Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

К местным бюджетам в Российской Федерации относят районные, городские, сельские, поселковые бюджеты и районные бюджеты в городах. Становление и функционирование системы местных бюджетов в Российской Федерации регулируется четырьмя основными законодательными актами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и Бюджетным кодексом РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы муниципальных финансов………………………..5
1.1. Понятие и экономическая сущность муниципальных финансов…….5
1.2. Функции муниципальных финансов………………………………….10
1.3. Нормативно правовое регулирование муниципальных финансов….13
2. Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов (в условиях реформы местного самоуправления)………………………………………………………………18
2.1. Анализ динамики формирования муниципальных финансов (на примере муниципального образования «Алексеевский муниципальный район»)……………….18
2.2. Анализ структуры муниципальных финансов (на примере муниципального образования «Алексеевский муниципальный район»)…………………………21
2.3. Пути совершенствования муниципальных финансов (в условиях реформы местного самоуправления)………………………………………...34
Выводы и предложения………………...………………………………...…..40
Список использованной литературы……………………………………...…42

Файлы: 1 файл

курсовая финансы.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Таблица 1.

Расходы бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» за 2011-2013 гг., млн. руб.

Статьи расходов

2011 г.

2012 г.

факт

2013 г. план

1

2

3

4

Расходы, всего

529,4

532,5

470,8

ЖКХ

53,5

62,7

37,4

Образование

291,1

311,9

313,0

Культура и кинематография

37,9

38,7

41,0

Управление

68,2

62,0

60,0

Социальная политика

16,0

36,8

10,8


    Источники: отчётные  данные Совета Алексеевского муниципального района за 2011-2013гг., Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов», Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов» (с изменениями).

   Данные таблицы  1 свидетельствуют о том, что  общие расходы бюджета муниципального  образования «Алексеевский муниципальный район» за 2011-2013 гг. снизились на 11%. Социально значимые расходы, финансируемые из местного бюджета, за 2011-2013 гг. напротив увеличились. Так, за анализируемый период расходы на образование выросли на 7,5%, расходы на культуру – на 8,2. А расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и проведение социальной политики в течение 2011-2013гг. имели неравномерную динамику. В 2013 г. расходы на содержание жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» значительно сокращены (-30%) данное сокращение связано с переводом учреждений и организаций ЖКХ на автономное финансирование. Сокращение расходов на проведение социальной политики в анализируемом муниципалитете началось ещё с 2008 г. и эти расходы должны сократиться почти в три раза по сравнению с 2012 годом. Но это данные плановые, поэтому выводы сделать пока не целесообразно.

   Если рассматривать  отдельные моменты финансирования социально значимых расходов местного уровня за счёт предоставления республиканской финансовой помощи, то можно заметить положительную их динамику (таблица 2).

 

 

Таблица 2.

Отдельные направления  расходования предоставленной из бюджета  Республики Татарстан финансовой помощи в муниципальном образовании  «Алексеевский муниципальный район» в 2011-2013 гг., млн. руб.

Статьи расходов

2011 г.

2012 г.

факт

2013 г.

план 

1

2

3

4

Капитальный ремонт многоквартирных  домов

10,8

10,8

12,3

Обеспечение жильем граждан, проживающих в сельской местности

9,4

38,5

14,9

Капитальное строительство объектов государственной собственности

2,1

20,9

26,2


Источники: отчётные данные Совета Алексеевского  муниципального района за 2011-2013гг., Решение  Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского  муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов», Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов» (с изменениями).

 

    Данные таблицы 2 констатируют ежегодный рост размеров средств, направляемых муниципальным образованием «Алексеевский муниципальный район» на ремонт жилых многоквартирных домов – за 2011-2013 гг. (с учётом плановых показателей) они выросли на 2,9 млн. руб., или на 58%. Это связано с расширяющимися масштабами ремонтных работ жилых помещений капитального характера, на что выделяются значительные средства бюджета Республики Татарстан, в том числе и за счёт созданного на федеральном уровне Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

    Значительно  в течение 2011-2012 гг. увеличились расходы муниципалитета на обеспечение жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности – с 9,4 млн. руб. в 2011 г. до 38,5 млн. руб. в 2012 г.. Связано это с политикой государства по приостановлению оттока сельского населения в города. В 2013 г. запланировано снижение расходов муниципалитета на обеспечение жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности на 61% от уровня 2012 г. или на 23,6 млн.руб. в связи со сворачиванием программы во втором полугодии 2013 года.

  Расходы на капитальное строительство объектов государственной собственности, финансируемые за счёт средств бюджета Республики Татарстан, в 2011 г. в общем объёме составили 2,1 млн. руб., в 2012 г. – увеличились почти в 10 раз до 20,9 млн. руб., в 2013 г. (план) – составили 26,2 млн. руб., такое увеличение расходов связано со строительством многофункциональных центров в сельских поселениях муниципального образования «Алексеевский муниципальный район», построенных в соответствии с республиканской программой по возведению сельских домов культуры в населенных пунктах Татарстана, предполагающей наличие учреждения культуры в каждой деревне. Это также в определённой мере характеризует эффективность использования средств, выделяемых муниципалитету из бюджета Республики Татарстан.

