на рубль товарной продукции на 0,001, или 0,1%. Выявленная тенденция является положительной.
В таблице 5 представлена информация для факторного анализа общей суммы затрат ПО «Хлебокомбинат».
Таблица 5 – Информация для факторного анализа общей суммы затрат ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.
Затраты, тыс. руб. |
Факторы изменения затрат | |||
объём выпуска продукции |
структура продукции |
переменные затраты |
постоянные затраты | |
Затраты 2007 г.: 7841 |
2007 |
2007 |
2007 |
2007 |
2007 г., пересчитанный на объём производства продукции 2008 г.: 8010 |
2008 |
2007 |
2007 |
2007 |
По уровню 2007 г. на выпуск продукции 2008 г.: 12400 |
2008 |
2008 |
2007 |
2007 |
2008 г. при уровне постоянных затрат 2007 г.: 15705 |
2008 |
2008 |
2008 |
2007 |
Затраты 2008 г.: 19259 |
2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
Расчет влияния объема выпуска продукции на общую сумму затрат:
8010–7841 = 169 тыс. руб.
Расчет влияния изменения структуры продукции на затраты:
12400–8010 = 4390 тыс. руб.
Расчет влияния изменения переменных затрат:
15705–12400 = 3305 тыс. руб.
Расчет влияния изменения постоянных затрат:
19259–15705 = 3554 тыс. руб.
Общее влияние факторов: 169+4390+3305+3554 = 11418 тыс. руб.
В наглядной форме влияние факторов на общую сумму затрат предприятия ПО «Хлебокомбинат» показано на рисунке 3.
Рисунок 3 – Влияние факторов на изменение общей суммы затрат ПО «Хлебокомбинат» в 2007–2008 гг.
Из расчетов и рисунка 4 ясно, что все факторы привели к росту общей суммы затрат предприятия на 11418 тыс. руб. Наиболее сильное влияние оказало изменение структуры продаж, в результате чего затраты предприятия повысились на 4390 тыс. руб. Вторым по силе был фактор роста постоянных затрат, действие которого вызвало рост общей суммы затрат предприятия на 3554 тыс. руб.
В таблице 6 представлена информация для анализа операционного рычага ПО «Хлебокомбинат».
Операционный рычаг уменьшился на 0,5 в 2008 г. по сравнению с 2106 г. Сила воздействия операционного рычага составила 0,02 и 0,03 в 2007 и 2008 гг. соответственно.
Таблица 6 – Операционный рычаг ПО «Хлебокомбинат» в 2006–2008 годах
Показатель |
Годы |
Изменение | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
+,- |
Темп роста, % | |||
2007 от 2006 |
2008 от 2007 |
2007 к 2006, % |
2008 к 2007, % | ||||
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
13398 |
8023 |
19734 |
-5375 |
11711 |
59,9 |
246,0 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
302 |
182 |
475 |
-120 |
293 |
60,3 |
261,0 |
Себестоимость проданной продукции, тыс. руб., в том числе: |
13096 |
7841 |
19259 |
-5255 |
11418 |
59,9 |
245,6 |
– сумма переменных затрат, тыс. руб. |
10740 |
6430 |
15792 |
-4310 |
9362 |
59,9 |
245,6 |
– сумма постоянных затрат, тыс. руб. |
2356 |
1411 |
3467 |
-945 |
2056 |
59,9 |
245,7 |
Сумма маржинального дохода, тыс. руб. |
2658 |
1593 |
3942 |
-1065 |
2349 |
59,9 |
247,5 |
Доля маржинального дохода в выручке, % |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
0 |
0 |
100,0 |
100,0 |
Безубыточный объем продаж, тыс. руб. (постоянные расходы / доля маржинального дохода) |
11780 |
7055 |
17335 |
-4725 |
10280 |
59,9 |
245,7 |
Операционный рычаг (маржинальный доход / прибыль от продаж) |
8,8 |
8,8 |
8,3 |
0 |
-0,5 |
100,0 |
94,3 |
Сила воздействия |
Х |
0,02 |
0,03 |
Х |
Х |
Х |
Х |
Это свидетельствует о том, что предприятие недостаточно эффективно управляет своими затратами, так как увеличение маржинального дохода всего на 2349 тыс. руб. привело к росту прибыли всего на 293 тыс. руб.
По данным таблицы 7 определим запас финансовой прочности ПО «Хлебозавод».
Таблица 7 – Запас финансовой прочности ПО «Хлебокомбинат» в 2006–2008 годах
Показатель |
Годы |
Изменение | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
+,- |
Темп роста, % | |||
2007 от 2006 |
2008 от 2007 |
2007 к 2006, % |
2008 к 2007, % | ||||
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
13398 |
8023 |
19734 |
-5375 |
11711 |
59,9 |
246,0 |
Безубыточный объем продаж, тыс. руб. (постоянные расходы / доля маржинального дохода) |
11780 |
7055 |
17335 |
-4725 |
10280 |
59,9 |
245,7 |
Запас финансовой устойчивости, тыс. руб. |
1618 |
968 |
2399 |
-650 |
1431 |
59,8 |
247,8 |
Запас финансовой устойчивости, % |
12,1 |
12,1 |
12,2 |
0 |
0,1 |
100,0 |
100,8 |
Выручка от продажи может уменьшиться еще на 12,2%, и тогда рентабельность будет равна нулю. Если же выручка от продаж станет еще ниже, то предприятие будет убыточным.
Предприятию нужно постоянно следить за запасом финансовой устойчивости, выяснять насколько близок или далек порог рентабельности, ниже которого не должна опускаться выручка предприятия.
Основными резервами снижения себестоимости продукции и услуг были названы: увеличение объема производства продукции; сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования материальных ресурсов, сокращения непроизводительных расходов, потерь и т.д.