Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

К местным бюджетам в Российской Федерации относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Становление и функционирование системы местных бюджетов в Российской Федерации регулируется четырьмя основными законодательными актами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы муниципальных финансов………………………..5
1.1. Понятие и экономическая сущность муниципальных финансов…….5
1.2. Функции муниципальных финансов………………………………….10
1.3. Нормативно правовое регулирование муниципальных финансов….13
2. Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов (в условиях реформы местного самоуправления)………………………………………………………………18
2.1. Анализ динамики формирования муниципальных финансов (на примере муниципального образования «Алексеевский муниципальный район»)……………….18
2.2. Анализ структуры муниципальных финансов (на примере муниципального образования «Алексеевский муниципальный район»)…………………………21
2.3. Пути совершенствования муниципальных финансов (в условиях реформы местного самоуправления)………………………………………...34
Выводы и предложения………………...………………………………...…..40
Список использованной литературы……………………………………...…42

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

     Основные  функции финансовой системы. Для  финансовой системы в целом  решающее значение имеют следующие  функции: планирование, организация,  стимулирование, контроль.

     1. Функция  планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов, во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения.

     2. Функция  организации включает бюджетное  устройство, бюджетную классификацию,  предполагает необходимость определения  порядка составления, утверждения  и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

     3. Функция  стимулирования основывается на  деятельности, направленной на реализацию  целей. С помощью этой функции  интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

     4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

     Функции  финансов, связанные с регулированием  реального денежного оборота. 

    1. Распределительная  функция государственных и муниципальных  финансов заключается в том,  что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

      Государственные  и муниципальные финансы функционируют  на основе перераспределения  финансовых ресурсов через систему  централизованных фондов. С помощью  этой функции они обслуживают  воспроизводственные процессы как  в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе. Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

     Основными  объектами реализации распределительной  функции финансов являются обязательные  платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

     2. Контрольная  функция государственных и муниципальных  финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

     - контроль  за изменением финансовых показателей,  состоянием платежей и расчетов;

     - контроль  за реализацией стратегии финансирования.

     В первом  случае применяется система санкций  и поощрений, использующая меры  принудительного или стимулирующего  характера. Во втором случае  речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

     Контрольная  функция финансов всегда имеет  конкретную форму проявления. Она  может быть направлена на бюджет  определенного уровня, внебюджетный  фонд, предприятие или учреждение.

     Контрольная  функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

     1) Контроль  за правильным и своевременным  перечислением средств в централизованные  фонды; 

     2) Контроль  за соблюдением заданных параметров  централизованных фондов денежных  средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

     3) Контроль  за целенаправленным и эффективным  использованием финансовых ресурсов.

     Таким образом,  целевое и эффективное использование  финансовых ресурсов контролируется  на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

 

1.3. Нормативно правовое  регулирование муниципальных финансов

    Основным законом  страны является Конституция  РФ, на нормах которой строятся  все бюджетные отношения в  РФ. Конституция РФ подчёркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России. В настоящее время в состав России входят 83 субъектов РФ. Республики имеют свои конституцию и законодательство, остальные субъекты РФ – уставы и законодательства. Субъекты РФ имеют свои предметы ведения. 

     Общие цели  анализа нормативно-правовой базы  состоят в оценке полноты, дееспособности  и непротиворечивости нормативно-правовой  базы, ее соответствия федеральному  и региональному законодательству.  
Особо следует обратить внимание на то, существует ли утвержденное представительными органами местного самоуправления «Положение о бюджетном процессе муниципального образования», определяющее (регламентирующее) процедурные нормы и правила с учетом особенностей местного бюджета и в соответствии с федеральными основами бюджетного процесса. Если бюджетный процесс регулируется Уставом муниципального образования,  на сколько подробно определены сроки составления проекта местного бюджета, процедура его принятия, распределены функции, ответственность и контроль за соблюдением процедурных норм и расходованием   средств.                                                                   

   Правовая база, регулирующая расходы бюджета  муниципальных финансов основывается  на нормативных актах, регулирующих все бюджетные отношения в РФ. Правовые акты, регулирующие все бюджетные отношения, классифицируют по юридическим свойствам, выделяя следующие:

1)нормативные акты, которые  устанавливают общие правила  участников финансовых отношений,  регулируют определённые виды финансовых отношений; определяют конкретные признаки соответствующего вида финансовых отношений;

2)финансово-плановые  акты, значительный массив которых  характерен для бюджетного права. 