 

2.2. Анализ структуры  муниципальных финансов (на примере муниципального образования «Алексеевский муниципальный район»)

    Для того чтобы выяснить насколько эффективно используется финансовая помощь, предоставленная из бюджета Республики Татарстан, в муниципальном образовании «Алексеевский муниципальный район», необходимо изучить показатели доходов местного бюджета. Статьи доходов бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» за 2011-2013гг. представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Доходы бюджета  муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» за 2011-2013 гг., млн. руб.

Статьи доходов 

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1

2

3

4

Налоговые доходы

171,7

197,1

199,9

Неналоговые доходы

17,9

10,7

7,3

Безвозмездные поступления, всего

345,5

325,2

251

Межбюджетные трансферты из бюджета РТ, всего

345,5

325,2

251

- дотации

-

33,5

29,4

- субсидии

201,2

177,5

101,7

- субвенции

97,3

103,7

118,0

- иные межбюджетные трансферты

47,0

10,5

1,9

Доходы, всего

535,1

533,0

458,2


Источники: отчётные данные Совета Алексеевского муниципального района за 2011-2013гг., Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов», Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов» (с изменениями).

 

     Данные, представленные в таблице 3, характеризуют неравномерную динамику доходных статей бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район». Заметно значительное уменьшение прогнозируемых объёмов доходов муниципалитета в 2013 г. За 2011-2013 гг. общие доходы муниципального бюджета снизились  на 14,4%. Поступление безвозмездных платежей в доходы бюджета муниципального образования за 2011-2013гг. уменьшилось на 27,4 %. Безвозмездные поступления в доходах бюджета анализируемого муниципалитета занимают более половины всех доходных источников. В 2011 г. на их долю приходилось 64,6% всех доходов бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район», в 2012 г. – 61,0%, в 2013 г.– 54,8%, совокупных доходов бюджета муниципального образования  «Алексеевский муниципальный район».

    Нужно заметить, что финансовая помощь, поступающая из бюджета Республики Татарстан, формирует не всю совокупность безвозмездных поступлений бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район».

Рис. 1. Удельный вес финансовой помощи в доходах бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» в 2011-2013 гг. (%)

 

Рис. 1 наглядно отображает важное значение финансовой помощи в  формировании местного бюджета. Причём, реформирование местного самоуправления предусматривает сокращение доли бюджетных средств, предоставляемых в виде финансовой помощи из вышестоящего бюджета. Нужно заметить, что в бюджете муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» среди всех видов финансовой помощи, предоставленной из республиканского бюджета, преобладают субсидии (таблица 4).

Таблица 4.

Структура доходов  бюджета муниципального образования  «Алексеевский муниципальный район» в 2011–2013 гг., %

Статьи доходов

2011 г.

2012 г.

2013 г.

1

2

3

4

Налоговые доходы

32,1

37,0

43,6

Неналоговые доходы

3,3

2,0

1,6

Безвозмездные поступления, всего

64,6

61,0

54,8

Межбюджетные трансферты из бюджета РТ, всего

64,6

61,0

54,8

- дотации

-

6,3

6,4

- субсидии

37,6

33,3

22,2

- субвенции

18,2

19,5

25,8

- иные межбюджетные трансферты

8,8

1,9

0,4

Доходы, всего

100,0

100,0

100,0


Источники: отчётные данные Совета Алексеевского  муниципального района за 2011-2013гг., Решение  Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов», Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов», Решение Совета Алексеевского муниципального района «О бюджете Алексеевского муниципального района на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов» (с изменениями).

Данные, представленные в таблице 4, характеризуют доходы бюджета муниципального образования  «Алексеевский муниципальный район» как высоко зависимые от финансовой помощи из вышестоящего бюджета. На долю субвенций в 2011 г. приходилось 18,2% всех доходов муниципального образования, в 2012 г. – 19,5%, в 2013 г. (план) – 25,8%. Заметно значительное увеличение удельного веса предоставляемых субвенций в доходах анализируемого муниципалитета по прогнозным данным в 2013 г.

    Субсидии, выделяемые из бюджета Республики Татарстан, в 2011 г. формировали 37,6% муниципальных доходов, в 2012 г. – 33,3%, в 2013 г. (план) – 22,2%. По прогнозным данным в 2013г. доля субвенций в доходах муниципалитета должна уменьшиться в полтора раза по сравнению с уровнем 2011 г., что в большей степени обусловлено сокращением размеров субсидий, выделяемых муниципалитету на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов.

    За счёт  дотаций из Регионального фонда  финансовой поддержки муниципальных  районов в 2012 г. было сформировано 6,3% доходов бюджета муниципального образования «Алексеевский муниципальный район», в 2013 г. (план) – 6,4%, в 2011 г. дотации в бюджете муниципального образования не предусмотрены. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что прекращение дотационной зависимости муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» от регионального бюджета, что является одним из направлений реформы местного самоуправления, не оправдало себя.

     Если посмотреть  на динамику предоставления финансовой  помощи из бюджета Республики  Татарстан муниципальному образованию  «Алексеевский муниципальный район» в течение 2011-2013 гг., то заметна стабильная тенденция по уменьшению поступления финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан. Из представленных данных на рис. 2 можно заметить, что рассматриваемый период характеризуется спадом поступлений республиканской финансовой помощи.

Рис. 2. Динамика финансовой помощи, предоставленной бюджету  муниципального образования «Алексеевский муниципальный район» из бюджета Республики Татарстан,

Информация о работе Анализ современного состояния и перспективы развития муниципальных финансов