3)Бюджетное законодательство  РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ, утверждённого Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на прогнозный период, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий финансовый год и на прогнозный период, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий финансовый год и прогнозный период и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

На уровне местного самоуправления не применяется принцип разделения властей, каждый орган должен действовать  так, чтобы не дублировать другие. Границы разделения труда могут быть достаточно подвижными. Более того, институционально возможно даже гибкое объединение органов, выполняющих разные функции. Глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления и председательствовать на его заседаниях. В то же время, принципы рациональной организации труда по управлению требуют, чтобы каждый орган был наделен компетенцией, отличающей его действия от действий любого другого органа местного самоуправления.

Закон закрепляет наделение органов местного самоуправления собственной компетенцией в решении вопросов местного значения в соответствии с уставом данного муниципального образования. Собственная компетенция - это относительно постоянные, устойчивые полномочия, отраженные в базовом документе местного самоуправления. Ее изменение возможно на основе изменения устава. В то же время изменения компетенции в уставе могут быть вызваны федеральными законами и законами субъектов Федерации. Впрочем, речь может идти не только о вопросах местного значения, но и об отдельных государственных полномочиях, которыми наделяются органы местного самоуправления. Если в Законе о передаче полномочия муниципальному образованию речь идет о конкретном органе, которому поручается осуществление этого полномочия, значение устава не столь велико, как в случае с решением вопросов местного значения. В последнем случае именно устав может определять, какой конкретно орган решает эти вопросы. При передаче государственных полномочий с фиксированным органом-исполнителем в уставе воспроизводится поручение данному органу.

   В РТ был  разработан План реализации Программы  реформирования муниципальных финансов  Республики Татарстан, утверждённый  Постановлением Кабинета Министров  РТ от 29 ноября 2007г. №666.

   В соответствии с данным Планом была выработана Методика оценки усилий по социально-экономическому развитию и качества управления общественными финансами муниципальных образований Республики Татарстан.

   Приказом Министерства  финансов РТ от 11 июня 2008 г. №07-61 «Об оперативной (ежеквартальной) и годовой оценке качества управления финансами муниципальных образований Республики Татарстан» утверждён перечень показателей, характеризующих качество управления финансами и платежеспособности муниципальных образований Республики Татарстан, для проведения оперативной (ежеквартальной) оценки качества управления финансами муниципальных образований Республики Татарстан. Проводить оперативную (ежеквартальную) оценку качества управления финансами муниципальных образований Республики Татарстан по состоянию на 1 апреля, на 1 июля, на 1 октября, на 1 января очередного финансового года поручено заместителю министра финансов РТ.

   Таким образом,  к нормативным источникам: относятся  Конституция РФ, Бюджетный кодекс  РФ, Бюджетные кодексы республик, входящих в состав РФ, Налоговый кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом РФ, издаваемые главами субъектов РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерствами финансов РФ и субъектов РФ, регулирующие вопросы оценки финансовой устойчивости региональных бюджетов и оценки качества управления муниципальными финансами.

    Итак, подводя  итоги первой главы, муниципальные  финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Будучи частью производственных отношений, финансы относятся к экономическому базису их обусловленность стоимостным распределением подчеркивает исторически преходящий характер финансов.

     Целевое  и эффективное использование  финансовых ресурсов контролируется  на основе составляемых плановых  и отчетных смет образования  и расходования денежных фондов.

     К нормативным  источникам: относятся Конституция  РФ, Бюджетный кодекс РФ, Бюджетные кодексы республик, входящих в состав РФ, Налоговый кодекс РФ и другие нормативно-правовые акты, издаваемые Президентом РФ, издаваемые главами субъектов РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, Министерствами финансов РФ и субъектов РФ, регулирующие вопросы оценки финансовой устойчивости региональных бюджетов и оценки качества управления муниципальными финансами.

 

 

  1. Анализ современного состояния и перспективы развития                                                   муниципальных финансов (в условиях реформы местного самоуправления)

 

2.1. Анализ динамики  формирования муниципальных финансов (на примере «муниципального образования «Алексеевский муниципальный район»)

     Основной  задачей реформы местного самоуправления  является именно усиление роли  собственных доходов (в первую очередь местных налогов и неналоговых доходов) в формировании достаточного для выполнения возложенных функций объёма доходов бюджетов местного уровня.

    О расходах  бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» в первую очередь нужно судить по динамике социально значимых расходов муниципалитета. С этой целью статьи расходов бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» за 2011-2013 гг. представлены в таблице 1.

Информация о работе Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов